Игра Starcraft II продолжает завоевывать популярность: отчасти благодаря продуманному мультиплееру, отчасти благодаря глубокому балансу трех совершенно непохожих игровых рас. В день выхода второй части трилогии редакция Onliner.by предлагает посмотреть, чего же ждать от Heart of the Swarm, оглянуться на два года становления Starcraft II и разобраться в причинах успеха «звездного ремесла».
И хотя игра не такая хардкорная, как Starcraft: Brood War, принципы успешной стратегии в ней работают четко: начать играть легко, а отточить мастерство очень непросто.
Что нас ждет в Starcraft II: Heart of the Swarm?
Сюжетная линия игры посвящена зергам и начинается именно там, где закончились Wings of Liberty за людей (терранов). Напомним: Джим Рейнор, главный партизан и неустанный боец за свободу, приводит в действие могущественный артефакт древней расы Зел’нага, прародителей жизни во Вселенной. Он подавляет вирус эволюции зергов. Лишенные королевы зерги превратились в беззаботную зубастую биомассу, разбросанную в планетарном масштабе, — Сара Керриган снова становится простым человеком. Хотя не таким уж простым. В начале событий Starcraft: Brood War она была бойцом элитного подразделения «призраков» с расширенными псионическими способностями. Эти юниты умели становиться невидимыми и устраивать форменный террор с запуском ядерных ракет.
Могущественное существо Сверхразум, контролирующее зергов по всей галактике, увидело в Керриган огромный потенциал и сделало ее Королевой Клинков.
Зараженная вирусом зергов, Сара получила биологическое бессмертие и невероятные пси-способности. Как вы уже догадываетесь, после излечения псионические навыки Керриган никуда не пропадают.
В Starcraft II: Heart of the Swarm игроку придется отыгрывать теневого героя, который вовсе не похож на бьющегося за правое дело повстанца Джима Рейнора из Wings of Liberty. «Месть» — под таким девизом пройдет сюжетная линия Heart of the Swarm. Таким образом, уязвимая, но все еще опасная Керриган будет стремиться вернуть себе былое могущество и в первую очередь — расправиться с императором Менгском.
Впрочем, устроить вендетту Сара имеет полное право: именно из-за предательства самопровозглашенного императора Арктура Менгска рыжие волосы на голове девушки превратились в костистые дреды.
Сценарий ко второй части игры написан Крисом Метценом, отцом всех трех игровых вселенных Blizzard: Starcraft, Diablo и Warcraft. В том, что игра будет динамичной, а сюжет — драматичным, сомневаться не приходится.
Также не стоит сомневаться и в том, что ответов на все вопросы сюжета игра не даст. На 2014 год запланирован выход последней части Starcraft II — Legacy of the Void, в ней раскроется высокоразвитая раса протоссов.
Компанию Blizzard отчасти справедливо ругают за «доение франшизы». Действительно, сюжет изобилует резкими поворотами и лютые враги запросто могут начать сражаться бок о бок. Однако оценивать Starcraft только по сюжету в высшей степени преступно. Ведь его прелесть заключена в насыщенных и всегда непохожих друг на друга боях по сети. Турниры по Starcraft II дают Blizzard не меньшую выгоду, чем прямые продажи игры. Одиночная игра — это лишь вершина айсберга «галактического варкрафта».
Starcraft II как киберспортивная дисциплина
Игра Starcraft: Brood War является общепризнанной кибердисциплиной: она может считаться эталоном стратегии реального времени и на сегодняшний день практически безупречна. Проект Starcraft II пока не имеет такого отточенного баланса, как предшественник, однако агрессивное продвижение турниров дает понять, что Blizzard намерена сделать Starcraft II новым киберспортивным стандартом.
Исторически особую популярность стратегия завоевала в Южной Корее, превратившись там в национальный вид спорта. Профессиональные игроки в Starcraft в этой стране — настоящие знаменитости. Матчи в рамках сезонных лиг собирают многотысячные стадионы зрителей. Освещением игр занимается несколько специальных ТВ-каналов, а спонсорами лиги становятся очень крупные компании вроде Samsung и Hyundai. Фактически Blizzard проворонила «дойную корову» Starcraft: Brood War и постарается не повторить своих ошибок со Starcraft II. Стоит отметить, что без одержимости корейцев игра Starcraft вряд ли оказалась бы так популярна: киберспорт по-крупному, c большими призовыми и турнирами вроде WCG, начался именно благодаря этому проекту.
Однако когда популярность игры уже была достигнута, Blizzard решила взять под контроль все турниры по новой дисциплине Starcraft II, а также соответствующие телешоу и сообщества игроков.
В Южной Корее весь киберспорт контролируется специальным регулятором KeSPA (Korea e-Sports Association). Профессиональные игроки, желающие выступать в транслирующихся по ТВ лигах, обязаны заключить с ним контракт. Компания Blizzard решила заключить контракт с телеканалом GOMTV на правах спонсора и владельца всех прав на вторую часть игры, запретив также показ первой части в рамках определенных турниров. Регулятора KeSPA же такое положение не устраивало. И хоть Starcraft II была с воодушевлением принята во всем мире, переход на нее в Южной Корее был тяжелым. Проект Brood War пользовался невероятной популярностью, несмотря на свой немаленький возраст.
