Обзор Sony A300 и Nikon D60

 
12 197
21 сентября 2008 в 21:50
Источник: Влад Борисевич
Источник: Влад Борисевич

Мы начинаем серию обзоров зеркальных камер начального уровня. Пугаться последнего словосочетания не стоит: данные фотоаппараты обеспечивают 95% функционала и приблизительно столько же качества, если их сравнивать с топовыми профессиональными небожителями.

Рынок зеркальных камер сегодня переживает настоящий бум. Темпы роста только увеличиваются: с начала августа было выпущено 17 моделей — от самых простых и до самых серьезных. Человеку непосвященному, но страстно желающему заняться фотографией мы и адресуем наш мини-цикл статей, в котором будут рассмотрены наиболее интересные в финансовом плане аппараты.

В эту нишу мы включили четыре камеры: Canon EOS 450D, Sony Alpha DSLR A300, Nikon D60 и Pentax K200D. Все они — новинки этого года и найти их в продаже не составляет труда.

В данной статье мы рассмотрим две модели — Nikon D60 и Sony A300. Вообще, D60 немного ниже по уровню возможностей в сравнении с конкурентами, на ее месте должна была быть или D80, или новая D90. Но так как D80 — камера уже немолодая, а D90 еще не появилась у нас в продаже, отстаивать честь компании Nikon придется именно D60.

Главное отличие сравниваемых моделей заключается в модной нынче системе визирования LiveView — ее нет в камере Nikon, но она есть в аппарате Sony.

Если вы выбираете зеркальную систему впервые и пока еще не знаете, что именно будете снимать, то есть смысл купить китовый набор — это комплект из зеркальной камеры и простого объектива. Sony A300 поставляется с китовым объективом, дающим больший охват фокусных расстояний (18—70 мм). Nikon D60 поставляется с объективом AF-S DX 18-55 f/3.5-5.6G VR.

Буквы VR означают наличие в конструкции оптики плавающего элемента, который корректирует ход лучей, если объектив сотрясается, что и обуславливает более резкие снимки в тяжелых условиях длинных выдержек или при съемке с рук. В A300 стабилизация основана на компенсирующем сдвиге светоулавливающей 10-мегапиксельной матрицы. Это значит, что она является атрибутом камеры, и стабилизация у вас будет всегда, с любым объективом. К слову, стабилизация не бесшумна, у обеих систем слышно легкое шуршание.

Обе модели выполнены в привычных для зеркальных камер черных цветах. Правда, A300 также доступна и в золотистом цвете (через магазин sonystyle.com).

Sony A300

Технические характеристики:

