Компания Nokia давно не делала больших презентаций своей продукции в Беларуси: в какой-то момент небольшой рынок нашей страны вышел за границы внимания вендора в силу ряда причин. Однако в 2010-м произошел рост продаж сотовых телефонов и средней цены реализованной модели, что заметно прибавило оптимизма концерну. Выход же давно ожидаемого флагмана N8 стал еще одним поводом для организации встречи с представителями СМИ Беларуси.
Позиции Nokia в нашей стране сильны. Несмотря на сложность детального анализа рынка, председатель правления ООО «ВВП Групп», дистрибьютора финского концерна в Беларуси, Василий Сибирцев оценивает продажи аппаратов под маркой Nokia в 1 млн. штук в год. Это примерно 50% от всех реализованных телефонов в стране.
— Мы хотим быть здесь еще более активными, — говорит Павел Крысанов, генеральный директор Nokia в Украине, Беларуси и Молдове. — Потенциал рынка стал очевиден, особенно в третьем квартале 2010 года.
Господин Крысанов замечает, что долгая пауза между презентациями новых продуктов от Nokia продиктована прагматичными взглядами концерна на рынки. Так, приоритет Беларуси несколько ниже приоритетов России и Украины. Впрочем, по некоторым экспертным оценкам, потенциал здешнего рынка находится на 5-м месте в Евразии. Укрепив свое присутствие на лидирующих четырех, Nokia вновь обратилась к Беларуси.
Павел Крысанов
На прошлой неделе в нашу страну была ввезена первая партия N8. Это произошло заметно позже, чем в России, и несколько позже, чем в Украине. С чем связана задержка в то время, когда интерес потребителя к топовому смартфону так велик?
— Первые поставки пришли в Москву только во флагманский магазин Nokia и были распроданы за две недели, — вступает в разговор пресс-секретарь Виктория Еремина. — Мы идем поступательно: телефон на днях ввезен в Украину, Турцию, теперь — в Беларусь.
— Спрос на аппарат ажиотажный, на всех пока не хватает, — утверждает Павел Крысанов. — И нам опять же приходится расставлять приоритеты.
Директор Nokia в Украине, Беларуси и Молдове крайне позитивно оценивает будущие продажи данного смартфона в нашей стране. По мнению господина Крысанова, рынок готов «переварить» столько телефонов, сколько их будет поставлено. О конкретных планах относительно N8 в Беларуси в компании не говорят, но речь может идти о «нескольких тысячах». Причем — только до конца 2010 года.
Мы переходим к наиболее «горячей» теме, связанной с Nokia в последние дни. Речь идет об утверждениях некоторых экспертов о высоком проценте бракованных смартфонов N8, выявленных по всему миру.
— Буквально перед началом нашего мероприятия я уточнила данные о количестве возвратов аппарата в России и Украине, — продолжает Виктория Еремина. — Никакого особого всплеска нет. Те обращения, которые есть, — на 60% связаны с программным обеспечением, и решаются они при помощи перезагрузки софта непосредственно в момент обращения потребителя в сервисный центр. Количество сложных ремонтов составляет менее 20% от количества всех обращений.
Пресс-секретарь Nokia рекомендует отслеживать ряд независимых сайтов и сообществ, не управляемых концерном, для адекватной оценки ситуации. Госпожа Еремина приводит в пример AllNokia.ru, где организовано голосование относительно количества брака N8.
— Нет никакой критической ситуации с этой моделью, — резюмирует представитель концерна. — В данном случае можно говорить о том, что процент поломок не выше, нежели по остальным телефонам производителя.
— Перспективы у аппарата очень хорошие, — дает свою оценку Павел Крысанов. — У Nokia как премиального бренда сильные позиции в Восточной Европе, люди готовы платить деньги за марку. В этой связи N8 ждет радужное будущее.
Представитель Nokia перечисляет и другие преимущества смартфона:
— На рынке нет продающихся телефонов с HDMI-выходом и нет телефонов с поддержкой USB host. Кроме того, у N8 помимо 12 Мп еще и огромная матрица 1:1,6.
