Фотосюжет: продолжение. Натюрморт

 
14 080
06 апреля 2013 в 10:46
Источник: Дабижа Снежана. Фото: Дабижа Снежана
Источник: Дабижа Снежана. Фото: Дабижа Снежана
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Попав в шорт-лист участников финала недавно завершившегося конкурса «Фотосюжет» и получив весьма лестные комментарии многоуважаемой публики Onliner.by вроде «Фотки сделаны как минимум кропнутой зеркалкой» (что такое «кропнутая», я до сих пор не знаю, но, наверное, это что-то очень хорошее), я была вынуждена признать, что хорошей технике нужен не менее хороший фоторюкзак, и поэтому мы с фотоаппаратом решили пойти на штурм конкурса вторично и все-таки отвоевать хотя бы жилище для моей скромной, но достойной фотокамеры (основное решение принадлежало, конечно же, мне).

И не надо говорить, что самое лучшее место для моего фотоаппарата — задний карман любимых джинсов и спрашивать, как я себе представляю мыльницу в рюкзаке. Отлично представляю! Ну, а там, глядишь, хороший дом себе достойного жильца приобретет, тем более, давно пора уже… Но об этом позже (народ подумал: сколько уже можно, почти абзац — и все ни о чем; прошу прощения — сейчас исправлюсь). Итак, приветствую тех, с кем мы уже знакомы по предыдущему выпуску рубрики «Фотосюжет». Кто забыл или вообще меня впервые здесь видит, щелкайте «Я снимаю дым». Надо сказать, что с тех пор ничего не изменилось: по-прежнему снимаю любимым Pentax Optio S7, все так же собираюсь доказать, что главное — не техника, и зовут меня, как и раньше, Снежана.

Как я пришла к съемке натюрмортов, пожалуй, рассказывать особо не буду (и так половина публики уже сдалась после прочтения первого абзаца). Приступлю непосредственно к описанию процесса.

Для съемки натюрмортов время года подходит абсолютно любое, но лучше всего, безусловно, конец лета. И не потому, что руки не мерзнут, а потому, что именно во второй половине лета и начале осени реквизиты для составления натюрморта растут, лежат и вызревают прямо под ногами. Ну, это, конечно же, для тех, у кого есть дача, домик в деревне или на крайний случай богатый урожай у соседа по участку (с его позволения, само собой разумеется). Остальные за реквизитом отправляются на Комаровку. Изобилие всякого рода фруктов-овощей-цветочков там, несомненно, радует, но что же выбрать? Можно брать все подряд, свалить в одну кучу (что не поместится в кадр — съесть) и вуаля — натюрморт готов, но лучше, конечно, попытаться руководствоваться какими-нибудь принципами (ну, мы же типа фотографы). При подборе необходимых предметов съемки я стараюсь, чтобы они имели в себе что-то общее. Хорошо, когда они сочетаются по цвету (как на фотографии со сливами или шиповником, например).

Думаю, что даже те, кто не отличается особой наблюдательностью, заметили некую схожесть (а точнее, стопроцентную одинаковость) реквизита «корзинка». К сожалению, пока не удалось научиться плести корзины, поэтому она на тот момент у меня была одна.

Если не получается найти предметы для натюрморта в одной цветовой гамме, то можно попробовать объединить их на основании общей идеи, например, принадлежности нескольких продуктов питания одному завтраку или обеду. Сразу оговорюсь: однажды я предпринимала попытку подружиться с композицией, применять правило золотого сечения, искать диагонали, смысловые центры, но как-то у нас с композицией дружбы не получилось, поэтому ее в моих натюрмортах даже не ищите. Но зато мне есть куда развиваться.


