Подводная съемка: теория и практика

 
4526
18 марта 2011 в 19:20
Автор: Влад Борисевич
Автор: Влад Борисевич
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Наше путешествие было бы немыслимо без подводной камеры. Мы взяли с собой фотоаппарат D10 — первую защищенную камеру Canon, предназначенную для подводной съемки.

Японская компания, к слову, уловила тенденцию не сразу. До этого фотоаппараты-амфибии выпускали только Olympus (известная своей серией Mju, ныне TOUGH) и Pentax. Прошлый год оказался богат на анонсы, и защищенные камеры представили также Panasonic (Lumix) и Sony. В 2011-м тенденция продолжается, и таких моделей стало еще больше.

Фотоаппарат Canon D10 выделялся на фоне конкурентов экстравагантным внешним видом и — самое главное — отличными характеристиками, ведь похвастаться беспроблемным погружением на десять метров, морозоустойчивостью и стойкостью к ударам не могла ни одна камера, хотя на сегодняшний день похожие модели есть и у других производителей.

Десять метров — критическая глубина. Если вы всерьез хотите заняться подводной съемкой без привлечения больших сумм денег, первые погружения для начинающих дайверов обычно происходят на глубине 7—9 метров. Конечно, купив зеркальную камеру и потратив такую же сумму на бокс, а также отдав деньги за кольцевую вспышку, можно добиться лучшего качества фотографий, но вряд ли это будет рационально.

Итак, немного о камере. D10 — пухлая на вид, делает снимки в разрешении 10 Мп и оснащена 3-кратным оптическим зум-объективом. Размеры корпуса при зумировании не изменяются, так как трансфокатор заключен внутри и закрыт закаленным стеклом с олеофобным и антибликовым покрытием.

Передняя часть модели усилена металлической рамкой с софттач-напылением, благодаря чему фотоаппарат удобно держать под водой не боясь уронить. Мы настоятельно рекомендуем все же пользоваться запястным ремешком или фирменным аксессуаром-карабином, который можно купить отдельно в сервисных магазинах (как и сменные панели камуфляжных цветов, которые будут актуальны при съемке на природе или в других условиях).

Так как камера герметична, не стоит бояться попадания внутрь мельчайших частиц песка. Вместо аккуратного смахивания песчинок из щелей и из-под кнопок достаточно просто промыть устройство водой.

На всех четырех углах фотоаппарата имеются крепления для фиксаторов. Последние легко и очень просто устанавливаются, сменяются они тоже быстро.

Удобство карабина в том, что c его помощью можно быстро переориентировать камеру для необходимого хвата, и если на земле это кажется совершенно ненужным, под водой все меняется. Ведь кроме того, что вам надо делать фотографии, еще нужно следить по сторонам, чтобы не зацепить один из множества острых или ядовитых кораллов, а при снорклинге (плавание на поверхности воды с маской и трубкой) — не увлекаться и не нырять слишком глубоко, набирая полный рот морской воды.

Без страховочного ремешка плавать рекомендуем только на глубинах не более 3—4 метров, так как на большей глубине упавшую камеру выловить со дна проблематично, а для нетренированных людей — и вовсе невозможно без специального оборудования.

Перед тем как заняться подводной съемкой, не забудьте полностью зарядить фотоаппарат. В первый раз вы будете снимать все, что видно, будь то песок на дне, горячие женщины или же мелкие рыбы, а это значит, что через час-полтора устройство у вас будет разряжено.

Камера D10 также снимает и видеоролики в разрешении 640х480 частотой 30 кадров в секунду, со звуком. Звук не самый лучший, но учитывая, что большинство защищенных фотоаппаратов и вовсе не укомплектованы микрофонами, такое решение похвально. Звук записывается через небольшую пластиковую мембрану на передней части корпуса устройства: шум воды, бурление пузырьков и восторженные вопли ближайших дайверов — все это прекрасно фиксируется.

Рассматриваемая камера снабжена системой оптической стабилизации, что особенно актуально при съемке в воде — на глубине 10 метров света значительно меньше. Чтобы снимать даже на небольшом расстоянии, придется пользоваться вспышкой.

