Геннадий Подгорный: «Мы вплотную занялись возвратом долгов, накопленных за прошлые годы»

 
1732
17 сентября 2010 в 20:53
Автор: Денис Блищ
Автор: Денис Блищ

Компания Diallog последние годы работает в тени своих GSM-конкурентов: «благодаря» специфической частоте и отсутствию широкого ассортимента терминалов, голосовые услуги оператора не смогли завоевать массового абонента. В то же время компания успела переориентироваться на передачу данных и долгое время была эксклюзивным поставщиком 3G-услуг в стране. Но опять-таки — без массового признания.

После ввода UMTS-сетей life:) и velcom многие и вовсе высказывали опасения о возможном прекращении деятельности старейшего сотового оператора Беларуси. Безусловно, конкурировать с GSM-монстрами (точнее, с их маркетинговыми бюджетами и богатым опытом) такой небольшой по отраслевым меркам компании сложно.

Слухи получали подпитку в том числе из-за закрытости оператора от СМИ. Сначала пресс-служба перестала рассылать ежемесячную сводку по основным показателям, а затем со сменой директора контакты с профильными изданиями вообще прекратились. Да и сам уход Андрея Соборова на должность заместителя генерального директора по маркетингу «Белтелекома» мог говорить о многом…

Впрочем, Diallog никуда не исчез. Его новый глава — Геннадий Подгорный (бывший директор производства Veon в Беларуси) — обещал начать общаться с прессой в «ближайшее время». Похоже, это время пришло: сегодня вашему вниманию предложено первое интервью господина Подгорного — для Onliner.by.

Как уже говорилось выше, CDMA-оператор перестал знакомить прессу с показателями развития. Последний раз данные о количестве абонентов распространялись почти год назад — 21 октября 2009 года. Тогда количество клиентов компании достигло 132 тыс. абонентов, из которых 18 тыс. потребляли услуги передачи данных. Важно отметить, что Diallog перестал разделять своих клиентов на тех, кто подключен через CDMA-терминалы, и на тех, кто использует WLL-терминалы. Поэтому, вероятнее всего, 132 тыс. — это общее число человек, подписавших контракт с СП ООО «БелСел».

— На 1 сентября по проекту WLL зарегистрировано более 172 тыс. номеров, — говорит Геннадий Подгорный. — Голосовые услуги по технологии CDMA зарегистрированы у более чем 17 тыс. номеров, передача данных активирована для 30 тыс. номеров.

Эти показатели приведены с учетом того, что один абонент может пользоваться как голосовыми услугами, так и мобильным интернетом. Общее же число номеров Diallog — 196 тыс.

Новый директор компании подтверждает существование курса на сохранение «голоса». В основном, конечно, за счет WLL — наиболее выгодной для Diallog опции в области голосовых услуг.

— Абоненты WLL по желанию могут получить доступ к сети передачи данных на скорости до 153 кбит/с, — добавляет Геннадий Подгорный. — Предлагаемые терминалы применимы в качестве альтернативы городским телефонам для обеспечения связи на даче, в офисе, дома и тех местах, где отсутствует проводная связь. Устройство поддерживает работу с двумя телефонными аппаратами или DECT-телефоном, отличается высоким качеством приема и передачи голосового трафика, а также обеспечивает уверенное соединение с интернетом.

— В конце прошлого года генеральный директор «Белтелекома» заявил, что мощности Diallog в плане подключений абонентов по WLL исчерпаны и национальный оператор переходит к сотрудничеству с МТС.

— С национальным оператором связи согласованы планы по увеличению абонентской базы WLL и расширению зоны покрытия. Следуя данному плану, компания ведет постепенное строительство новых базовых станций и увеличивает емкость существующей сети.

По данным Diallog, проект успешен: благодаря данной программе практически на 100% ликвидирована очередь нуждающихся в телефонной связи.

— Это, пожалуй, единственный исчерпанный ресурс проекта, — отмечает Геннадий Подгорный. — А возможностей для развития множество: коттеджные зоны вокруг Минска и других городов, сезонные предложения для дачников, предоставление новых и развитие уже имеющихся услуг для абонентов. В частности, речь идет о новых аппаратах с улучшенными техническими характеристиками по скорости интернет-соединения. Все эти возможности будут нами подробно проработаны и реализованы в будущем.

Впрочем, фронт голосовых услуг для Diallog — не единственный. В свое время компании удавалось привлечь на свою сторону самых «тяжелых» потребителей мобильного интернет-трафика и иметь солидный ARPU (по некоторым данным — около $50 с одного клиента).

С тех пор многое изменилось. Оператор перестал предоставлять мобильный ШПД на эксклюзивной основе и при этом остался один на один с экзотической частотой и ограниченным выбором оборудования. В стране построены сети 3G с поддержкой HSPA и HSPA+, на рынке полным-полно терминалов для них… Не настали ли последние времена для Diallog?

— Вы совершенно правы в части преимущества других 3G-операторов по разнообразию терминальных устройств, — соглашается Геннадий Подгорный. — Однако за компанией Diallog сохраняется главное преимущество — покрытие. На сегодняшний день наша 3G-сеть доступна в 40 населенных пунктах страны, в том числе во всех областных и крупных районных центрах.

