Наш опыт: 300 дней работы c Canon EOS 5D Mark III

 
12 апреля 2013 в 8:40
Автор: Влад Борисевич
Автор: Влад Борисевич

Canon представила зеркальный фотоаппарат EOS 5D Mark III спустя 4 года после выпуска EOS 5D Mark II. И хотя вначале новая камера была воспринята скептически, со временем стало понятно, насколько она была недооценена. Мы в Onliner.by действительно любим новые технологии и пристально следим за ними. Поэтому как только вожделенная «тройка» появилась в Минске, не задумываясь купили ее для нужд редакции. В этой статье мы расскажем о своем опыте эксплуатации фотоаппарата во всех возможных условиях, а за 300 дней работы он повидал многое: ежедневные съемки, мощные ливни, падения с высоты и часы работы на сильном морозе.

До этого мы почти 3 года использовали Canon EOS 5D Mark II. В принципе, камера нас полностью устраивала, пока мы не начали работать с EOS 5D Mark III. Старушка-«двойка» поблекла в наших глазах окончательно и бесповоротно. Линейку EOS 5D можно назвать культовой. Первая модель стала самым доступным полноформатным фотоаппаратом на рынке. Вторая взорвала индустрию видеозаписи. Третья принесла бесподобную универсальность для любых задач. Несмотря на то что табличные характеристики устройства несильно отличаются от таковых у EOS 5D Mark II, это не просто новое название и не просто апгрейд. Это — абсолютно новая и очень сбалансированная камера. Все, за что можно было ругать «пядвак», в «тройке» исчезло напрочь.

 

Технические характеристики:

  • полноформатная CMOS-матрица (36×24 мм), 22 Мп;
  • интегрированная система очистки матрицы EOS Integrated Cleaning System, фторсодержащее покрытие низкочастотного фильтра;
  • процессор обработки изображения: DIGIC 5+;
  • байонет: Canon EF;
  • дисплей: 3,2″ TFT Clear View II, 1 040 000 пикселей;
  • 61-точечная система автофокусировки;
  • режимы автофокусировки: One Shot, AI Focus, AI Servo;
  • замер экспозиции: 63-зональный iFCL-замер;
  • ISO 100—25 600, расширяется до ISO 50—102 400;
  • отрабатываемые выдержки: 1/8000—30 с, BULB;
  • видоискатель: пентапризма, 100% покрытие кадра, 0,76x увеличение;
  • синхронизация: 1/200 с;
  • компенсация экспозиции: ±5 EV с шагом 1/2 или 1/3 ступени;
  • управление внешней вспышкой через экран меню камеры;
  • обработка изображения: функция приоритета светлых оттенков (Highlight Tone Priority);
  • автоматическая оптимизация яркости (4 настройки);
  • подавление шума при длительной экспозиции и высоких значениях ISO;
  • подавление шума при съемке на высоких значениях ISO (4 настройки);
  • непрерывная съемка: 6,0 кадра в секунду;
  • режим Live View: есть;
  • двуосный датчик горизонта;
  • гистограмма: яркость, по каналам RGB;
  • интерфейсы: USB 2.0 Hi-Speed, мини-выход HDMI, видеовыход (PAL/NTSC), терминал расширения системы (для беспроводного передатчика WFT-E3), микрофонный вход, выход для наушников;
  • два слота для карт памяти CF и SD;
  • материал корпуса: магниевый сплав;
  • габариты: 152×116,4×76,4 мм;
  • вес: 950 г.

Немного об электронной начинке. Сердцем EOS 5D Mark III стал новый 22-мегапиксельный полноформатный CMOS-сенсор разрешением 22 Мп. Всего лишь на один мегапиксель больше, чем в EOS 5D Mark II... Однако это полностью новая матрица с так называемым бесщелевым дизайном: на каждый пиксель установлена бóльшая микролинза. Поэтому сенсор EOS 5D Mark III регистрирует больше света, а эффект паразитной засветки соседних пикселей сведен к минимуму. Информация с сенсора «утекает» через 8 каналов со скоростью 200 МБ/с.