Кроме того, фотоаппарат несет в себе фирменную технологию распознавания движения (iSAPS). Она отличает как движения руки, так и движение объектов в кадре с последующей автоматической коррекцией параметров съемки — выдержки, диафрагмы, ISO и автофокусировки.

Подразумевается, что D10 будут использовать не только под водой. С надводными задачами камера справляется превосходно: она способна выдержать несколько часов в снегу, падения на твердую поверхность с уровня пояса и будет интересна также при съемке экстремальных видов спорта — как зимних, так и летних.

В общем, если вы не желаете озадачиваться уходом за фотоаппаратом и защитой устройства от неблагоприятных воздействий, покупка камеры-амфибии, пожалуй, лучший выбор.

Модель чрезвычайно проста в работе. Если, к примеру, на других камерах имеются множественные наклейки и предупреждения о том, что заглушки для слотов батареи, карты памяти и выходных разъемов можно открывать только при высушенном устройстве, в Canon этого нет. Электроника фотоаппарата защищена дверками, имеющими механические защелки с мягкой резиновой прокладкой, которая под давлением герметично заполняет все щели.

В D10 установлен особо яркий 2,5-дюймовый ЖК-дисплей, разработанный для использования на открытом воздухе, поэтому относительно комфортная съемка обеспечена вам даже на слепящем южном солнце. Экран защищен толстой 2-миллиметровой панелью из качественного пластика, устойчивого к царапинам. Ее отсутствие сделало бы невозможной съемку на большой глубине, где тонкий дисплей не выдержал бы давления воды, а без антибликового покрытия вы бы смотрели на экран при отклонении его от оптической оси глаз (даже при небольшом угле в 30—50°) как на зеркало.

Чем же осложнена съемка под водой? Показатели преломления воздуха и воды различаются. Поэтому прохождение лучей из оптически более плотной среды в менее плотную сопровождается преломлением. Вы все это прекрасно знаете: находящийся в воде предмет кажется ближе, чем есть на самом деле, в чем просто убедиться, если опустить руки в тазик с водой.

Также уменьшается угол обзора объектива, то есть меньшее фокусное расстояние кажется большим. Как бы это странно ни звучало, один из важнейших критериев для подводной съемки — широкоугольный объектив. Объектив с фокусным расстоянием 28 мм под водой будет давать приблизительно аналогичную картину, что и 35-миллиметровый объектив на воздухе. Именно поэтому под водой принято использовать более широкоугольную оптику, которая делает изображение естественнее. К тому же широкоугольная оптика характеризуется большой глубиной резкости, поэтому даже при некоторых промахах автофокуса кадры получатся резкими.

В случае с зум-объективами задействуется еще два фактора. На минимальном фокусном расстоянии, как правило, выше светосила, что дает камере больше света, так необходимого на глубине. Свет очень хорошо поглащается водной средой, а малые фокусные расстояния также означают больше света под водой. Нахождение фокальной плоскости на расстоянии 20 и 100 см — очень большая разница. Попробуйте посмотреть на прямоугольный аквариум сначала спереди, а потом сбоку. Вы увидите, что даже на небольшом расстоянии значительно падает резкость и освещенность дальних объектов и рыбок в дальнем конце аквариума видно хуже, чем возле стекла.

При большом фокусном расстоянии свет, прежде чем попасть в объектив, пройдет толщу воды: часть потеряется, еще часть рассеется и электроника камеры без промедления выставит меньшую выдержку.

Учитывая тот момент, что во время плавания вы не можете оставаться без движения, шанс получить смазанные кадры значительно увеличивается. А ведь рыбы тоже подвижны. Поэтому использование телеобъективов под водой бессмысленно — качество фотографий и их детализация станут хуже в том числе за счет рассеивания света.

Единственный гипотетический плюс телеобъективов заключается в следующем: чтобы нивелировать рассеяние света в атмосфере, на них наносится покрытие, отсеивающее часть синего спектра — во избежание появления на фотографиях синей дымки. Но опять же это преимущество нивелируется гораздо раньше, чем вы заметите выгоду, а само покрытие используется лишь на очень дорогих супертелеобъективах. Из-за большого удаления фокальной плоскости от дайвера объектив превратит ваш снимок в бесцветную кашу, ну и к тому же плавать с оптическим прибором весом 2—5 кг — весьма проблематично.