• APS-C CCD-матрица (23,6×15,8 мм, кроп-фактор 1,5), 10,1 Мп.
• Поддержка сменных объективов Sony α, совместимость с объективами Minolta и Konica Minolta с байонетом типа А.
• Механическая стабилизация за счет сдвига матрицы Super SteadyShot, увеличение выдержки приблизительно на 2,5—3,5 EV (в зависимости от условий съемки и объектива).
• Двойная система защиты от пыли (антистатическое покрытие и механизм сдвига матрицы).
• Автофокусировка: система фазового определения замера TTL, 9 точек с перекрестным датчиком фокусировки по центру.
• Чувствительность (при эквиваленте ISO 100): 0—18 EV.
• Режимы автофокусировки: режим непрерывной фокусировки, режим покадровой съемки, автоматический, ручная фокусировка.
• Предиктивное управление фокусировкой: AF-A и AF-C при съемке движущихся объектов.
• Фиксация фокуса кнопкой спуска затвора или кнопкой точечного автофокуса.
• Радиус подсветки автофокуса: 5 м.
• TTL-экспонометрия: 40-зональная (в виде сот), многозонная, точечная, центровзвешенная.
• Предустановки баланса белого: дневной свет, тень, облачно, лампы накаливания, люминесцентное освещение, вспышка.
• Диапазон отрабатываемых выдержек: 1/4000—30 c, режим BULB.
• Ведущее число встроенной вспышки (в метрах при ISO 100): 12.
• Система замера вспышки: ADI / замер вспышки TTL с предвспышкой.
• Компенсация вспышки: ±2,0 EV (0,3 EV шага на выбор).
• Режимы работы вспышки: авто, заполняющая, синхронизация по задней шторке, высокоскоростная синхронизация с дополнительной совместимой вспышкой, медленная синхронизация, режим коррекции эффекта красных глаз.
• Время перезарядки: ~4 с.
• Тип видоискателя: крышеобразное пентазеркало, 0,83x увеличение, 95% покрытие кадра.
• Диоптрийная коррекция: от –2,5 до +1,0 диоптрия.
• 2,7-дюймовый поворотный ЖК-экран Clear Photo LCD Plus, 230 400 пикселей.
• Режим серийной съемки: один снимок, непрерывная съемка, автоспуск (10 и 2 с), эксповилка с покадровой съемкой, эксповилка с непрерывной съемкой, брекетинг баланса белого.
• Скорость непрерывной съемки: 3 кадра в секунду.
• Количество кадров при непрерывной съемке: RAW — макс. 6 кадров; RAW+JPEG — макс. 3 кадра; JPEG Fine и Std — неогранич. (производительность зависит от скорости осуществления записи носителя, условий съемки и т. д.).
• Поддержка карт памяти Compact Flash Type I/II.
• Формат записи: JPEG, RAW, RAW+JPEG.
• Шумоподавление при длит. выдержке и высоком значении ISO: вкл./выкл., при скорости затвора 1 с и дольше; при ISO 1600 и выше.
• Цветовое пространство: sRGB, Adobe RGB.
• Оптимизация динамического диапазона.
• Габариты: 130,8×98,5×74,7 мм, вес: 582 г.

Комплект поставки:

• Sony Alpha DSLR A300;
• объектив Sony SAL-1870, бленда;
• насадка на видоискатель;
• зарядное устройство;
• аккумулятор;
• ремешок для ношения на шее;
• ПО, техническая документация и рекламные брошюры.

Внешне фотоаппарат Sony выглядит солидно. Как и в случае с A200, впечатление портит пластик. Хоть он и качественный (о шероховатости стачиваются ногти), ощущается «деревянность»: можно настукивать пустоты, местами слышны поскрипывания. Между отдельными деталями корпуса остаются щели, и поскольку кромки деталей не сглажены, а острые, там постоянно скапливается грязь от пальцев.

В плане эргономики модель от Sony нам понравилась больше, хотя это дело вкуса. Чтобы выставить основные параметры на A300, требуется значительно меньше времени, чем в случае с Nikon D60. Радует наличие отдельной кнопки ISO.

Среди зеркальных камер начального уровня A300 выделяется большими размерами. Но за это ее и любят — удобный хват и наплыв под большой палец сзади позволяют без проблем удерживать экипированный серьезной оптикой и вспышкой фотоаппарат. Не совсем понятно расположение LED-индикатора работы карты памяти — ровно под пальцем.

Включение камеры осуществляется не рычажком, как, например, в Canon EOS 450D, а триггером. Их всего три — включения/выключения камеры, LiveView и стабилизации SteadyShot. Элементы управления грамотно разнесены по тушке: спустя два часа с камерой можно обращаться интуитивно. А если вы до этого не имели другого зеркального фотоаппарата, времени на освоение уйдет еще меньше.

Клавиши нажимаются очень легко и имеют минимальный ход. Спуск затвора постигла та же участь, переориентировать камеру с зажатой кнопкой фиксации экспозиции невозможно, затвор может спуститься в любой момент. Тем не менее выставлять настройки и работать с меню удобно.

В камере Sony реализовано визирование LiveView, позволяющее в реальном времени оценить качество фокуса и влияние диафрагмы, выдержки и экспокоррекции. Примечательно, что в зеркальных камерах А300 и А350 визирование осуществляется не посредством основной матрицы, а за счет отдельного сенсора. В отличие от варианта, используемого другими компаниями, линейка новых зеркальных фотоаппаратов Sony не поднимает зеркало и не использует основной сенсор.

