Почему на пленку? Интервью с ценителем аналоговой фотографии

 
14 февраля 2014 в 8:30
Автор: Влад Борисевич. Фото: Андрей Карачун
Автор: Влад Борисевич. Фото: Андрей Карачун

Вопрос о превосходстве пленочной или цифровой фотографии всегда вызывает ожесточенные споры и рискует стать философским. Мы побеседовали с минским программистом Андреем, который целенаправленно снимает абсолютное большинство кадров пленочной камерой. О причинах, на это его побудивших, о неявных бонусах пленочной фотографии, а также о том, чем полезна работа с пленкой и насколько это дорогое увлечение в эпоху Instagram, читайте в нашем интервью.

— Почему пленка?

— Я не занимаюсь коммерческой съемкой или репортажем — я занимаюсь творческой фотографией. Тут нет необходимости в точности и быстроте передаче информации, характерной для цифровой съемки. Мне некуда спешить. Я начинал снимать на «цифру», но спустя год перешел на пленку, и это оказалось очень моим.

Ключевым словом тут будет «замедлиться». Однако это не буквальное понятие, а составное. На «цифре» есть искушение за одну минуту отщелкать очень много кадров и заменить видение и чувство ситуации на механический перебор фотографий.

А вот пленку при всем желании не можешь так тратить, она заставляет тебя быть здесь и сейчас. И результат получается интересней. Признаю, видеть сразу результат на «цифре» тоже удобно, в коммерческой съемке и репортаже. На пленке же результат никогда не увидишь мгновенно, и приходится быть более внимательным. Получается приятное чувство — ожидание чего-то хорошего. От него не стоит бежать. Процесс растягивается, заставляет осознать, быть глубже в ситуации. Я считаю, что для творчества это важно.

— Если я сниму один и тот же кадр на «цифру» и на пленку, то, вероятнее всего, на пленке он изначально будет выглядеть лучше. Почему?

— Есть субъективные и объективные предпосылки. Давайте начнем с объективных причин. Пленка разрабатывалась с учетом визуального восприятия людьми. Поэтому тоновые и цветовые кривые сдвинуты определенным образом, чтобы картинка была приятна человеческому глазу. То есть та постобработка, которую цифровые фотографы делают в Photoshop, в пленке как бы заложена изначально. Если мы просто возьмем пленочную камеру и снимем технически правильный кадр, то в целом он уже будет обладать свойствами красивого, благородного изображения. В случае со своими наиболее удачными фотографиями мне не приходилось тратить время на постобработку, они меня устраивали как есть.

Субъективно же, есть пленочная эстетика. «Цифра» пока еще только вырабатывает свою эстетику, и она определенно у нее будет, но пленка уже ей обладает. Стоит показать человеку фотографию, и он сразу понимает, что она пленочная, его это трогает. Некоторые даже видят определенную эстетику в пленочном браке — засветах, царапинах, но это уже очень сильно на любителя.

Цифровая картинка же получается несколько иной, точно констатирующей реальность. Однако мне констатация не сильно интересна, мне более интересен аспект образов.

— Как в Минске проявлять пленку?

— Я учился и пробовал проявлять сам, однако так и не стал фанатом проявки, потому что она требует очень много времени. К тому же у меня дома живут коты, от которых всегда куча шерсти, что создает дополнительные проблемы. Так что сейчас проявляю не сам, а отдаю людям, которые этим занимаются и выдают качественный результат. C улицы, конечно, таких специалистов не найти, слишком небольшой спрос. Но если ты в теме пленочной фотографии, то совсем нетрудно. Сообщество любителей пленки — это позитивные и очень открытые люди.

Если быть честным, любая фотография, и пленочная в том числе, у нас редко доходит до состояния печати на бумаге. Поэтому следующий после проявки шаг — это чаще сканирование на цифровой носитель. Большинство снимков мы смотрим в интернете — и это сканированные кадры. Даже классические фотографии, на которых мы учимся, гораздо чаще можно увидеть в отсканированном, чем в напечатанном виде. Получается такое «миксованное» творчество.

— Насколько это дорогое увлечение?

— В целом увлечение действительно недешевое. И это важный фактор, который заставляет дисциплинировать себя. Ты не тратишь кадры совсем бездумно. С другой стороны, это компенсируется тем, что даже подержанная пленочная техника очень качественная.

Чтобы купить хорошую цифровую зеркальную камеру, надо отдать за «тушку» и объектив 2—3 тысячи долларов. Диапазон же цен на пленочные фотоаппараты начинается от 10 долларов — это пластиковые «игрушечные» модели. Качественную камеру можно взять за долларов 300—400. А на остальные 2 тысячи можно очень много снимать. Чтобы купить, отснять, проявить и отсканировать одну катушку пленки, потребуется около 10 долларов. В среднем это будет 36 узких или 12 среднеформатных кадров.

