Своими глазами: как устроен банкомат

 
19 124
29 июля 2011 в 13:43
Автор: Денис Блищ
Автор: Денис Блищ

По состоянию на 1 января 2011 года в нашей стране функционировало 3063 банкомата (или Automated teller machine — ATM), из них 849 — в одном только Минске. Самая крупная сеть, ожидаемо, у «Беларусбанка» (почти 1000 штук по Беларуси), наименьшая — у «Франсабанка» (всего 5 устройств).

Ежедневно через банкоматы совершаются миллионы операций, и каждая из них для человека ценна в прямом и переносном смысле этого слова. В то же время банкоматы являются объектом повышенного внимания со стороны различного рода ворья. Шутка ли, внутри одного устройства может быть несколько сотен миллионов рублей и десятки тысяч долларов.

В общем, банкомат — аппарат особого класса. Он должен обладать несколькими степенями защиты и выполнять свои функции безошибочно.

— Банкомат — это аппарат, в котором есть компьютер с операционной системой, соответственно, он работает так, как предусмотрено установленным программным обеспечением, — говорит Виктор Козич, заместитель директора компании «Марко Плюс», занимающейся обслуживанием АТМ. — Поэтому назвать все установленные устройства идентичными нельзя, у них зачастую несколько различаются функции и возможности.

Но, разумеется, основное предназначение банкомата — выдавать деньги. Специалисты говорят, что психология взаимодействия нашего человека со средствами, размещенными на карт-счете, различается с таковой у европейцев. Говоря простыми словами, белорусы всё еще предпочитают обналичивать все доступные им средства и хранить их в физическом виде, нежели доверять кусочку пластика. Это сказывается на частоте загрузки средств и обслуживания банкомата.

Внутри устройства расположено четыре кассеты для хранения денег, в каждую из них помещается 2000—2200 купюр, — продолжает Виктор Козич. — В зависимости от номиналов загруженных банкнот общая сумма, хранимая в банкомате, может различаться.

Виктор Козич

К слову, в сетях банков есть банкоматы-рекордсмены, где даже такие внушительные суммы расходятся за двое суток. Это происходит регулярно на протяжении всех лет со дня установки там ATM — снижению потребности в наличности не поспособствовал даже рост безналичных платежей.

Почему выгодно устанавливать банкоматы?

— Потому что они позволяют зарабатывать деньги и экономить на рабочем персонале, — вступает в беседу Валерий Бойко, заместитель директора департамента электронных каналов сопровождения и продаж «Приорбанка». — Изначально мы устанавливали их под большие зарплатные проекты крупных корпоративных заказчиков, например, на заводах. Это упростило процедуру выплаты средств, высвободило рабочий персонал и удешевило данный процесс для банка.

Еще одно преимущество установки банкоматов — заработок на них за счет обслуживания держателей карточек других банков. Те самые копеечные комиссии, взимаемые за просмотр баланса или обналичивание средств в «чужой» сети, за счет массовости транзакций позволяют владельцам АТМ иметь неплохую прибыль. Судите сами: по словам Валерия Бойко, только за один месяц на всех банкоматах «Приора» совершается 1,106 млн операций снятия наличных (в том числе 85 тысяч по иностранным картам) и 308 тысяч платежей. К слову, стоимость устройства сейчас составляет около 100 млн рублей.

Валерий Бойко

В такой огромной массе транзакций всегда есть место ошибкам из разряда нелепых случайностей — забытая карточка, не извлеченные из держателя купюры, прочие мелкие огрехи. Что делать в подобной ситуации?

— Обычно АТМ оставляет вам 30—60 секунд на то, чтобы забрать свою карточку и деньги, — продолжает рассказ заместитель директора «Марко Плюс» Виктор Козич. — По истечении отведенного времени карточка попадает в специальное отделение внутри устройства, а деньги — в сбросовую кассету. Клиенту в таком случае следует обратиться в свой банк-эмитент и после инкассации получить карточку обратно.

Виктор Козич говорит, что в большинстве случаев попавшие в сбросовую кассету купюры зачисляются на счет клиента в автоматическом режиме. Если же ситуация неоднозначная (например, часть купюр забрали, часть осталась), проводится дополнительное расследование, и средства будут возвращены после выяснения всех обстоятельств.

Касаемо карточки, встречаются ситуации, когда она после носки в заднем кармане брюк деформируется и на обратном пути из недр банкомата застревает в треке. В таком случае банк ее не возвращает, а просит завести новую.

Случаются и ошибки, в которых виноват сам банк. Например, раз в пару лет фиксируется ситуация, когда банкомат выдает на определенный запрос в два раза больше средств. Это следствие того, что перепутаны кассеты внутри устройства. Обычно такие курьезы быстро решаются. «Счастливым» же обладателям увеличенных сумм придется расстаться с их эквивалентами на карт-счете: у банка, конечно, «все ходы записаны» в лог-файле.