Тут же стоит упомянуть и новый процессор DIGIC 5+, вычислительные мощности которого на 30% больше, чем у обычного DIGIC 5, и аж в 17 раз превосходят мощности DIGIC IV, устанавливаемого в EOS 5D Mark II. Благодаря этому тандему зеркалка способна снимать частотой 6 кадров/c, задействовать сложные алгоритмы автофокусировки, на лету корректировать виньетирование и хроматические аберрации. А также многое другое.

Эргономика и внешний вид

Корпус зеркалки целиком изготовлен из магниевого сплава. Он легкий и достаточно прочный. Однажды зимой я поскользнулся с фотоаппаратом и со всего размаху ударил его о землю. Результатом стала трещина на нижней части устройства. На удивление, ничего больше не пострадало: фотоаппарат сохранил полную работоспособность, да и дисплей остался целым. Вполне возможно, камера треснула из-за плотно прикрученной панорамной площадки, вызвавшей в металле дополнительное напряжение.

На нижней части корпуса (прямо около резьбы для штатива) появилась резиновая вставка. Благодаря ей камера не съезжает со скользких наклонных поверхностей, ее труднее случайно столкнуть со стола. Штативные площадки также держатся очень уверенно: как известно, трение между двумя кусками резины — огромное. Даже под нагрузкой фотоаппарат на площадке не прокручивается. Стоит отметить, «резиновое» решение появилось у зеркальных камер Nikon значительно раньше.

Модель EOS 5D Mark III получила немного другую краску по сравнению с предшественником, на ней остается меньше загрязнений. Также краска меньше подвержена истиранию и не откалывается при ударах о твердые предметы, в худшем случае на ней останется небольшая вмятина. Основные повреждения снизу:

Небольшие сколы краски камера получила только на сильном морозе.

Компания Canon утверждает, что «тройка» способна выдержать до 15 минут косого ливня. В принципе, это правда. После съемки под ливнем в течение 20 минут фотоаппарат стал выдавать ошибку, а затем вовсе отключился. Как оказалось, вода проникла в корпус почему-то снизу, закоротив один из шлейфов возле батареи. И хотя EOS 5D Mark III собрана существенно плотнее и мощнее, аккуратность спасет вам много времени и нервов.

Кнопки управления в устройстве стали больше, а сама камера — тяжелее. Корпус фотоаппарата по периметру оклеен резиной, даже крышечка отсека для карт памяти и та прорезинена. Поэтому EOS 5D Mark III отличается более комфортным хватом.

Десять (!) кнопок камеры можно настроить на свой вкус. Кнопка репетира диафрагмы переехала с левой части корпуса (где всегда мешала на EOS 5D Mark II) на правую.

Ее функции также можно задать вручную: например, назначить быструю смену формата записи или включить следящую автофокусировку.

Барабан режимов получил кнопку-блокатор — сменить режим получится только так. Ситуации, в которых режим съемки мог случайно переключиться об одежду, стали невозможны.

Включается зеркалка рычажком, который находится там же, возле барабана режимов съемки. На мой взгляд, это более удачное расположение, чем снизу на корпусе камеры, как у EOS 5D Mark II, в которой до рычажка можно было дотянуться только большим пальцем.

Вместо одного слота, у EOS 5D Mark III стало два: для CF- и SD-карт памяти. Наверняка это понравится репортажным фотографам и свадебщикам, которым жизненно необходимо иметь дублирующую карту на важных съемках. Снимки из одной карты можно копировать на другую без подключения к ПК, запись для каждой карты настраивается отдельно.

Удобно, если под рукой нет кардридера, а ноутбук принимает только SD-карты.

Батарея

Модель EOS 5D Mark III получила такой же аккумулятор LP-E6 емкостью 1800 мАч, что и EOS 5D Mark II, EOS 60D и EOS 7D.

