Unet.by: проблема белорусского интернета — монополия и особо приближенные провайдеры

 
03 сентября 2013 в 9:07
Автор: Ян Альшевский
Автор: Ян Альшевский
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Этой статьей мы открываем цикл материалов о небольших белорусских провайдерах. Мы выясним, как и чем они живут, каким видят рынок и свое место в нем. Первым интервью Onliner.by дал один из соучредителей Unet.by Владимир Волосенков. Компания существует с 2006 года, в настоящее время в сети насчитывается около 12 тыс. абонентов.

— Работаете за идею или прибыль устраивает? Много ли можно заработать на интернете? Есть мнение, что нет: по словам одного из ваших коллег, заработать можно лишь на допуслугах.

— Я бы не сказал, что на интернете зарабатывать нельзя, мы на этом и зарабатываем. Дополнительные услуги — это приятная добавка для абонентов. Я не могу выделить услугу, которая была бы более прибыльна и востребована больше, чем интернет.

Правда, стоимость внешнего канала очень высокая. Тяжело предлагать услуги, наполненные скоростью. Ethernet-провайдер может дать высокие скорости, хоть 1000 мегабит, но дать объем под такие скорости сложно — из-за той же стоимости. Наши тарифы позволяют выкачивать терабайт-полтора в месяц. Но средний абонент загружает, конечно, в десятки раз меньше.

Самая большая часть наших затрат — это не интернет, а зарплаты сотрудников, которые обеспечивают работу провайдера. Это все службы: операторы, техподдержка, монтажники, программисты — у нас биллинг собственной разработки. Мы небольшой провайдер, но стараемся, чтобы все службы были представлены.

Главный инженер
Представитель службы техподдержки

— Какой ARPU у Unet.by?

— ARPU раскрывать не буду. Да, если бы он приблизился к $20 (такую усредненную «идеальную» сумму назвал глава компании «Атлант Телеком». — Onliner.by), это сильно помогло бы провайдерам жить и развиваться. Скажу лишь, что в долларовом выражении этот показатель все еще в 1,5 раза ниже уровня докризисного 2011 года. Расходная часть при этом не уменьшилась. Отмечу, что большинство составляющих себестоимости услуг, включая материалы, оборудование и даже зарплаты персонала, привязаны к доллару.

Поэтому чистая прибыль упала гораздо сильнее, чем выручка, по факту — в несколько раз. Это не очень радует, прежде всего из-за невозможности серьезных инвестиций в развитие. Сроки возврата столь большие, что приходится задумываться о том, стоит ли вкладывать, необходимо серьезно просчитывать каждый шаг.

Но жаловаться на жизнь не будем. Несмотря на заметно усиливающуюся конкуренцию, рынок для работы и развития интересный. И мы настроены немало на нем сделать.

— Сколько у вас абонентов?

— Вместе с партнерскими сетями, отдельными юрлицами, получается около 12 тыс. абонентов.

— Это не так мало…

— Можно сказать, что среди небольших провайдеров мы в «топе».

— В Беларуси дешевый интернет?

— Если брать в расчет ARPU — да, дешевый, можно сказать. Но если говорить о наполнении услуги (от того объема трафика, который получает белорусский интернет), он является достаточно дорогим. Большие скорости дорого стоят. То есть говорить о полных безлимитах на таких скоростях особо не приходится. Все-таки цена внешнего канала от «Белтелекома» для провайдеров очень «кусачая».

— «Белтелеком» диктует условия? Вероятно, госоператор искусственно держит высокие цены?

— «Белтелеком» с трудом идет на снижение цен для провайдеров, приходится предпринимать определенные усилия, чтобы вынудить его снизить плату. Внешний канал откровенно дороговат. Надеюсь, новый оператор под началом Национального центра обмена трафиком (НЦОТ) и Оперативно-аналитического центра (ОАЦ) предоставит новые интересные условия. Пока, правда, неясно, насколько значительного снижения цен можно ожидать. Надеюсь, кратного. В то же время ОАЦ опасается, что снижение цен приведет к сокращениям — у «Белтелекома», например, достаточно крупный штат сотрудников. Но это далеко не бедная организация: по отчетам за 2012 год, из $500 млн выручки у них $80 млн чиcтой прибыли. Кроме того, рынок у нас развивающийся, работники «Белтелекома» в случае сокращений найдут себе достойную работу и у других операторов — дефицит квалифицированных специалистов есть.

