Фотосюжет: продолжение. Базовый лагерь Эвереста

14 938
24 августа 2013 в 20:02
Источник: Илья Вербило. Фото: Илья Вербило

Эта история началась 25 марта 2013 года, когда мы, потратив уйму времени на дорогу, приземлились в Катманду. А через день уже были в аэропорту Доместик для перелета к начальной точке маршрута в Луклу. Нас посадили в небольшой винтовой самолет, человек на 20. Садиться лучше по левой стороне в голове самолета, тогда во время полета хорошо видна цепь Гималайских гор. Аэропорт прилета находится около деревушки Лукла и считается одним из самых опасных в мире.

Короткая взлетно-посадочная полоса, которая упирается в склон, окружена горами. Зайти на посадку второй раз нельзя. Все это гарантирует непередаваемые ощущения для пассажиров. Тем не менее это почти единственная возможность попасть в район Эвереста, поэтому поток желающих не иссякает.

Сразу на выходе из аэропорта к нам подошел носильщик и предложил свои услуги. Договорившись об оплате, мы начали спускаться в деревню Phakding.

Нам нужно было идти наверх, а вместо этого мы с высоты 2840 м спускались на высоту 2610 м. Но другого маршрута не существовало. Из Phakding'а мы вышли в семь утра. На треке быстро привыкаешь рано ложиться и рано вставать. Дорога шла вдоль реки, только время от времени по навесному мосту мы переходили с одного берега на другой.

Но на маршруте есть несколько подъемов, перед которыми каждый фотограф должен дважды подумать, что из фототехники он хочет нести у себя за спиной. Например, 600-метровый подъем до NamcheBazar на высоту 3440 м. В моем случае 2-килограммовый штатив оказался явно лишним. Также вместо нескольких фикс-объективов лучше обойтись одним зумом. Думаю, не стоит брать рюкзак тяжелее 8 кг, если только вы не шерп (шерп — местное название для носильщиков грузов).

По пути для лучшей акклиматизации мы поднимались на так называемый EverestViewPoint — место, с которого в первый раз можно увидеть Эверест.

Из-за облачности мы не увидели цели нашего путешествия, но увидели другие по-настоящему большие и красивые горы. А из самого Намче можно увидеть вершину горы Thamserku (6618 м). Левее видна гора AmaDablam (6814 м).

Там же, неподалеку, находится пятый в мире высокогорный аэропорт Shyangboche на высоте 3720 м. Этот аэропорт не используется для перевозки туристов, да и за все время нашего трека мы не увидели ни одного самолета. Мы немного отошли от Намче и впервые увидели Эверест.

Небольшая гора вдали с узнаваемой снежной фатой. Увидеть Эверест собственными глазами было потрясающе. Но наша цель — подойти как можно ближе! Какое-то время дорога просто сказка. Ни спусков, ни подъемов. По хорошо утоптанной тропе идем мимо цветущих рододендронов. Но вот дорога резко падает к мосту через реку.

А за мостом снова 600-метровый подъем к монастырю Tengboche (3867 м). Место монахи выбрали очень красивое: небольшое плоскогорье как короной окружено высокими снежными пиками.

Самый лучший вид открывается на гору Kangtega (6783 м) и ледник. На эту ночь мы остановились в EverestRhododendronLodge. В номере вкусно пахло древесиной, и согретая солнцем комната казалась очень уютной. Но к наступлению ночи мы поняли свою ошибку: деревянные стены, обшитые жестью, почти не удерживают тепло. На такой высоте, чтобы не замерзнуть, приходится укрываться двумя одеялами поверх спальников.

Вскоре начала сказываться горная болезнь, и для лечения мы использовали чесночный суп и чай с имбирем. Может быть, из-за правильной акклиматизации, а быть может, из-за того, что с самого первого дня в горах мы принимали «Диакарб», но горная болезнь нас почти не затронула. Самая вероятная причина — это, скорее всего, особенности организма. Но полностью полагаться на свой организм не стоит.

Высота влияет даже на физически подготовленных людей. И лучше отдохнуть в приглянувшемся месте лишний день и, например, посвятить его подъему, чем мучиться от головных болей, прерывать восхождение и рисковать своим здоровьем и жизнью.

И вот мы вышли к нашей самой высокой ночевке в Lobuche (4910 м). Часть пути мы идем по выбеленному ветрами плато. Повсюду разбросаны валуны и гранитные выступы. Постепенно спускаемся по дороге к одинокому домику около реки.

В этом месте река рождается из ледника и все еще по большей части состоит изо льда и снега.

Сразу за этим домиком начинается подъем ThoklaPass (4830 м). Этот подъем занял у нас чуть больше часа. И мы вышли к небольшой мемориальной площадке. На плоской поверхности из валунов собраны памятники тем, кто не вернулся с вершин. Есть там и камень с именем Scott Fischer, и христианский крест с надписью «Погибшим альпинистам». Очень странное чувство испытываешь, проходя мимо этих памятных камней. Невольно задумываешься о ничтожности человека перед величием гор и в то же время о значимости человеческой памяти.

Далее до самого поселения мы идем вдоль ледника Khumbu.

И вот наступил решающий день нашего похода. В 5:20 утра мы вышли в направлении GorakShep (5140 м). Два часа идем по тропе вдоль ледника, постоянно перебираясь через груды камней. Ледник на этом участке покрыт серой калькой, песком и камнями, но на 3-метровых срезах гротов виден чистый снег и вода. Пройдя наивысшее поселение на этом маршруте, мы выходим на подъем к вершине KalaPattar (5550 м!).

Подъем от деревни до вершины занял чуть меньше двух часов. Все это время я с опаской поглядывал на вершины гор. Но погода стояла отличная, на небе лишь изредка появлялись небольшие облака. И вот мы на вершине. Какой же прекрасный вид открывается там. Вся гряда Гималаев как на ладони.

А совсем рядом, только протяни руку, стояли Пумори, Лхоцзе и, конечно же, Эверест! Были видны разноцветные точки палаток базового лагеря, а ледник стал ослепительно голубого цвета. Смотреть без защиты на него невозможно. Так незаметно проходят 45 потрясающих минут. Укрывшись от ветра за выступом скалы, мы пили из термоса горячую воду и наслаждались этим чудом света.

Каждая минута подъема, каждая капля затраченных усилий в один момент приобрели смысл. Сюда стоило подняться на собственных ногах, не прибегая к помощи вертолетов, которые могут пролететь вокруг горы с туристами на борту. Мы возвращались в Лобуче без отчаянных откровений, но с чувством спокойствия и красоты, часть которой мы уносили в себе. Завтра предстоял спуск вниз.

Присылайте ваши фотосюжеты и просто фотографии на адрес vb@onliner.by — у вас есть шанс выиграть по итогам месяца отличный фоторюкзак! С подробными условиями конкурса «Фотосюжет: продолжение» можно ознакомиться здесь.