Важным моментом при съемке натюрмортов является освещенность предметов. Пару раз пробовала снимать с включенной функцией вспышки, но получается что-то жуткое и неестественное, поэтому отказалась от использования любых осветителей (как говорится, не умеешь — не берись). Ну, по крайней мере, не сейчас и не с этим фотоаппаратом. Нужное мне освещение я получаю очень просто: выношу мой натюрморт на улицу и оставляю его там хоть на целый день. Периодически прихожу и фотографирую. Происходит это все, конечно же, не возле подъезда (чтобы не попасть в соседнюю ветку Onlimer.by о городских сумасшедших), а ближе к природе, точнее, в деревне. Опытным путем установлено (сейчас я изобрету велосипед), что лучше всего получаются снимки перед закатом: тени совсем не резкие, нету бликов и пересветов, цвета кажутся мягкими и приятными глазу. А еще если навести фотоаппарат на светлый предмет (я навожу на небо), нажать кнопочку спуска и перевести на фотографируемый объект в нажатом состоянии, то в фотоаппарате что-то шуршит и щелкает и освещение объекта получается немного другим, приглушенным. Возможно, это издевательство и не прибавит лишних лет жизни фотоаппарату, но он пока не жаловался. Удачное освещение может помочь сотворить вот такую картинку с многочисленными бликами на ягодках или такое фото вазы с сиренью.


И все-таки есть у мыльницы один важный недостаток: при съемке никак не получается отделить саму композицию от заднего плана (то есть сделать задний план более блеклым и не таким броским). Порой фанера или кусок доски, выполняющие функцию фона, получаются лучше и отчетливее всех предметов вместе взятых. Вот тут на помощь приходит Photoshop. Применять я в нем умею только нужные мне функции, а именно наложение текстуры и выбор режима наложения. А еще совсем недавно нашла полезную для себя функцию — коррекция яркости, контрастности и насыщенности. Если подробнее, то происходит все так (по правде говоря, я в этом не очень разбираюсь, но раз вы интересуетесь — расскажу, что знаю): нахожу в интернете нужную текстуру (обычно в коричневых тонах), с помощью слоя накладываю на фотографию в одном из режимов (вот это для меня самый приятный момент — очень люблю экспериментировать с режимами и смотреть, что получается), инструментом «ластик» с разной степенью нажатия вытираю текстуру (на стратегически важных объектах съемки — 100%, на менее важных — поменьше, а к фону применяю что-то около 20—30%) и выполняю сведение. Так мне удается затемнить задний план и выделить важные предметы. Ну и, конечно, бегунки яркости и контрастности потаскать — это обязательно (хотя потом чаще останавливаюсь на оригинальном варианте, но поиграться-то можно). Получается как-то вот так.


В процессе поиска интересных способов фотосъемки натюрмортов, я много экспериментировала (надо же было компенсировать ограниченные возможности фотоаппарата). Не скажу, что полученные результаты мне нравятся, но многоуважаемой публике все-таки покажу то, что получалось. На вопрос: «Чего ж нам показывать, если самой не нравится? Понимаешь ли, выкладывает тут ерунду всякую!», отвечу, что эти эксперименты показаны тут в качестве идеи для начинающих и продолжающих (как, впрочем, и все выше). Авось, кому и пригодятся.
Вот такой не совсем стандартный взгляд на натюрморт. Вид сверху.


Вот такая расплывчатость получается, если снимать через трехлитровую банку.

А вот так будет, если трехлитровую банку предварительно намочить водой. Это, наверное, для любителей чего-нибудь абстрактного и непонятного.


Вот очень интересный способ съемки: на стекло жесткой кистью наносим подсолнечное масло и помещаем стекло между объективом и предметом съемки. В итоге получаются интересные разводы, как при масляной живописи. Возможно, при публикации эффект будет не особо заметен (если кому-то интересно, попробуйте сохранить фотографию в отдельный файл и увеличить — может, что получится увидеть), но при распечатке работы в большом формате смотрится довольно впечатляюще.

Ну, вот, кратенько, и все. С радостью отвечу на все вопросы, приму к сведению конструктивную критику и попытаюсь отреагировать на ваши комментарии. Опираясь на опыт предыдущего «Фотосюжета» и предвосхищая некоторых комментаторов, скажу: «Нет, это не зеркалка», «Да, это точно мыльница», «Фотошоп применялся только в рамках, оговоренных в абзаце после фото с сиренью» (ну, это чтоб быстро найти, если кто-то статью не осилил), «Картошка с салом сочетаются нормально, потому что я так люблю». Всем огромное спасибо за внимание, а особенно тем, кто смог дочитать все до конца.