Производитель обещает 950 фотографий по стандарту CIPA, но на практике удается наснимать гораздо больше: при пиковых нагрузках серийной съемки полностью заряженная батарея позволяет получит до 2000 снимков.

Дисплей

Для своего времени экран EOS 5D Mark II был на уровне. Однако дисплей EOS 5D Mark III превосходит его во всем: это широкоформатный экран с разрешением 1 040 000 пикселей и защитной вставкой из закаленного стекла. За все время достаточно жесткой эксплуатации на этом стекле появились небольшие царапины, которые видны только при ярком солнце, а при работе с дисплеем никак себя не проявляют. Например, акриловая вставка на информационном экране потерлась основательнее и получила несколько заметных невооруженным глазом царапин.

Вся соль экрана — в прозрачном материале, который заполняет пространство между дисплеем и закаленным стеклом c антибликовым покрытием. Таким образом удалось избежать переотражений на поверхностях раздела фаз, картинка легко читается даже на ярком солнце. Появление пыли под экраном невозможно.

Видоискатель

Компании Canon удалось сделать видоискатель со 100% покрытием кадра. Внутри него располагается прозрачный ЖК-дисплей, поэтому без батареи в камере видоискатель очень темный. На этот экран могут выводиться композиционная сетка и точки автофокусировки — все это может подсвечиваться красным при слабом освещении.

Подсвечиваться могут только сработавшие точки автофокусировки. Без зажатой кнопки затвора у EOS 5D Mark III получается идеально чистый видоискатель, ничто не отвлекает от построения композиции. Напомним, у EOS 5D Mark II точки фокусировки были перманентными: 9 точек всегда оставались в видоискателе.

При работе следящей автофокусировки вы всегда знаете, на чем фотоаппарат сфокусирован: устройство в реальном времени подсвечивает работающие и гасит те, из зоны которых объект уже ушел.

Автофокусировка

Это самое важное улучшение в линейке EOS 5D. Рассматриваемая камера получила 61-точечную систему автофокусировки, как во флагманской зеркалке Canon EOS 1D-X.

Правда, у флагмана автофокус дополнен системой отслеживания объекта по цвету, на основе 100 000-пиксельного 252-зонального RGB-датчика замера. У EOS 5D Mark III используется 63-зональная система замера iFCL, которая также распознает лица даже не в режиме Live View. Кроме перекрестных датчиков, у фотоаппарата есть и особо чувствительные диагональные, что обеспечивает хорошую работу фазового автофокуса даже на темных объективах.

Можно фокусироваться как посредством любой из точек, так и при помощи расширенной зоны окружения 5 или 9 точками, также кластером из 9 точек или одной «микроточкой».

В последнем случае камера использует только треть площади сенсора, что удобно при наводке на очень маленькие объекты, однако идеальной резкости она может и не обеспечить. Этими же зонами фотоаппарат будет оперировать и при следящем автофокусе.

Работе автофокусировки в камере посвящено 5 страниц меню: настроить можно абсолютно все. В EOS 5D Mark III есть 6 предустановок работы автофокуса:

  • универсальная установка;
  • отслеживание объекта с игнорированием препятствий, таких как столбы, проходящие люди;
  • мгновенный фокус на объектах, которые внезапно появляются в точках автофокусировки;
  • фокусировка на объектах, которые быстро ускоряются и замедляются;
  • фокусировка на объектах с беспорядочным и быстрым движением;
  • фокусировка на объектах с беспорядочным движением, часто изменяющих скорость.

Для каждой программы автофокусировки можно индивидуально задавать 3 параметра: чувствительность слежения, ускорение/замедление слежения, автоматическое переключение точек автофокусировки.

Микрокоррекцию автофокусировки можно настраивать для каждого объектива как в широкоугольном, так и в положении максимального зума.

