Модель Fujifilm X100 можно без сомнений назвать родоначальницей ретро в современных цифровых камерах. В день анонса, почти три года назад, фотоаппарат выглядел незаурядно: большая матрица, впечатляющая внешность и фиксированный объектив. В то же время, по аналогии с уже выпускавшейся камерой Sigma DP1, новинка не выглядела многообещающей, а на фоне беззеркалок была громоздкой и дорогой.
Тем не менее модель ждал оглушительный успех и почитание, даже несмотря на изначальную «сырость» программной части. По всем остальным параметрам камера оказалась бескомпромиссной: многообещающая технология сенсора, очень прочный корпус и качественный объектив. Ориентация на максимальное качество позволила компании Fujifilm покинуть ряды аутсайдеров.
Новая модель X100S — это не что иное, как усовершенствованная X100.
Технические характеристики:
Снаружи устройство сохранило почти первозданный вид, а вот электроника получила существенную «прокачку»: полностью новая матрица X-Trans CMOS II без низкочастотного фильтра, новый процессор, быстрый автофокус. Это лишь три нововведения, а всего их около семидесяти. Уделили внимание, например, таким мелочам, как изменение формы рычажка, изменение тугости хода колеса экспозиции и другим.
Внешний вид и сборка
Внешность X100S — чистое ретро. После успеха X100 классический дизайн был возведен компанией Fujifilm на пьедестал: компактные фотоаппараты XF1, X10 и X20, беззеркалки X-Pro1, X-E1 и X-M1 сильно отличаются от большинства цифровых камер.
Рассматриваемая модель почти полностью идентична предшественнице, за исключением белой буквы «S» на передней панели. Камера в меру тяжелая, солидно лежит в руке. Все X100S производятся только в Японии.
Устройство заключено в корпус из магниевого сплава, по периметру покрыто твердым черным пластиком с текстурой под кожу. По меркам беззеркальных фотоаппаратов камера Fujifilm большая, но со слабовыраженной ручкой. В карман не поместится ну никак, но и проблем в путешествии не доставит: сменной оптики не требуется, вспышка и видоискатель встроены.
На передней части расположен несменный f/2.0 объектив Fujinon, лампа подсветки автофокуса, вспышка, микрофон, видоискатель и рычаг переключения с электронного на гибридный видоискатель. И хоть объектив очень небольшой, на нем имеется сразу два контрольных кольца. Одно отвечает за фокусировку (плавный ход) а второе, с «ушами», за регулировку диафрагмы. Все как в старые времена.
Ремешок крепится на камеру на так называемые D-rings. В комплект поставки входят кожаные ушки, чтобы металл не гремел о корпус и не оставлял царапин.
На левой части корпуса находится переключатель режимов фокусировки, которая может быть ручной, следящей и покадровой.
В модели X100S следящая фокусировка располагается по центру, ее теперь выбрать труднее всего. Впрочем, покадровая фокусировка используется чаще.
На правом ребре размещены разъемы USB и HDMI. Они прикрыты шторкой на пружине.
Верхняя панель камеры заслуживает пристального внимания. Тут выгравировано название модели и старый логотип Fujinon, имеется «горячий башмак».
Как утверждает производитель, барабаны изменения выдержки и экспозиции сделаны из цельных кусков алюминия на специальном станке.
Рычажок включения обрамляет кнопку спуска затвора. В кнопке — резьба для установки старого спускового тросика. Наверное, по современным меркам это только забавный рудимент, но в рамках дизайна фотоаппарата он смотрится уместно и главное — работает.
Цифровую начинку выдает лишь кнопка Fn. По умолчанию она отвечает за изменение ISO, однако ее работу можно настроить через меню.
На нижней части корпуса находится отсек для батареи и карты памяти, отверстие для установки камеры на штатив и прорезь динамика. На любом, даже самом маленьком штативе отсек блокируется намертво.
У модели X100S нет барабана с режимами съемки. Регулировка осуществляется кольцом диафрагмы на объективе и барабаном выдержки. Комбинация из двух автоматических значений (отмечены красным A) дает нам программную автоэкспозицию, автоматическая выдержка дает режим приоритета диафрагмы, автоматическая диафрагма — это приоритет выдержки. Заданные пользователем настройки экспопары обозначаются как ручной режим.
