Фотосюжет: романтика стальных магистралей

 
37 397
20 сентября 2012 в 19:53
Источник: Андрей Скуратов. Фото: Андрей Скуратов, Михаил Беднягин, Дмитрий Липский
Источник: Андрей Скуратов. Фото: Андрей Скуратов, Михаил Беднягин, Дмитрий Липский

В объективе моего фотоаппарата запечатлевается достаточно необычный для фотографов объект — железная дорога. Нет-нет, я не фотографирую красивых девушек-моделей с цветами или чемоданами на путях, как это делают многие фотографы. В роли моделей у меня выступают несколько иные предметы — закопченные локомотивы, станционные светофоры и прочее.

С самого детства меня увлекало искусство фотографии, однако в силу многих причин заняться плотно этим делом мне удалось только в студенческие годы. На втором курсе университета я стал обладателем простенького Canon А560. Практиковался в очень необычном стиле для фотографии — занимался трейнспоттингом (фотография железной дороги и всего, что с ней связано). Именно это увлечение быстро заставило меня приобрести хоть и любительского класса, но «зеркалку», а позднее и минимально необходимый набор объективов. Сегодня в моем распоряжении имеется Sony A200 с системой Sony 18-70 (kit), Minolta 70-210/4 (легендарная «пивная банка») и Minolta 50/1.7.

Немного об объекте съемки. Железная дорога для абсолютного большинства наших людей ассоциируется либо с электричкой, которая увозит их на выходные за город, либо с ночным поездом, в котором априори присутствуют пьяные дембеля, футбольные фаны и т. д. Однако для определенной категории людей железная дорога есть некий особенный объект — завораживающий и в некотором роде даже мистический что ли. Я знаю людей, для которых стальная магистраль является чуть ли не главным источником романтики в нынешнее время: это долгое увлекательное путешествие куда-нибудь на Байкал, скажем; бодрящий чай в фирменном стакане с подстаканником; интересная беседа с незнакомым тебе еще пару часов назад соседом по купе; ночное убаюкивающее покачивание вагона и стук колес, под который так сладко спится...

Каждому подобному мне любителю видится в железной дороге что-то свое, неповторимое, каждый что-то ищет… Я же, через свое увлечение, пытаюсь найти и показать, казалось бы, то, чего не существует — гармонию природы и железной дороги. Тут наверняка многие сойдутся в едином мнении, что это полный бред, однако я попытаюсь притупить это чувство через несколько своих работ, после просмотра которых, я надеюсь, некоторые изменят свой взгляд и скажут, может быть, что-то вроде: «Железка тут очень в тему!» или «А ведь кадр не был бы таким красивым и притягательным, не будь здесь двух стальных нитей»…

Этот кадр, сделанный мною в небольшом курортном украинском городке Ворохта ровно за 24 часа до Нового года, является самым «трудовым» и от этого, наверное, самым любимым. Сложно было во всем: в полночь на улице шел дождь, штатива с собой ни у кого не было, света было очень и очень мало. И вот тогда мы с другом поставили фотоаппараты на перила пешеходного моста, нависли над ними, чтобы укрыть от дождя, и застыли в неподвижных позах, держа пальцы на кнопке спуска (ни тросиков, ни пультов у нас не было) и отмеряя лишь в уме примерную выдержку в секундах. Получившиеся кадры превзошли все надежды и ожидания!

Параметры съемки: диафрагма — 10, выдержка — 120 с (режим BULB без тросика), ИСО — 400.

Что можно включать в «железнодорожный» кадр? Да что душе угодно: людей и животных, архитектурные и инженерные сооружения, прочие объекты…

… но, как ни крути, в этом деле центральным объектом все же является поезд.

К выбору места для съемки приходится подходить очень скрупулезно. Как правило, это должна быть кривая, которая, во-первых, и смотрится всегда интереснее и веселее, а во-вторых, хорошо проявляет «анатомию» железнодорожного состава. Бытует и такое мнение: чем выше заберешься, тем лучше выйдет кадр. Отчасти это так…

Поезд — достаточно непростой объект для съемки, особенно если действие происходит на перегоне. Поезд динамичен, он постоянно движется (часто на высокой скорости) и точно не станет выяснять, готов фотограф к съемке или нет. Первые мои кадры выходили достаточно «унылыми»: очень трудно было уловить тот самый момент, когда нужно нажимать на кнопку спуска, и поэтому дома мне нередко приходилось просматривать на мониторе фотографии с уезжающим или уже выехавшим из кадра локомотивом. Теперь такое у меня — большая редкость.

