Создатели «Яйцеквадратов» против МТС: дело на 4 миллиона долларов

 
5323
22 января 2010 в 21:02
Автор: Денис Блищ
Автор: Денис Блищ

История спора между крупнейшим в Беларуси сотовым оператором МТС и создателями «Яйцеквадратов», поэтом Алесем Рязановым и художником Виктором Марковцом, длилась несколько лет. Суды — один за другим — признали право МТС на владение и регистрацию товарного знака «Белое яйцо в красном квадрате», а недавно Верховный суд Беларуси признал недействительной отмену регистрации и второго знака — «Красного яйца в белом квадрате».

Но широкая публика никогда не имела возможности познакомиться с полной версией взаимоотношений между конфликтующими сторонами. Корреспондент Onliner.by побывал в гостях у представителя художников, куратора проекта «Яйцеквадраты» Татьяны Гаранской и у директора представительства ОАО «МТС» и ООО «Система Телеком» (российская компания, владеющая оператором МТС) Дмитрия Ходаса, которые согласились рассказать об этой истории.

Как все начиналось

Для начала имеет смысл опубликовать одно из писем, отправленных художниками руководству оператора МТС:

Это письмо, которое продемонстрировал нам Дмитрий Ходас, хранится в одной из толстенных папок, в которых собраны документы по делу «Яйцеквадратов». Оно хоть и написано спустя три месяца после начала этой истории, однако именно с него начался полноценный конфликт между оператором и дуэтом художников. Хотя, конечно, истоки следует искать еще раньше, когда произведение искусства и было создано.

— Проект «Яйцеквадраты» создан Марковцом и Рязановым в 1992 году и является наиважнейшим в их жизни, — рассказывает Татьяна Гаранская, представитель художников. — Он обобщает все их творчество — реалистическое и авангардное — посредством оригинального художественного мышления, реализованного через произведения, называемые этномодерном. Мировоззрение художников, их творческий опыт и достижения — это взгляд в будущее, аккумулированный в шести полотнах «Яйцеквадратов».

В середине 90-х годов наш общий лондонский друг Владимир Спиридонов как-то посетил одну из выставок в Беларуси, где увидел произведение. Он предложил Марковцу создать интернет-галерею на его лондонском сайте. Художник согласился. На сайте можно было найти разные творения, искусствоведческие тексты и в том числе художественный проект «Яйцеквадраты». Таким образом, в интернете они появились очень давно.

Слова Татьяны Гаранской о том, что «Яйцеквадраты» представлены общественности (в том числе — мировой, посредством глобальной сети) звучат в нашей беседе неслучайно. Художники уверены, что именно факт появления концептуального произведения в интернете послужил отправной точкой для… скажем так, творческой переработки «Яйцеквадратов» подрядчиком МТС по созданию нового торгового знака — бюро Wolff Olins.

— Догадки строить можно, — говорит Дмитрий Ходас. — Однако коль дело доходит до суда, принято предоставлять доказательства. У художников их не было и не могло быть. Они даже не смогли убедить судью в том, существовал ли в те времена тот самый сайт. Ну а даже если существовал? Wolff Olins, английское бюро, разработало в 1961 (!) году логотип для одной компании — форма яйца в желто-оранжевом квадрате. Это на тридцать лет раньше появления «Яйцеквадратов».

Дмитрий Ходас демонстрирует нам сразу несколько логотипов фирм из разных стран, в которых используется сочетание квадрата или прямоугольника с заключенным в них яйцом. При этом данные логотипы регистрировались в различных странах в 60—80-х годах, то есть до создания «Яйцеквадратов».

— Концепцию «Яйцеквадратов» легко найти в интернете, — говорит представитель МТС. — И совершенно несложно сравнить ее с той, что разработало бюро Wolff Olins. В них нет ничего общего! Даже по изображению и то были расхождения. Например, для художников принципиально было использовать ровную форму овала, а для нас — нет, именно форму яйца, яйцевидного овала.