Именно так выставлялись настройки на старых зеркальных камерах. Проверенное временем решение очень удобно, хоть поначалу легко забыть про это и снимать на автомате.
Давайте посмотрим на фотоаппарат сзади. Слева от дисплея вертикальным рядом идут четыре кнопки.
Они управляют режимом просмотра, замером экспозиции, серийной съемкой и отображением информации в видоискателе. Центральные клавиши отвечают за зум при просмотре фотографий. Если вы пользовались зеркальной камерой, какое-то время к этому придется привыкать.
Справа от дисплея находится джойстик со скроллером, кнопки блокировки экспозиции и фокуса, быстрого меню и контроля информации на экране.
Клавиша быстрого меню пришла на смену кнопке RAW, ответственной за сохранение последнего снимка в несжатом формате. Сверху — 3-позиционный джойстик.
Дисплей и видоискатель
Видоискатель выполнен из высококачественной резины, которая отличается мягкостью и совсем не пачкается.
Имеется датчик приближения, чтобы гасить экран, когда фотоаппарат подносят к лицу. Гибридный видоискатель — это уникальная разработка Fujifilm. Вы можете переключаться между электронным и оптическим видоискателем одним щелчком.
Ну и самый необычный режим — гибридный. На оптический видоискатель накладывается электронная информация. Яркость наложения зависит от освещенности кадра.
Накладываться может композиционная сетка, данные о текущих настройках, электронный уровень горизонта, указатель расстояния, рамка автофокусировки и много другой информации.
Стеклышко видоискателя получило специальное олеофобное покрытие. Форма окошка изменилась, в результате чего оно скапливает меньше пыли и легко вытирается.
Если же вам захочется оценить фокусировку, экспозицию и баланс белого, можно переключиться в режим электронного видоискателя. Он стал еще лучше: разрешение выросло с 1 440 000 точек до 2 350 000. Пиксели рассмотреть практически невозможно.
Электронный видоискатель удобен при ручной фокусировке по двум причинам. Камера имеет функцию Focus Peaking, поэтому контрастные участки в фокусе подсвечиваются «зеброй». Также на экран может выводиться черно-белая информация с фазовых пикселей.
Совместите линии — и вы получите резкое изображение.
А вот экран для нас стал главным разочарованием.
Еще три года назад матрицы с разрешением 460 000 пикселей во флагманских фотоаппаратах вызывали недоумение. Уже тогда 3″ экраны с разрешением 920 000 пикселей встречались даже в отдельных ультразумах стоимостью $250. И если такой дисплей еще можно было со скрипом спустить на тормозах для X100 (в силу ее необычности), то сейчас подобный экран — причина номер один не покупать X100S. Кроме того, дисплей защищен акриловым пластиком, а не закаленным стеклом.
Объектив
Рассматриваемая камера получила объектив с эквивалентным фокусным расстоянием 35 мм и светосилой f/2.0. На практике фокусное немного больше — 37—38 мм. Объектив пригоден для уличной съемки, портретов, пейзажей, позволяет снимать макро с расстояния 10 см.
Объектив фиксированный, то есть зума нет по определению. Поэтому если вы захотите снять что-то крупным планом, нужно будет шевелить ногами. Объектив имеет 9-лепестковую диафрагму и встроенный фильтр нейтральной плотности, ND-фильтр на 3 стопа. На все линзы нанесено просветляющее фирменное покрытие HT-EBC. Объектив отличный: небольшой, металлический, светосильный, резкий и с хорошим боке. Да и хроматических аберраций минимум! Дизайн под сенсор и фиксированное фокусное делают свое дело.
Для камеры был специально выпущен широкоугольный конвертер WCL–X100, который преобразует фокусное расстояние из 35 в 28 мм. Примечательно, что он совместим с гибридным видоискателем в обоих режимах. Также стоит отметить, что площадь изображения в нормальном режиме очерчена рамочкой, которая меньше всей площади видоискателя. Оптика защищена стильной крышечкой из магниевого сплава.
Камера в работе
Пожалуй, самое важное отличие X100S от X100 — в новом сенсоре и новом процессоре. Сердцем фотоаппарата стал сенсор APS-C X-Trans CMOS II с разрешением 16,3 Мп и процессор EXR II.