Динамичен и окружающий железную дорогу план. Согласитесь, должно быть очень обидно, когда ты несколько часов (а то и полдня) ожидаешь интересующий тебя поезд, вокруг стоит отличная ясная погода, и вот когда на горизонте появляется «объект», солнце на какое-то мгновение заходит за облако и все… Кадр не выходит таким, как тебе надо. Однако и в непогоду можно делать довольно «атмосферные» фото.

Пару слов о композиции. Несмотря на то что поезд является центральным объектом фотографии, он все же не должен находиться в геометрическом центре снимка (за редким исключением). Лучше всего располагать локомотив слегка смещенным от центра.

То же касается и пейзажных снимков.

Немалую роль в восприятии кадра играет и геометрия самого железнодорожного пути. Идеальный вариант — когда дорога не упирается в правую и левую стороны кадра, но добиться такого на практике очень и очень тяжело. Из своих кадров могу привести лишь отчасти хорошие примеры.

А вот еще один достаточно неплохой «сочный» летний кадр.

Однако его нельзя назвать идеальным по причине, описанной выше (рельсы пересекли правый край снимка).

Интересных результатов можно добиться снимая поезда «в хвост», то есть по уходящей. Такая композиция всегда придает снимку иное, неповторимое настроение.

Кадры, снятые проводкой, всегда очень ценятся у любителей. В моей практике было несколько попыток съемки проводкой, однако сегодня мне хочется показать снимок, в котором этот эффект создан искусственно.

Наличие длиннофокусного объектива («телевика») — то, о чем мне стоило сказать, наверное, в самом начале статьи. Если вы собрались фотографировать железную дорогу, то лучше бы вам обзавестись таким объективом. Это не только шаг в сторону вашей личной безопасности (существует заблуждение, что чем ближе подберешься к поезду, тем круче), но и подходящий эффект, который дает «длинный фокус» для железной дороги.

Если предполагается ночная съемка локомотивов, то наряду со штативом неплохо бы приобрести и светосильный «полтинник». У трейнспоттеров, по крайней мере, так заведено. Для получения красивого эффекта «звезды» от источников света можно использовать специальные резные фильтры, однако мне для получения оной хватает и простого зажатия диафрагмы до 10-14.

Вот и все, о чем хотелось вкратце написать. Думаю, многим любителям мои маленькие советы могут быть полезны.

Максим Малиновский, фотожурналист:

Поездатые поезда =) Кто-то самолеты спотит, кто-то поезда — интересное увлечение, техничные фото. Смотришь на снимки, видишь констатацию фактов посредственного состояния: инфраструктуры железной дороги, грузовых составов, пассажирских составов. Правда, радуют глаз новые модные электрички. Есть несколько очень удачных фото, некоторые проходные. С композицией-экспозицией все в порядке. Цвет-свет на многих кадрах тоже в порядке. Наверно, только сменой камеры на новую можно улучшить результат: из имеющейся техники, кажется, вы выжали максимально возможное качество изображения.

Павел Поташников, фотограф-фрилансер:

Андрей, очень хорошие фотографии. Скажу больше, один из лучших сюжетов из присланных на конкурс. Понравились почти все снимки как по композиции, так и по обработке. Интересные ракурсы, съемки в разное время года. Видно, что вы с душой подошли к своему увлечению и подборке фотографий для сюжета. Вроде бы на кадрах одни и те же объекты, но при этом каждая фотография живет своей жизнью и уникальна. Никаких глобальных замечаний не будет, могу пожелать вам только осваивать новые и новые железные дороги.

* * *

Традиционно мы публикуем работы, которые не попали в основную рубрику конкурса.

Присылайте ваши фотосюжеты и просто фотографии на адрес vb@onliner.by — у вас есть шанс выиграть зеркальную камеру и объективы на сумму $1000! С подробными условиями конкурса «Фотосюжет» можно ознакомиться здесь.