Автофокусировка EOS 5D Mark III просто потрясающая: даже на светлых объективах с очень маленькой зоной ГРИП камера отлично работает в следящем режиме. О таком на EOS 5D Mark II не приходилось даже и мечтать. Там был только один вариант — сфокусироваться по центральной точке и с зажатой кнопкой перекомпоновать фотографию. Хорошая система автофокусировки в «тройке» позволяет просто снимать и не думать, получится ли кадр резким. Потому что он получится резким.

Тихая съемка

Компания Canon модифицировала механизм довода зеркала, что дало возможность реализовать режим тихой съемки как в покадровом, так и в серийном режиме съемки частотой 3 кадра/c. В режиме тихой съемки лаг затвора несколько больше, однако это сущие мелочи в сравнении с выгодой его использования. Спуск затвора стал более отрывистым и резким, не таким длинным и скрипучим, как у предшественника.

Снимать на пресс-мероприятиях одно удовольствие: с EOS 5D Mark III на вас никто не обращает внимания, можно фотографировать прямо возле операторов и никак не задевать их чувства. Можно снимать с пояса на улице, и опять же никто этого не услышит и не обратит на вас внимания. По моим впечатлениям, стало больше естественных кадров, когда человек не напрягается просто потому, что не слышит звук спуска затвора.

Кроме наличия быстрой и отзывчивой фокусировки, у фотоаппарата до 59 мс сократился лаг затвора, так что задержка между нажатием и спуском практически незаметна. Все это обеспечивает очень приятное ощущение уверенности в съемке: как скоротечен бы момент ни был, EOS 5D Mark III его не пропустит.

Меню

В меню теперь 21 вкладка. Чтобы все их промотать, нужно потратить время. Хочется особенно выделить меню пользовательских функций: оно стало гораздо человечнее, разобраться с настройками съемки ничего не стоит. Также по многим пунктам меню можно получить справку прямо в фотоаппарате.

Камера позволяет быстро перейти в режим съемки HDR и мультиэкспозиции.

Способов склеивания HDR несколько, также можно задать шаг экспозиции брекетинга. Таким образом легко получить фотографию с хорошим динамическим диапазоном, имеющую при этом естественный вид. Камера EOS 5D Mark III может качественно склеивать фотографии, снятые как со штатива, так и с рук.

Просмотр изображений усовершенствован кнопкой моментального 100% увеличения, которое может быть привязано к центру кадра или точке фокусировки.

Увеличенные снимки можно сравнивать. Можно также присваивать им рейтинг.

Благодаря мощному процессору фотоаппарат способен самостоятельно конвертировать изображения из RAW. Фотограф может править экспозицию, баланс белого, цветовой профиль, аберрации, виньетирование и даже исправлять дисторсию, если объектив имеется в базе (читай — производства Canon). Это единственная операция, которую процессор не может делать на лету.

Тестовые изображения

По моим впечатлениям, EOS 5D Mark III собирает на матрице значительно меньше пыли, а система очистки сенсора не способна стряхнуть только самые большие пылинки. Похоже на то, что протравленный фтором низкочастотный фильтр действительно неплох в деле.

Благодаря новому сенсору камера стала лучше снимать при слабом освещении и на высоких значениях ISO. На EOS 5D Mark II съемка выше ISO 3200 вынуждала уменьшать разрешение снимков и подавлять шумы в Lightroom: коррекция в 0.5 EV могла дать шум в тенях. C EOS 5D Mark III можно спокойно снимать и на IS0 6400, и на ISO 8000, такое иногда нужно при съемке ночью с рук и на фокусном расстоянии 200 мм. В больших ISO у нас никогда не было необходимости.

Расширенная автоматика ISO — то, чего сильно не хватало в EOS 5D Mark II. «Тройка» позволяет задавать как диапазон ручного выбора ISO, так и диапазон автоматического выбора (как верхний, так и нижний пределы).

Это особенно удобно в тех случаях, когда фотограф вынужден мигрировать между несколькими зонами с разным освещением, например между помещением и улицей. Наконец, можно поставить автоматику в еще более жесткие рамки — задать максимально возможную выдержку в диапазоне от 1/250 до 1 с.