Главное в данном вопросе — это то, что программа по развитию широкополосного доступа реализуется медленно, ценник сдерживает развитие. Дорогой интернет сейчас плохо отражается на всех гражданах страны и развитии широкополосного доступа всеми другими провайдерами.

— Ваше отношение к проекту закона об указании минимальной скорости доступа? Кто и как ее будет измерять, чем это грозит?

— В подготовке этого проекта участвовали мобильные операторы и множество интернет-провайдеров. Мы прислали целый перечень предложений, как это может осуществляться. К сожалению, фактически все наши предложения были просто проигнорированы Министерством связи, и проект остался без изменений.

В итоге на выходе получится очередной популистский закон, который не будет иметь механизмов реализации. Хотя сама его идея была бы полезной для рынка.

— Вам скажут: оператор обязан указать минимальную скорость. Как вы поступите?

— Мы в наших тарифах ориентируемся скорее не на скорость «до», а на скорость «от» какого-то значения. У нас есть безлимитные тарифы, в которых указана определенная скорость, но, как правило, они дают бóльшую. То есть формально обеспечить не менее 70% указанной скорости для Unet.by несложно.

Что касается измерения, то, как мне известно, Минсвязи планирует установить контрольные серверы где-то на границе России и Беларуси, где и будет производиться замер. Но это не внешний канал, это белорусские каналы «Белтелекома». Что касается нашего канала — никто не запрещает установить приоритет для замеряемого канала, на котором всегда будет прекрасная скорость. То есть механизмы не проработаны. Для абонента, если он воспользуется платной процедурой измерения, эти результаты будут бесполезны.

Да и при сегодняшней стоимости внешнего канала говорить о каких-то гарантиях просто неуместно. Чтобы гарантировать, абоненту придется купить гарантированный канал — это другая стоимость. Себестоимость мегабита — 170 тыс. Можете сами посчитать, во сколько обойдется интернет конечному пользователю, требующему всю скорость.

Сейчас информатизация со стороны государства заключается в выпуске новых законодательных актов. Фактически все законодательные акты в области связи за последние годы (а их становится все больше в связи с увеличением внимания государства к этой области) никаким образом не помогают строить сети быстрее, дешевле, качественнее.

Чаще всего мы сталкиваемся просто с очередным абсурдным документом, далеким от реальности, подготовленным каким-то человеком, далеким от тематики связи и интернета. Все процедуры растягиваются на многие месяцы, а качественного улучшения нет.

— Высокие скорости и доступность объемов данных могут возникнуть при появлении «белорусского интернета», когда все провайдеры объединены в общую сеть (наподобие рунета, например). В Беларуси это возможно?

— Технически — да, возможно. Цель Единой республиканской сети передачи данных под началом НЦОТ как раз в этом. На практике мы реализуем это давно между провайдерами. На фоне глобального интернета, того же рунета, это капля в море. Но основные ресурсы все же находятся за пределами Беларуси, и развитие внутренних ресурсов сети здорово помогает разгрузить внешние каналы. Кроме того, здесь опять приходится не самым лестным образом отзываться о тарифной политике «Белтелекома», которая фактически является заградительной для взаимодействия с регионами Беларуси.

— Поступали ли предложения о покупке вашего бизнеса другими крупными провайдерами?

— Да, три раза. Одно предложение о приобретении доли от регионального крупного провайдера, и два раза хотели купить полностью. Но нас совсем не устроила предлагаемая сумма, да и продаваться мы пока не собираемся. (Смеется.)

— А вы сами хотели приобрести кого-нибудь?

— Мы недавно небольшого оператора купили. Вынужденно. Он работал под нашим брендом, а качество нас не устраивало. Были варианты либо прекратить реализацию услуг, либо приобрести оператора и навести порядок. Правда, чтобы его навести, теперь приходится вкладывать больше средств, чем стоил сам оператор.

— Что насчет конкуренции, конфликтов?