Господин Подгорный напоминает нам об активной работе с поставщиками терминальных устройств:

— Сейчас абонентам доступны 3G-модемы ZTE 478, С-Moteсh 680 и С-Moteсh 680 PRO (последний рассчитан на корпоративных клиентов). Первых два аппарата можно получить в бесплатное пользование при условии заключения договора на услуги связи. В самое ближайшее время нами будут пересмотрены тарифные планы и введены новые услуги. Для абонентов они станут проще, понятнее и доступнее с финансовой точки зрения. Например, в понедельник (20 сентября) для клиентов компании мы собираемся предложить новую услугу по безлимитному доступу. Для потребителей это будет самое выгодное предложение на рынке 3G-связи, не имеющее аналогов по стоимости у других операторов.

Директор Diallog говорит о планомерном снижении тарифов на услуги мобильной передачи данных. По его словам, это обусловлено не только конкуренцией в этом сегменте, но и уменьшением удельных затрат при росте общего объема трафика в сети.

— К слову, за январь — август 2010 года объем трафика в 2,4 раза превысил объем за аналогичный период прошлого года, — подчеркивает Геннадий Подгорный.

Впрочем, дает о себе знать и конкуренция. По мнению главы Diallog, сложившаяся на рынке передачи данных ситуация заставляет операторов искать пути оптимизации затрат.

— Услуга становится массовой, а значит — более доступной, — убежден Геннадий Подгорный. — Но ARPU на тарифные планы передачи данных по-прежнему выше, чем ARPU на голосовых ТП. Пока такая тенденция сохранится и в будущем.

— Компания чувствует давление со стороны 3G-операторов?

— Мы за здоровую конкуренцию. Diallog на сегодняшний день — нишевый оператор связи. Благодаря нашему покрытию и сектору корпоративных клиентов мы достаточно уверенно чувствуем себя в своем сегменте на рынке передачи данных.

Дать отпор в высококонкурентной среде телекоммуникаций не так и просто. Наиболее эффективный инструмент — инвестирование в новые технологии, поэтапный переход к более высоким скоростям. Готов ли Diallog представить Rev.B?

— Внедрение технологических новшеств всегда было фирменным отличием компании, — уверен Геннадий Подгорный. — Инновации были и будут для нас одним из приоритетов развития. Судите сами: BelCel стал первым оператором мобильной связи в стране — раз. В ноябре 2002 года компания впервые в стране начала предоставлять услуги мобильного доступа в интернет — два. В июне 2006 года Diallog ввел в коммерческую эксплуатацию технологию передачи данных 3G (третьего поколения) EV-DO, обеспечивающую скорость в прямом канале до 2,4 Мбит/с, — три. В июле 2008 года была запущена технология передачи данных EV-DO Revision A, которая позволяет увеличить скорость до 3,1 Мбит/с в прямом канале и до 1,8 Мбит/с в обратном — четыре.

Глава Diallog подтвердил планы по организации опытной зоны EV-DO Rev.B:

— Оборудование, установленное в сети, полностью готово к переходу на новую технологию, необходимо лишь провести модернизацию программного обеспечения. На первом этапе будет организовано тестирование, а в 2011 году базовые станции с поддержкой EV-DO будут переводиться на технологию EV-DO Rev.B со скоростью передачи данных до 14,7 Мбит/с на прием и 5,4 Мбит/с на передачу. Наши российские коллеги, компания Sky Link, уже проводят работы по модернизации сети под EV-DO Rev.B. По нашим оценкам, технология будет востребована потребителями и позволит сохранить позиции лидера инноваций на рынке мобильного широкополосного доступа.

— Diallog раньше заявлял и об амбициях касательно LTE…

— Мы не отказываемся от своих планов. LTE представляется более далекой перспективой по сравнению с EV-DO Rev.B. В первую очередь это связано с отсутствием массового производства терминального оборудования для частоты 450 МГц, способного работать в сетях LTE и 3G для плавного перехода абонентов от 3G к новым сетям 4G.

К слову, разработки терминалов, способных работать по технологии LTE на частоте 450 МГц, ведутся давно. В связи с этим директор Diallog высказывает мнение, что компания первой в Беларуси представит данную технологию.

— Вообще, если говорить образно, то LTE на данном этапе можно считать конечной точкой, куда стремятся все современные технологии передачи данных третьего поколения: EV-DO, HSDPA, HSPA+ и другие. Несомненно, в будущем LTE сможет занять лидирующее место на рынке услуг широкополосной передачи данных. Но в наших условиях необходимо очень серьезно рассчитать затраты на развертывание сетей LTE, а также доходы, которые будут получать операторы. Ведь для того, чтобы получить такие скорости, оператору придется вкладывать значительные средства, особенно в построение транспортной сети передачи данных.

Глава Diallog подчеркивает, что в отличие от других технологий переход на LTE c EV-DO Rev.B требует меньших финансовых и временных затрат. И кроме этого:

— Могу сказать, что нами заинтересовался один из крупных операторов и вопрос возможных инвестиций находится в стадии проработки, — добавляет Геннадий Подгорный.

Эти слова не были напрямую связаны ни с Rev.B, ни тем более с LTE, и директор компании отказался уточнить, о каком инвесторе идет речь и во что он готов вкладывать средства.

Завершая интервью, Геннадий Подгорный отметил, что, как и сообщалось ранее, оператор сумел выйти на самоокупаемость.

— Благодаря этому Diallog сейчас вплотную занялся возвратом долгов, накопленных за предыдущие годы.

Фото: Максим Малиновский