В пентапризму интегрирован дополнительный сенсор, предназначенный для LiveView. Это обеспечивает простой и фактически моментальный переход из одного режима визирования в другой и быструю фокусировку. Однако есть и минусы: изображение, отображающееся на экране в режиме LiveView, не соответствует тому, что будет снято с помощью основного сенсора, да и покрытие не 100%. Чтобы избежать паразитной засветки сенсора, в LiveView-режиме видоискатель закрывается изнутри пластиковыми шторками.

Видоискатель A300 обрамлен резиновой оправой внушительных размеров. К сожалению, он небольшой и не очень яркий. Внешнее покровное стекло полностью плоское, с него удобно убирать накопившуюся со временем пыль. На информационную строку выводится значение экспозиции, диафрагмы, выдержки, значок фиксации экспозиции и интенсивность сотрясения камеры. Само поле кадра размечено, чтобы пользователь мог понять, по каким областям происходит экспозамер. Точки автофокуса выделены. Разметка удобна для композиции.

Нареканий по автофокусу нет — в 99 случаях из ста камера фокусировалась именно в нужное место. Так же уверенно фотоаппарат фокусировался и в условиях недостаточного освещения. Автофокус не ерзает: при попытке поймать резкость он притормаживает и доводит фокус до идеальной позиции. Под видоискателем находится ИК-датчик, реагирующий на тепло. Как только вы подносите камеру к глазу, основной дисплей выключается.

В уголке в виде шкалы наглядно отображается степень сотрясения камеры (при грамотном использовании этой информации процент резких снимков возрастает). Информационная строка расположена под самым окошком видоискателя. Приложив к нему глаз, часто не получается захватить одновременно и поле кадра, и информационную строку.

Дисплей можно поворачивать в вертикальной плоскости. На практике это оказалось очень удобно: можно выстроить композицию кадра даже при съемке над головой или же с низкого ракурса, а не делать серию снимков наугад. Кстати, снимки с нестандартных ракурсов чаще всего получают престижные фотографические премии — в данном случае у владельцев фототехники Sony есть негласное преимущество.

На экран нанесено антибликовое покрытие, обеспечивающее удовлетворительный обзор в солнечную погоду. Дисплей прочно установлен на металлическую рамку, и это логично — выступающие части обычно подвержены неприятным неожиданностям.

Справа от дисплея размещена большая кнопка FN, отвечающая за 6 функций, которые, по мнению Sony, всегда должны быть под рукой: режим вспышки, автофокуса, экспозамера, баланс белого, оптимизация динамического диапазона и область автофокусировки. Точка фокусировки, кстати, меняется в одно касание благодаря 9-позиционному навипэду.

В целом, эргономика хорошая, организация меню прозрачная. Заблудиться в нем невозможно. Нам очень понравился тот факт, что Sony разбила настройки так, что на каждой закладке нет скрытых по списку пунктов. Это здорово экономит время, позволяя добраться до любой настройки за минимальное число кликов.

При повороте камеры на 90 градусов меню меняет свою ориентацию на вертикальную. Цветовая схема оформления — черный с элементами оранжевого, что характерно для всей серии зеркальных камер Alpha. Подтверждения выставленных параметров не требуется. Заряд батареи отображается в процентах от максимального значения. Вспышка взводится как по нажатию специальной кнопки, так и вручную.

Одним словом, это та же Sony A200, только с немного большим видоискателем, функцией LiveView и измененным дизайном ручки. A200, A300 и, к слову, A350 построены на идентичных сенсорах и системах процессинга изображения. Добавьте в A200 визирование LiveView и поворотный экран и получите A300, добавьте в A300 еще несколько мегапикселей и получите A350.