Еще один вариант неблагоприятного развития ситуации — слишком толстая пачка выдаваемых банкнот. Она, например, может застрять и выйти наружу не полностью. Часть купюр опять же попадает в сбросовую кассету, и после небольшого расследования средства будут возвращены хозяину.

Разумеется, к деньгам внутри банкомата проявляют интерес не только законные их владельцы, но и преступники. Поэтому банкомат — это и компьютер, и сейф, проникнуть в который не так просто. Хотя попытки совершаются регулярно.

— АТМ, как правило, устанавливаются в охраняемых помещениях, магазинах, отделениях банков, — говорит Виктор Козич. — Да, его можно вскрыть «вандальным» методом, разрезав вдоль и поперек, но это займет много времени, а главное — будет слишком шумно для столь деликатного процесса.

Директор предприятия по обслуживанию банкоматов показывает нам комнату, где происходит ремонт и настройка АТМ. Кассеты с деньгами внешне напоминают ящички с плотно упакованными купюрами. В качестве тестового образца на предприятии, кстати, используют пачку 20-рублевых банкнот — номинал, которого в белорусских банкоматах не будет никогда.

Срок жизни АТМ составляет несколько лет. Они, как и любой механизм, изнашиваются быстрее при более частом использовании, поэтому в наиболее «рыбных» местах банкомат служит два года. Затем его перевозят в более «спокойное» место.

Почти каждое устройство оборудовано видеокамерой. Она может функционировать в нескольких режимах, но в большинстве случаев идет постоянная фиксация обстановки с некой периодичностью (например, 1 секунда). Если же в аппарат вставляется карточка, камера переключается в режим полноценной записи. Видео, кстати, хранится на накопителе, не связанном с основной операционной системой, а посмотреть его можно даже удаленно, если есть соответствующей «толщины» интернет-канал.

Картинка с камеры банкоматов — вещь ценная. Ее, по словам специалистов, частенько запрашивают правоохранительные органы. Правда, чаще речь идет о мелких хищениях: например, кто-то забирает забытую карточку, а затем с ее помощью рассчитывается в магазинах. Установить вора помогает камера.

Банкоматы работают в соответствии со стандартами PCI DSS — это требования к условиям безопасной эксплуатации и обслуживания всех устройств, работающих с пластиковыми карточками. Они включают в себя постоянное обновление антивирусного программного обеспечения, централизованное логирование и прочие мероприятия, защищающие от кражи данных карточек.

Еще одна важная составляющая АТМ — приспособления для защиты от кардеров (установки накладок на картоприемник). Ими сейчас оснащаются все уличные банкоматы, и, судя по всему, не зря. Виктор Козич, во всяком случае, не припомнил фактов установки воровского оборудования на щель картоприемника и потери в связи с этим клиентских средств.

Банкоматы соединены в сеть — это позволяет отслеживать их состояние и исправность удаленно, из отдельного центра. Такой есть и у «Марко Плюс»: компания обслуживает 380 устройств «Приорбанка», «Кредэксбанка» и «Минского транзитного банка».

Основной тип ошибок — проблемы со связью. Банкоматы «общаются» с центром как по выделенным ADSL-линиям, так и при помощи VPN и передачи данных в сотовых сетях. Далее идут израсходованная чековая лента, «зависание» программного обеспечения и израсходование денежных средств.

В «Марко Плюс» нам показали этот центр. Здесь работают специалисты, способные помочь в затруднительной ситуации. Например, если застрянет карточка, клиент сначала позвонит в колл-центр банка-эмитента, а затем, вероятно, будет перенаправлен сюда. Важно отметить, что застрявшая карточка иногда может быть извлечена специалистом центра мониторинга удаленно. Так что не спешите удаляться от банкомата!

Статусы всех АТМ в сети выводятся на экран дежурного по смене. Он собирает данные, оформляет заявки и направляет бригады для ремонта, технического обслуживания, заправки ленты и т. д. Обслуживающий персонал кровно заинтересован в своевременном устранении проблем: если АТМ простаивает более 5% времени в месяц, денег за обслуживание та же «Марко Плюс» не получит.

Завершая наше исследование индустрии банкоматов, отметим, что в мире существует всего несколько крупных производителей подобных устройств. Но в этом вопросе любопытнее тот факт, что их сборку пытались наладить в Беларуси. Один работающий образец отечественного банкомата установлен на проходной Минского производственного объединения вычислительной техники, где, собственно, его и собрали; второй — возле офиса IBA. Приобретены они были «Белпромстройбанком», долго проходили тестирование, но на данный момент проект, по сути, свернут: интереса со стороны финансовых структур нет.

Фото: Влад Борисевич