Павел Крысанов считает, что за ту сумму, в которую оценивается N8, невозможно купить аналог. Телефоны со схожими характеристиками имеют более высокую цену.
Да, стоимость флагманского смартфона на белорусском рынке — отдельный вопрос. Производитель ожидает, что белорусы получат возможность покупать N8 по такой же цене, как и в любой стране с открытой дистрибьюцией. То есть в рознице за 550 евро.
Павел Крысанов признает «некоторые сложности» белорусского рынка, но подчеркивает, что это никак не связано с налогообложением. По мнению представителя финского концерна, существенная разница между конечной стоимостью аппаратов в Беларуси и соседних странах связана скорее с действиями владельцев магазинов. Впрочем, Nokia оптимистично относится к ситуации и ожидает упомянутой цены на N8.
Также концерн ведет переговоры с белорусскими операторами сотовой связи о продвижении телефонов в рамках кобрендинговой концепции. Павел Крысанов отмечает, что компания давно наладила связи с основными игроками отечественного телекоммуникационного рынка в части продаж аппаратов в центрах обслуживания, но пока не нашла оптимального пути для более плотного сотрудничества.
— На сегодняшний день никаких конкретных договоренностей нет, но как только будет найдено решение, устраивающее обе стороны, они, несомненно, появятся, — утверждает Павел Крысанов.
Нету и планов у концерна открыть монобрендовый салон в Минске. Несмотря на то что представитель Nokia считает, что необходимость в его появлении есть, компания не спешит вкладывать деньги. Господин Крысанов ссылается на ограниченность ресурсов, а Виктория Еремина добавляет, что у Nokia высокие стандарты относительно всех составляющих подобного салона — от витрин до ассортимента товаров.
— По мере того как будут высвобождаться ресурсы, будут появляться новые магазины, — отмечает Павел Крысанов.
А вот полноценное представительство Nokia может распахнуть свои двери уже в следующем году:
— По мере роста рынка растет и необходимость в собственном офисе в Минске, — подчеркивает директор Nokia в Украине, Беларуси и Молдове. — Если мы увидим, что расходы на его содержание оправданны, положительное решение будет принято незамедлительно.
Еще один животрепещущий вопрос — упрощение оплаты приложений в Ovi Store для белорусов.
— Да, мы надеемся, что уже в течение первого полугодия 2011 года держатели пластиковых карточек белорусских банков смогут осуществлять платежи в Ovi Store, — говорит Павел Крысанов. — Работаем мы и над premium SMS, но здесь результат напрямую зависит от договоренностей с операторами сотовой связи.
Мы не могли обойти тему новинок ближайшего времени, среди которых, конечно, следующая за N8 модель в линейке, условно названная пока N9.
— Мы не комментируем неанонсированные продукты. Следующий продукт на платформе MeeGo ожидается в первой половине 2011 года, — отмечает Виктория Еремина. — За ним, конечно, последуют и другие. Вообще Nokia сейчас стремится к тому, чтобы разрыв между анонсом продукта и фактическим стартом продаж был максимально коротким, как минимум в ключевых странах.
N8 — исключение из этой стратегии. Задержку между первым представлением аппарата (апрель) и началом реализации (конец сентября) пресс-секретарь Nokia объясняет «внутренними причинами», но напоминает, что эта пауза — не рекордная в истории концерна. Некоторые продукты были анонсированы за год до продаж.
А вот комментариев относительно планшета Z500 под управлением той же MeeGo получить не удалось. Информация о «таблетке» не была обнародована официально, поэтому Nokia не считает возможным сообщать какие-то детали.
Последний вопрос связан с перспективами Symbian и MeeGo как единственных операционных систем финской компании.
— На данный момент Nokia не планирует отказываться от собственных ОС, — говорит Виктория Еремина. — Производитель по-прежнему остается верным Symbian, при этом уделяя все больше внимания MeeGo. Новую операционную систему решено устанавливать на топовые продукты.
Вероятно, на неанонсированный планшет — в том числе.
Фото: Максим Малиновский