Преимущества:

• LiveView;
• эргономичность;
• больше точек фокусировки (по сравнению с Nikon D60);
• больше функциональных клавиш (по сравнению с Nikon D60);
• эргономичность и удобство в работе;
• встроенная система стабилизации;
• самый емкий аккумулятор;
• отличная обработка высококонтрастных сцен, широкий динамический диапазон;
• быстрая автофокусировка за счет срабатывания инфракрасного датчика у видоискателя;
• ручной баланс белого в градусах Кельвина;
• китовый объектив, охватывающий широкий диапазон фокусных расстояний и дающий хорошее качество изображения.

Недостатки:

• нет лампы подсветки автофокусировки;
• «деревянная» сборка.

Nikon D60

Технические характеристики:

• CCD-сенсор 23,6×15,8 мм, 10,2 Мп.
• Защита от пыли: Airflow Control System.
• Размер изображения: 3872×2592, 2896×1944, 1936×1296.
• Форматы записи: NEF (12-bit compressed RAW), JPEG fine (1:4), JPEG normal (1:8), JPEG basic (1:16), NEF (RAW) + JPEG basic.
• Система обработки изображений EXPEED.
• Сменная оптика: объективы AF-S, AF-I (полностью поддерживаются), другие G или D AF Nikkor (без автофокуса), AF Nikkor/AI-P Nikkor (кроме автофокуса и 3D Color Matrix Metering II), D PC Nikkor (все, кроме некоторых режимов съемки), непроцессорные (только в ручном режиме, без экспозамера), IX Nikkor/AF Nikkor for F3AF не поддерживаются.
• ISO 100—3200.
• Чувствительность (при эквиваленте ISO 100): –1—19 EV.
• Видоискатель: пентазеркало, 95% покрытие кадра.
• Экран: 2,5″ TFT-LCD, 230 000 пикселей.
• Диапазон отрабатываемых выдержек: 1/4000—30 c, режим BULB.
• Встроенная вспышка: ведущее число 12.
• X-синхроконтакт, синхронизация на выдержках до 1/200 c.
• Управление вспышкой: TTL, 420-сегментный RGB-сенсор, i-TTL стандартный и заполняющий режимы для процессорных объективов и только со вспышками SB-400, SB-800 и SB-600; Auto aperture cо вспышкой SB-800 и процессорными объективами, не-TTL со вспышками SB-800, 80DX, 28DX, 28, 27 и 22s.
• Батарея: Li-Ion EN-EL9 (7,4 V, 1000 mAh).
• Поддержка карт памяти SD/SDHC.
• Габариты: 126x94x64 мм, вес без батареи: 471 г.

Комплект поставки:

• Nikon D60;
• объектив AF-S DX 18-55 f/3.5-5.6G VR;
• зарядное устройство;
• аккумулятор;
• ремешок для ношения на шее;
• ПО, техническая документация.

Сборка Nikon D60 безукоризненна. Новый стабилизированный объектив тоже выполнен превосходно, фокусируется очень мягко и, если стабилизация отключена, тихо. Два этих пункта, а также приятные тактильные ощущения от материала камеры и клавиш управления придают модели шарм очень дорогого девайса.

Сама камера по габаритам сопоставима с Canon EOS 400D и получает в свой адрес критику касаемо маленькой ручки (к слову, довольно удобной и прорезиненной). Дело в том, что с серьезной оптикой и вспышкой фотоаппарат будет смотреться неказисто, и держать его будет неудобно.

D60 является преемником D40 и точно так же не имеет отвертки на байонете. Соответственно, он не поддерживает автофокус на оптике без встроенных приводов фокусировки. В то же время этот вопрос активно решается сторонними производителями оптики: японские Tokina, Sigma и Tamron представили достаточно моделей, ориентированных на устранение данного недостатка.

Включение осуществляется за счет обрамляющего кнопку спуска затвора кольца, и это не является чем-то удивительным — у всех камер Nikon так. Колесико управления, в отличие от Sony A300, находится не спереди, а сзади, чуть выше упора под большой палец. Примечательно, что все элементы управления довольно большие и удобные, а при небольших габаритах самой камеры это редкость. На спусковую площадку же вынесены клавиши контроля экспозиции и активного D-Lighting.