…В августе 2006 года Рязанов приехал в Минск из Швейцарии и поразился тому, что весь город увешан, как он посчитал, «Яйцеквадратами». Его даже не смутило в тот момент, что они на рекламных плакатах и растяжках презентуют новый бренд МТС.

«Это наши «Яйцеквадраты», — цитирует телефонный разговор между художниками Татьяна Гаранская. — То, что мы сотворили, восторжествовало!»

— Рязанов и Марковец первый раз переступили порог центрального офиса МТС 10 августа 2006 года. Никаких «судебных» мыслей тогда не было и в помине, — продолжает рассказ куратор «Яйцеквадратов». — Творцы считали, что ситуацию нужно просто обсудить, прийти к пониманию, как продвигать идею дальше, на чем основываться. В офисе на проспекте Независимости никого из директоров не нашлось, художников встретил дежурный юрист. Он был удивлен. Первая его реакция была такая: «Мы все сделаем, наладим переговоры и проведем встречи с руководством. Только не сообщайте прессе».

— Однако без прессы не получилось, — вспоминает Татьяна Гаранская. — Дело в том, что до похода к оператору Рязанов провел в Минске презентацию своей новой книги, где экспонировались и «Яйцеквадраты». Люди спрашивали нас: «А что, Рязанов теперь рекламирует МТС?» Пресса же уточняла: «А как ваше произведение согласовывается с тем, чем заполонен весь город?» Это и стало отправной точкой: мы решили уладить вопрос с сотовым оператором, чтобы в дальнейшем не было путаницы.

— Мы советовали им не обращаться в суд, — говорит со своей стороны Дмитрий Ходас. — Просто потому, что оснований для судебного разбирательства не было. Однако они решили так, как решили, и это их право.

Торг неуместен?

Мы разговариваем с Татьяной Гаранской в небольшой мастерской, расположенной на 12-м этаже одного из домов в Центральном районе Минска. Типичная творческая обстановка: холсты, заготовки, грубый стол, подарки друзей и коллег. Куратор «Яйцеквадратов» продолжает рассказ:

— Спустя еще какое-то время мне вновь позвонил Ходас и сказал, что со мной хочет встретиться господин Павловский (тогда президент ОАО «МТС» по внешним связям в СНГ. — Onliner.by). Перед встречей мы узнали, что товарный знак для МТС стоил 4 миллиона долларов. Эту сумму неоднократно озвучивали и остальные участники процесса создания и выведения товарного знака — господа Меламед, Щебетов, «крестный отец» логотипа Гжегож Эш. Это не могло не вызвать у нас удивления, ведь среди крупных компаний не принято озвучивать финансовую сторону подобных вопросов.

Татьяна Гаранская вновь не случайно останавливается на этом факте.

— Мы пришли к выводу, что МТС сам стал жертвой компании Wolff Olins. В начале мы рассматривали их как коллег по несчастью. И в знак самых лучших дружеских отношений, инспирируя взаимопонимание, Марковец подарил руководству оператора одну из своих лучших картин с недавней выставки «Заслаўе. Гістарычны краявід».

Та встреча в мастерской Марковца прошла в доброжелательной обстановке. Было больше разговоров о современном искусстве, нежели о «Яйцеквадратах» и товарном знаке МТС. Правда, конечного решения, что же делать дальше, принято не было. Общение пошло путем переписки, завершившейся тем самым письмом, что приведено в начале статьи.

Ответ на него МТС дал примерно в такой же форме. За подписью вице-президента Павловского оператор отказался идти на поводу у художников, указав на безосновательность предъявляемых финансовых и иных требований. Тем самым руководство компании подстегнуло Гаранскую и художников подавать в суд.

— Не могу не отметить, что цена создания логотипа взята неизвестно откуда, — подчеркивает Дмитрий Ходас. — Видимо, Гаранская перепутала стоимость разработки товарного знака (которую никто прилюдно не озвучивал) и стоимость замены всех вывесок с логотипом МТС в нескольких странах, включая всю Россию и Украину.