Вода значительно лучше пропускает коротковолновую часть спектра дневного света, визуально соответствующего зеленому и голубому цвету. У морской воды и пресной эта характеристика немного различается, именно поэтому цвет в озерах отличается от цвета морей. Ввиду этого при съемке с солнечным светом цвет снимаемых под водой предметов меняется с погружением на глубину. На глубине 3—5 метров начинающие дайверы могут заскучать: серебристые рыбы становятся серыми, а оранжевые — тускло-коричневыми. И дело тут не в природном отборе.

На такой глубине очень сильно падает проходимость длинноволнового света, представленного в жизни красной и оранжевой частью спектра. С погружением мир вокруг становится малоконтрастным, а для получения настоящих цветов придется использовать дополнительные источники света, поскольку на глубине весь кадр буквально залит синевой. К тому же срабатывание вспышки снижает выдержку и замораживает даже самых шустрых рыбок.

Стоит опасаться изобилия мелких пузырьков, планктона и поднятой со дна мути. Все это при срабатывании вспышки даст такой же эффект, как при съемке с блицем во время снегопада или в пыльной темной комнате — появятся «волшебные» белые точки. Капитан Очевидность отмечает: при использовании вспышки фон прорабатывается тем хуже, чем он дальше от дайвера.

Фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Камера приятна в работе. Благодаря выпуклым формам ее удобно держать, в частности сжимать в руке под водой. Кнопки большие и с заметными подписями, что очень удобно в условиях погружения. Включается и выключается Canon D10 моментально, ведь фотоаппарату не нужно тратить время на сворачивание телескопического механизма. Кнопки контроля зумирования разнесены — так удобнее под водой, в чем мы убедились на практике.

После нескольких погружений у вас может сложиться впечатление, что металлические кнопки (их всего две) окисляются в морской воде. К счастью, это не так.

Но с агрессивной морской водой стоит быть аккуратным: зачастую на камере оседают не только растворимые, но и слаборастворимые соли. Поэтому после нескольких циклов «вода — пляж» в пазах пластмассы может образоваться абразив, который в дальнейшем поцарапает и пластик корпуса и акриловый экран.

Для качественной съемки просто потренируйтесь плавать, благо соленая вода не даст вам утонуть и устать. Заниматься снорклингом можно и вовсе нон-стоп, пока не надоест. Обязательно потренируйтесь снимать до этого, попробуйте разные режимы съемки, включая программную автоэкспозицию и сюжетный режим съемки под водой, поэкспериментируйте с балансом белого (в камере есть специальная предустановка для подводной съемки).

В рамках морских экскурсий почти на всех кораблях имеется возможность приобрести диск с подводными фотографиями, на которых вы запечатлены в момент погружения, а также снимки обитателей моря и других людей, участвующих в экскурсии. Стоимость диска — от 10 до 25 долларов, наиболее выгодно его покупать в складчину. В случае если у вас с собой хорошая подводная камера — диск вам не потребуется. Сделать пару кадров под водой, чтобы потом можно было хвастаться в социальных сетях успешно проведенным отпуском, очень просто. На борту корабля часто предлагают и одноразовые пленочные фотоаппараты стоимостью $10—15, внутри которых 24 кадра 35-миллиметровой пленки чувствительностью ISO 400.

Что снимать?

Наиболее интересное место для съемки — кораллы. Самые живописные из них можно посетить с экскурсиями на острова или во время дайвинг-сессии, хотя одиночные рифы имеются и на небольшом удалении от берега — их легко распознать по темным пятнам на воде и по величаво возвышающимся туристам, когда на этом же расстоянии плавают люди с масками.

Ходить по кораллам без обуви (в магазинах можно купить специальные плавательные кеды, легкие, выполненные из быстросохнущего материала), как и касаться их, не рекомендуется: среди множества безобидных встречаются и весьма неприятные, после царапин от которых кожа будет болеть и воспаляться. Не рекомендуется и отламывать их — проблемы с таможней и немалые штрафы обеспечены.

Желаем вам хороших снимков. И, как говорится, dive now — work later!

Благодарим салон цифровой техники ViP MARKET за предоставленную фотокамеру

Советы по выбору фотоаппарата — в Справочнике Onliner.by