Не все фотографы знают зонную теорию Анселя Адамса и порой пренебрегают контролем экспозиции. Активный D-Lighting изменяет ее так, чтобы не выбить света, и оптимизирует экспозицию перед съемкой, давая возможность камере попасть в динамический диапазон. При съемке с активным D-Lighting увеличивается время записи снимка на карту памяти. Через меню доступен также и простой D-Lighting, оптимизирующий динамический диапазон после, программно.

Если бы автофокус в темное время суток можно было бы оценить по шкале IQ, он был бы равен комнатной температуре. Трех точек на практике оказалось очень мало, и в некоторых сценах их действительно не хватает. Лампа подсветки автофокуса разогревается до обжигающей пальцы кондиции за 5—6 фокусировок, а в темноте, к сожалению, и такое имеет место быть. При нормальном освещении недостаток точек фокусировки незаметен, камера склонна фокусироваться на ближайший объект, жестоких промахов по глубине резкости мы не выявили.

Даже несмотря на то, что в основе видоискателя лежит пентазеркало, он яркий и дает чистое, четкое изображение. Одновременный охват поля кадра и информационной строки в D60 не так проблематичен, как в A300: видоискатель на уровне глаз не дает комфортного обзора кадра и информационной строки.

Меню легкое в освоении, интуитивно понятное. Много пунктов проиллюстрировано, например наглядно показано изменение экспозиции и режимов фокусировки. Предусмотрена кнопка Help, выдающая по любому пункту подробное описание, и одна программируемая кнопка FN. Главное отличие информационного дисплея D60 от конкурентов — его наглядность (чего только стоят анимированная диафрагма и спидометр выдержек). Информационный экран можно замостить своей фотографией.

Отображаемые на информационном дисплее параметры можно выставить не ныряя в дебри меню. Это удобно для новичка, но неудобно для опытного пользователя. D60 очень быстр в работе, записи снимков и их просмотре. Возможности постобработки выделяют камеру на фоне конкурентов: вы вольны кадрировать, применять фильтры, баланс белого, конвертировать NEF в JPEG и даже клеить небольшие видеоролики из отснятого материала с частотой от 3 до 15 кадров в секунду. Быстрая ретушь позволяет в одно нажатие подкорректировать все важные параметры изображения (этакий аналог мифической кнопки «Шедевр»).

Преимущества:

• качество снимков на высоких ISO;
• низкая цена;
• меньшие габариты и вес без ущерба эргономичности (по сравнению с Sony A300);
• безупречное качество сборки;
• тихий китовый объектив;
• высокая скорость работы с меню и при просмотре изображений;
• богатые возможности постобработки;
• безупречный экспозамер.

Недостатки:

• нет брекетинга экспозиции или баланса белого;
• частые ошибки баланса белого в сложном освещении;
• не поддерживаются старые «отверточные» объективы.

Тестовые снимки ISO (Sony/Nikon)

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

ISO 100

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

ISO 200

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

ISO 400

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

ISO 800

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

ISO 1600

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

ISO 3200

Тестовые снимки Sony

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Тестовые снимки Nikon

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Выводы

В общем, если вам нужна аккуратная и недорогая камера, то стоит обратить внимание на Nikon D60. Другой немаловажный момент — оптика для фотоаппаратов Nikon представлена значительно шире, чем для техники Sony. В целом это максимально упрощенная камера по невысокой цене и с неплохими шумовыми характеристиками.

У нас разница в стоимости не настолько заметна, как на других рынках, поэтому ценовое преимущество D60 по сравнению с А300 нивелируется. К тому же камера Sony доминирует как в плане фокусировки, так и в плане функционала и удобства использования. Этот функционал перекрывает различие в цене с лихвой.

У обеих моделей отсутствует репетир диафрагмы. Зато это и многое другое есть в камерах Canon EOS 450D и Pentax K200D

Фото: Влад Борисевич

Благодарим магазин FLASH за предоставленные на тесты фотоаппараты

Возможные замечания, уточнения и предложения направляйте по адресу stelmakh@onliner.by