В ответ на действия Blizzard регулятор KeSPA запрещает прогеймерам с контрактами переключаться на новую лигу Starcraft II, добивается запрета трансляций новых лиг во время проведения уже известных зрителям. При содействии регуляторных органов Китая Starcraft II признается чрезмерно жестокой.
Спустя три года (столько длилась судебная тяжба) KeSPA и Blizzard все же удалось прийти к соглашению: сначала через переходные «двоеборные» лиги, а после и со Starcraft II как единственной дисциплиной. Популярность игры начала набирать обороты. Чтобы купить Heart of the Swarm, нетерпеливые корейцы занимали очередь за трое суток до старта официальных продаж.
Профессиональные комментаторы и бары
Зрелищность Starcraft обусловлена непохожестью рас, от лица которых идет игра: терраны, зерги и протоссы имеют уникальный набор юнитов и собственные стили игры. Ветви развития рас пересекаются по принципу камень — ножницы — бумага: для каждой стратегии имеется эффективная контрстратегия.
Десять лет назад игроки довольствовались реплеями игр профессионалов: такой файл занимал мало места и скачивался даже через модем за минуты. Как оказалось, во времена широкополосного доступа делиться видеозаписями игр под собственные комментарии оказалось удобнее. Идея с видеоподкастами на YouTube пришлась Blizzard по душе, самых задорных дикторов поощряли деньгами, приглашали участвовать в трансляции крупных турниров.
Так появились «Баркрафты». Это бары, предназначенные для любителей компьютерного спорта и простых геймеров, где можно обсудить особенности любимой игры и не нарваться на удивленного собеседника. Также в «Баркрафте» имеется несколько компьютеров — специально для того, чтобы любые два человека могли сразиться друг с другом под ликование посетителей бара.
В «Баркрафте» можно перекусить и выпить пива с друзьями, а на плазменном экране в это время будет идти трансляция матча. Фактически, любая партия в Starcraft II не уступает по зрелищности футбольному матчу или заезду «Формулы-1».
Кратко о нововведениях
Так что же в Starcraft II: Heart of the Swarm изменилось концептуально?
Новые юниты. В Heart of the Swarm нас ждет семь новых игровых юнитов. Терраны получили превращающихся из геллионов «Геллитронов», а также мины «Вдова», стреляющие ракетами.
Зерги обзавелись так называемыми «Стрекозами», приспособленными для уничтожения дорогих юнитов соперника, и «Роевиками», порождающими волны краткоживущих юнитов «саранчидов».
Протоссы получат воздушний юнит «Оракул», предназначенный для террора небольших наземных юнитов и рабочих, а также «Ураганы» — осадные юниты дальнего боя.
Наконец, материнский корабль протоссов, самый мощный и длительный в постройке юнит Starcraft II, получил промежуточную стадию — ядро. Ядро материнского корабля совершенно уникально.
Это летающая боевая единица с высокой скоростью стрельбы, которая атакует наземные цели; на каждую армию протоссов приходится только одно ядро. У ядра есть несколько способностей. «Искривление времени» создает поле, снижающее скорость передвижения наземных отрядов противника. «Фотонная перегрузка» — оборонительная способность, временно позволяющая нексусу атаковать на дальней дистанции. В довершение ко всему «Массовая телепортация» позволяет переместить ядро и боевые единицы вокруг него обратно к базе.
Мультиплеер. В Blizzard нашли решение проблемы дисконнектов. Независящий от игроков фактор разрыва соединения здорово портил настроение, особенно когда победа была так близка. При игре по сети появилась возможность возобновить партию с определенного момента из реплея. Пока трудно понять, насколько это сделает партии интереснее, но возможность переиграть игры профессиональных геймеров с любого момента самостоятельно — это что-то новенькое. Еще одно нововведение мультиплеера – можно создавать кланы и группы.
Вместо заключения
Успех Starcraft II прежде всего означает, что игры для PC живее всех живых. В 2010 году Blizzard реализовала 1,5 млн копий Wings of Liberty за первые два дня продаж. Проект Heart of the Swarm, по заверениям аналитиков, к этим цифрам приближается.
Трудно упрекнуть те же Wings of Liberty в однообразности миссий: кроме игры на развитие были и ролевые вставки, можно было управлять роботом, огромной пушкой, воздушной флотилией и даже грабить поезда на ресурсы. Наверняка в конце синглплеера Heart of the Swarm нас поджидает клиффхенгер, ведь уже сейчас создатели работают над миссиями, скриптами и персонажами заключительной части трилогии — Legacy of the Void.
Новые боевые единицы Heart of the Swarm очень похожи на пропавших юнитов из Brood War, что говорит о наличии хорошо забытых зрелищных стратегий в новой упаковке. Апдейт действительно уравнивает игроков старой школы и геймеров, взрощенных на Wings of Liberty. По всей видимости, перед нами снова Starcraft — с веселыми стратегическими подлостями и лучшим на текущий момент мультиплеером. GL HF!