Структура сенсора отличается от традиционной байеровской матрицы, она значительно сложнее.
Если обычный сенсор выложен «плиточкой» из четырех пикселей (красного, синего и двух зеленых), то сенсор производства Fujifilm выложен плиткой из 36 пикселей (20 зеленых, 8 синих и 8 красных). Особая структура сенсора позволила решить проблему муара и даже отказаться от оптического низкочастотного фильтра. А задача низкочастотного фильтра — отсекать свет, выходящий за рамки видимого диапазона (УФ и ИК) и смазывать картинку, чтобы минимизировать муар.
Производитель отмечает, что попиксельная резкость сопоставима с резкостью 21-мегапиксельной полноформатной камеры. Изначально сенсоры X-Trans не поддерживались популярными RAW-конвертерами. Однако сейчас фотоаппараты Fujifilm распознаются всеми популярными пакетами.
Также в сенсор вмонтированы датчики фазовой автофокусировки. Поэтому X100S получила гибридную фокусировку: камера может наводиться как по контрасту, так и задействуя фазовые пиксели на матрице.
В итоге фотоаппарат стал снимать с меньшими задержками, увеличилась частота серийной съемки, да и включаться устройство стало меньше чем за секунду. Точность фокусировки и ее скорость нареканий не вызывают. Причем рамку фокусировки можно задвигать в самые углы кадра.
Процессор EXR II получил функцию оптимизации модуляции света. Это замысловатое название всего лишь означает коррекцию искажений, вносимых объективом, с поправкой на дифракционную картину.
Серийная съемка может осуществляться частотой до 6 кадров в секунду, длина буфера ограничена 29 кадрами. Камера снимает и в RAW, и в JPEG.
Меню
Быстрое меню — основа управления X100S. Все важные настройки можно поменять буквально за пару нажатий и сразу в одном месте.
Оформление меню строгое и достаточно простое. Как обычно, режут глаз верхний регистр и обилие сокращений.
Фотоаппарат может склеивать 120- и 180-градусные панорамы, но не умеет снимать HDR. Есть всевозможные функции брекетинга по ISO, ДД и режимам имитации пленки.
Имеются стандартные фильтры акцентирования цветом, эффекта миниатюры и тому подобные режимы.
Компания Fujifilm встроила режимы имитации своих фирменных пленок Provia, Astia, Velvia, два эффекта профессиональной цветной негативной пленки двух типов.
Качество изображений
Фотоаппарат делает отличные, резкие и сочные фотографии. Качество снимков на высоких ISO — выше всяких похвал.
Также стоит отметить, что короткие выдержки не могут использоваться на открытых диафрагмах: 1/4000 возможна на f/8, а 1/2000 — не меньше чем на f/4. Это связано с конструкцией затвора. Тут на помощь может прийти встроенный фильтр нейтральной плотности. В случае непозволительных комбинаций экспопара на мониторе будет отображаться красным цветом и не отработается.
Видео
Возможности видеозаписи у камеры заметно улучшились: вместо HD-роликов частотой 24 кадра/c фотоаппарат снимает Full HD частотой 60 кадров/с с прогрессивной разверткой и стереозвуком. Как и прежде, Fujifilm делает вид, что в камере вообще нет такой функции: кнопка быстрого старта видеозаписи отсутствует, акцент в рекламной кампании — минимален. При этом качество роликов высокое.
Заключение
Камера Fujifilm X100S очень отзывчивая. Она удобна в работе и способна доставлять эстетическое наслаждение от работы. Это не только качественный фотоаппарат, но и стильная вещь. Проверенный временем дизайн получил современную начинку. Модель отличается от большинства решений конкурентов так же, как масл-кар от современного автопрома, как мореный дуб от ДСП.
Fujifilm — одна из немногих компаний, которая решила заняться камерой с прицелом на максимальное удовольствие владельца, а не собственного отдела продаж. Уникальный фотоаппарат, со своими недостатками и особенностями, — он ближе к настоящей фотографии, чем любая другая камера.
Плюсы:
Минусы:
Благодарим официальное представительство Fujifilm в Беларуси
за предоставленную камеру