Радует адекватный замер фотоаппарата при любых условиях: на ослепляющем снегу, при искусственном освещении вечером, при съемке контрастных сцен. Если с EOS 5D Mark II мы снимали только в RAW, то EOS 5D Mark III может позволить невиданную доселе вольность — снимать в JPEG. Время, затрачиваемое на постобработку, радикально уменьшилось.

 F/5.6

 F/8

 F/11

 ISO 50

 ISO 100

 ISO 200

 ISO 400

 ISO 800

 ISO 1600

 ISO 3200

 ISO 6400

ISO 12 800

ISO 25 600

ISO 51 200

ISO 102 800



Несколько фотографий после обработки в Lightroom:

Также на Canon EOS 5D Mark III были сняты сферические панорамы новых станций минского метро и интерьера обновленного ресторана McDonald's на Немиге.

Видеозапись

Отказываться от видеовозможностей, вызвавших такой ажиотаж в случае с моделью-предшественницей, в EOS 5D Mark III было бы глупо. Возможности видеозаписи, разумеется, также расширили. Камера умеет снимать Full HD-видео частотой 30, 25 и 24 кадра/с и HD-видео частотой 50 кадров/c. Запись ведется с кодированием H.264 и сжатием IPB или ALL-I. Сжатие IPB включает ключевые кадры, на основе которых предсказывается последующий кадр ряда, сжатие ALL-I подразумевает сохранение всех кадров ряда. Но и размер файла в последнем случае будет в три раза больше.

Камера EOS 5D Mark III способна корректно работать с файловой системой exFAT, поэтому исчезло дурацкое ограничение на 12 минут записи или на размер файла не больше 4 ГБ.

Как отмечает dpreview.com, в режиме видеозаписи «тройка» лучше подавляет муар, чем более дешевая полноформатная камера EOS 6D.

Фотоаппарат укомплектован монофоническим микрофоном, получил вход для подключения наушников и удобную кнопку переключения в режим съемки видео.

Наконец, скроллерный диск может выступать как небольшой сенсорный джойстик, что будет полезно для бесшумного изменения настроек прямо во время видеозаписи.

К сожалению, фокусировка при съемке роликов только ручная. В случае записи видео мы в Onliner.by используем EOS 5D Mark III только для статических сцен и при слабом освещении. Более серьезная съемка возможна только с покупкой аксессуаров.

Ложка дегтя

Немного о проблемах. За время эксплуатации их было выявлено две. Первая касается использования сторонней оптики — одного из самых популярных объективов типа «рыбий глаз» Sigma EX DG Fisheye 15mm 1:2.8. С некоторой периодичностью EOS 5D Mark III перестает определять его, спасает включение-выключение камеры. При съемке посредством Live View объектив через раз «щелкает» лепестками диафрагмы. В случае с EOS 5D Mark II таких проблем у объектива нет.

Вторая проблема касается работы 9-позиционного джойстика на морозе. Его использование в редких случаях вызывает потерю работоспособности фотоаппарата на 1—2 секунды.

Заключение

Камера Canon EOS 5D Mark III стоит каждого доллара. Модель пригодна для всего — от студийной до репортажной съемки. Автофокус не вызывает нареканий. Устройство очень быстрое в работе и не даст пропустить ни одного кадра. Все, что может зависеть от камеры, у EOS 5D Mark III без сомнений на высоте. Однако она же даст вам понять, как много все-таки зависит от фотографа. Если снимок вышел плохим, грешить на фотоаппарат точно не получится.

Плюсы:

  • хорошая эргономика;
  • приемлемое качество съемки на высоких ISO;
  • адекватный замер даже при сложных условиях;
  • лучшая в классе и очень гибкая автофокусировка;
  • хорошие возможности видеозаписи;
  • режим тихой съемки;
  • хороший дисплей и видоискатель;
  • HDR-режим.

Минусы:

  • сбои в работе джойстика на морозе.

Советы по выбору фотоаппарата — в Справочнике Onliner.by