Лично у меня интенсивность съемок зависит от настроения. Если я куда-то еду путешествовать, то покупаю много пленок и много снимаю. На закупку и проявку всего этого может уйти долларов 300—400. Обычно же в среднем получается не больше 100 долларов в месяц.

Каждый кадр стоит денег, но в голове нет такого калькулятора, который звенит и показывает цифры при каждом щелчке. Чувствуется не стоимость снимка, а его ценность.

— Может ли пленка вернуться в моду при каких-то условиях или уже нет?

— Пленку не стоит хоронить, но и вряд ли она наберет былую популярность. У нее уже есть определенный сформировавшийся круг любителей. Это как пластинки, которые уже никогда не станут мейнстримом. Но и в прошлое они никогда не уйдут, потому как есть люди, которые их любят. Ни у кого не вызовет вопросов клуб любителей ретромашин. Хотя понятно, что такие автомобили менее рациональны и более затратны в содержании, чем обычные. Но эстетическая категория остается.

Я знаю, что многие выходили на пленку из любопытства и интереса попробовать. Количество типов камер и пленки зашкаливает. Выбор гораздо богаче, чем в случае с «цифрой», которая прижилась в 35-мм сегменте и пытается выйти на средний формат, где пока стоит заоблачных денег. А при использовании пленки ты можешь снимать на 35 мм, средний формат, большой формат, ломо, а можно создать пинхол-камеру из картона или жестяных банок.


Разные типы пленки, цветная, черно-белая, слайд, нестандартные процессы проявки типа кросс-процесса, да миллион вариантов. Можно при небольших усилиях получать совершенно разные результаты.

— Обращают ли люди внимание на пленочную камеру?

— Я не очень много сейчас фотографирую на улице, но было время, когда мне интересно было подходить к людям и пытаться в открытую снять жанровый портрет. И я делал это открыто, мне была интересна реакция людей. Изначально мне было очень трудно подходить, пока я не пришел к выводу, что у меня есть козырь. Ведь когда я подхожу к человеку с целью его сфотографировать, это значит, что он мне интересен.

Этот искренний интерес и есть козырь, который подкупает. Я пытался быть открытым, не придумывал поводов и говорил, что просто хочу сфотографировать. Конечно, не все соглашались, но на контакт шли. Люди боятся, когда к ним относятся как к декорациям. Когда же они понимают, что ты снимаешь для себя, то боятся меньше. Красивая пленочная камера вполне может быть техническим трюком, разбудить любопытство и спровоцировать людей на контакт. Если снимать быстро, то человек еще не успевает надеть на себя маску, так что получается очень естественный кадр.

Поэтому да, на фотоаппарат обращают внимание. Может быть, это вкусовщина, но пленочные камеры чаще всего выглядят красиво. Старые модели имеют совершенно прекрасный дизайн, и людям это очень импонирует.

Современные цифровые фотоаппараты скорее никакие. Они выглядят как раздутый кусок черного пластика. Японцы подняли технические характеристики камер, но выглядят они так себе. Кажется, производители сделали с фотоаппаратами то же самое, что и с автопромом. Золотой век автомобильной промышленности — это американские машины 70-х, мощные и красивые. А потом появились недорогие японские малолитражки, надежные, но убогие. И с техникой то же самое — чаще всего функциональная, но выглядит уныло. Хорошо, что сейчас начался откат. Возвращение ретростилистики я только приветствую, хочется видеть красивые вещи.

— Чем пленка хороша для фотографа?

— Пленка более требовательна к техническому уровню, но его не так сложно добиться. Все серьезные зарубежные школы фотографии учат снимать только на пленку. После этого научишься фотографировать что угодно. Но это не значит, что все сводится к техническому уровню. Я думаю, что причина гораздо шире. Лично для меня позиции пленки сильнее, чем у «цифры». Она дает больше, чем забирает, дает мне больше почувствовать, получить больше отдачи от процесса.

Пленочный взгляд очень своеобразный — ты становишься очень разборчивым. Я не настолько разборчив, чтобы снимать лишь несколько кадров в год, как некоторые, но и фотографировать как автомат не хочу.

Я никого не призываю переходить на пленку, это личный выбор каждого. Но попробовать поснимать я бы посоветовал. От этого не будет вреда. Я же не советую попробовать наркотики?

В целом же уровень фотографа определяется результатом, а не технологией. Как зритель, я чаще буду смотреть на кадр, чем на то, как он сделан.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by