Суд да дело

— После последнего письма Павловского у авторов «Яйцеквадратов» иллюзий о мирных отношениях больше не осталось, — говорит куратор проекта. — Рязанов и Марковец обратились в Национальный центр интеллектуальной собственности Республики Беларусь, где на их запрос ответили, что информацию о том, какие товарные знаки проходят регистрацию в патентном органе, выдавать не имеют права. Однако по факту появления таковой авторы «Яйцеквадратов» будут иметь право на возражение против этой регистрации. Также нам пояснили, что по закону товарные знаки не могут копировать произведения искусства и даже содержать их элементы. Нам ничего не оставалось, кроме как ожидать завершения процедуры.

Регистрация нового товарного знака МТС проходила в течение более чем десяти месяцев.

Следующим шагом Рязанова и Марковца стало обращение в суд, однако в иске было отказано. Тогда художники обратились в Апелляционный совет (орган Национального центра интеллектуальной собственности, регистрирующий и отменяющий регистрацию товарных знаков). Это было сделано совместно с адвокатами и опытным патентоведом Юлией Климбовской. Во многом благодаря этому патентоведу МТС потерпел одно из немногих поражений в противостоянии с художниками.

— Они действовали просто, — говорит Дмитрий Ходас. — Под оба товарных знака приводилось сразу по несколько аргументов, почему стоит их регистрацию отменить. В том числе — никак не связанных с собственно «Яйцеквадратами». У Климбовской был случай, когда в регистрации одного из товарных знаков Национальный центр интеллектуальной собственности отказал по религиозным причинам. Этот опыт применили против МТС, убедив Апелляционный совет, что красное яйцо может оскорблять чувства христиан, напоминая им символ Пасхи.

Так оператор лишился регистрации одного из своих товарных знаков. Однако это не помешало выиграть все процессы по белому яйцу в красном квадрате, а в конце 2009 года — восстановить регистрацию второго товарного знака. Корреспондент Onliner.by, присутствовавший на заседании Верховного суда, стал свидетелем этого в какой-то мере исторического события.

— С юридической точки зрения мы, конечно, удовлетворены решением суда, — заканчивает наш разговор Дмитрий Ходас. — Но с моральной — нет. Весь процесс ведь высосан из пальца, он со стороны представляется отдельными лицами как борьба «бедных художников» против «богатой корпорации, которая всех купила». Но это не так. Процесс не надо было начинать вообще, у художников не было шансов его выиграть только потому, что никто и никогда не использовал их концепцию при создании товарного знака МТС. Следует отметить, что на всем протяжении судебных процессов в Верховном суде и рассмотрения дела в Апелляционном совете художникам оказывалась юридическая поддержка не только патентными поверенными, но и адвокатами Специализированной юридической консультации по вопросам интеллектуальной собственности Минской городской коллегии адвокатов.

Комментарий Onliner.by

На наш сторонний взгляд, художники имели право подавать в суд на оператора: в товарных знаках МТС при желании действительно можно увидеть «Яйцеквадраты». Однако суд и только суд может принимать решение о справедливости или необоснованности претензий. Как мы видим, суд не признал обоснованными претензии творцов.

Теоретически Гаранская и художники еще могут побороться против МТС, подав прошение о пересмотре дела Президиумом Верховного суда. Однако добиться этого не так просто: опротестовать состоявшееся решение Верховного суда вправе только Председатель Верховного суда либо Генеральный прокурор (его заместитель). По слухам, таковое прошение будет подано…

И вот еще последний факт. В России также находились творческие люди, обвинявшие МТС и Wolff Olins в плагиате их идей. Речь, в частности, идет о создателе обложки книги «Баха-Улла и новая эра», чье изображение красного яйца в белом прямоугольнике, а также белого яйца в красном прямоугольнике заметно ближе к логотипу сотового оператора. И в России судебная и внесудебная практика сумела убедить всех лиц, которые имели претензии к МТС, в том, что никто не воровал у них идею поместить форму яйца в рамку. Идеи, как известно, никому не принадлежат, они просто витают в воздухе.

В статье использованы снимки и другие материалы
из архивов Т. Гаранской и Д. Ходаса