— У меня в доме представлено пять провайдеров, все работают, никто никому не мешает. Конфликты между провайдерами происходят крайне редко. Может случиться так, что сотрудник одной компании решит вырезать чужой кабель, чтобы упростить себе работу. Один оператор из уже не существующих грешил таким. Работали в паре с менеджерами — инженер режет кабель, а менеджер идет по подъезду и предлагает услуги. Несколько раз ловили таких за руку.

Реальные проблемы доставляют бомжи. В прошлом году напасть какая-то была, за ночь вырезали кабель. Иногда их ловили, сдавали в милицию, а через пару дней они снова ищут, где денег добыть.

Больше конфликтов с госорганами. В основном это местные исполкомы. Как правило, это связано с командой сверху «выявить все незаконные сети и устранить». При этом делается все так, чтобы законных способов устранить недостатки не было. Конструктивные пути не принимаются и отвергаются, а неожиданно «родные» ведомства, Мингорисполком и Минсвязи, работают против.

Команда сверху может быть результатом банальной жалобы одного-двух странных, скажем так, людей. При этом они перевешивают голоса пятидесяти своих соседей, высказывающих противоположное мнение. У нас был такой реальный случай. Наша власть очень любит жалобщиков.

В этом смысле я хорошо понимаю президента, когда он говорит о том, что Мингорисполком состоит сплошь из коррупционеров. Есть четкое ощущение, что этот орган вместе с Минсвязи плотно отстаивает интересы нескольких крупных государственных и полугосударственных провайдеров по завоеванию рынка.

— Часто ли случаются проблемы с клиентами?

— Хочу сразу указать на то, что у небольших провайдеров есть стремление быстрее и эффективнее решать проблемы. Меньше бюрократии и формализма, больше желания решить вопросы в индивидуальном порядке. Исходя из этого, могу сказать, что если есть возможность подключиться к небольшому Ethernet-оператору, лучше выбрать его: получите и качество, и внимание.

Конфликты с абонентами случаются, этого не избежать, когда работаешь с большим количеством людей. Разные люди встречаются. Бывают и такие, которые могут общаться по телефону исключительно матом, невоспитанные, скажем так. Их стараемся воспитывать доступными методами.

— Отключаете интернет?

— Это редкость. (Смеется.) Мы не закрываем глаза на недостатки, нередки ситуации, когда вина наша и абонент рассержен. Мы стремимся извиниться и решить проблему. Сказать, что конфликты случаются часто, не могу. Всегда стараемся найти консенсус.

Часто встречается техническая неграмотность, не все знают, что такое браузер. Хотя мы стараемся, конечно, по максимуму снизить необходимый порог знаний для пользования интернетом. В частности, много сил тратим на простой и удобный «Личный кабинет» и сообщества поддержки клиентов. Но при этом понимаем, что компьютерные технологии пока что далеки от простоты бытовой или автомобильной техники.

— «Тяжелые» абоненты докучают?

— Среднее потребление у нас измеряется десятками гигабайт. Значительные объемы данных передаются внутри сети. Этот трафик в три раза объемнее, чем трафик «внешнего» интернета. А если говорить об остальном белорусском трафике (пиринговом), то он довольно незначителен. Причем пиринговый канал мы в значительной степени используем для обмена внутрисетевым трафиком с другими провайдерами.

В общем, нам «тяжелые» абоненты жить не мешают. Скорее помогают своей увлеченностью и рекомендациями. Мы сами люди тоже увлеченные, любящие хороший интернет и готовые ради него на многое. Ведь интернет-зависимость — это легально.

— Не планируете «разрастись» за пределы МКАД? Какие перспективы развития?

— Будем идти за кольцевую, но о Завоевании с большой буквы пока говорить рано. Есть интересные идеи, которые планируем реализовать.

В другие города идти не собираемся по ряду причин — как технических, так и финансовых. Есть определенные сложности в виде заградительных мер, стоимость канала с регионами запредельная.

Из услуг, которые тяжело внедряются, наверное можно отметить IPTV. Для небольшого провайдера условия покупки прав на трансляцию телеканалов со стороны правообладателей таковы, что старт данной услуги экономически неоправдан. Тем не менее мы ищем пути, как это можно реализовать в нашей сети на легальной основе.

— Чего не хватает в байнете?

— Адекватной государственной политики без отстаивания интересов «особо приближенных».