Play Station 3: «железо»

 
1319
21 ноября 2006 в 17:12
Источник: Олег Придюк
Источник: Олег Придюк

PS3 — «железо», которое изменит мир. Конечно, имеется в виду игровой мир, хотя мир киноиндустрии и домашних медиацентров также пошатнется. Это не игровая приставка в традиционном смысле слова, это предельно мощная программно-аппаратная платформа, позволяющая большинству пользователей полностью заменить ПК. Представьте, что ваш компьютер вдруг перестал зависать, глючить, по 10 раз спрашивать очевидные вещи, а стал правильно и аккуратно работать. Игры идут все, вас не заботят последние бета-драйвера и не снится система nVidia Quadro, вирусы даже не знают о вашем существовании, просмотр любого фильма превращается в удовольствие, вы забываете о существовании кодеков и рассинхронизации аудио и видео, у вас есть выход в интернет, аудиопроигрыватель, подключенный к домашнему кинотеатру, вас не волнует вдруг закончившаяся регистрация ACDSee, фотографии прекрасно просматриваются встроенной программой в полноэкранном режиме. А еще вас не интересует, как получить лицензию на обновление Windows Vista, потому что без критически важного патча, который скачивается строго с сайта Microsoft, ваш компьютер отказывается даже загружаться…

Клавиатура и мышка вдруг стали предельно удобны в плане эргономики и работают без проводов, при этом проблемы пересечения радиочастот вас также не беспокоят, как и шум из пыльного ящика под столом и ворох проводов, а пузатый ЭЛТ-монитор наконец-то уехал на дачу. В доме больше ничего не напоминает о работе и делах, можно просто расслабиться. Все это великолепие к тому же стоит дешевле самого бюджетного ноутбука: €499 (здесь и далее – цена в Европе) за вариант с 20-гигабайтным жестким диском и €599 за 60-гигабайтную модель, оснащенную кардридером и Wi-Fi-модулем. Обе конфигурации поддерживают Bluetooth-джойстики и HDMI-интерфейс, Blu-ray-диски, имеют 6 портов USB, гигабитный сетевой интерфейс и мощнейшую видео- и аудиоподсистемы.

Особенности аппаратной составляющей

ЦП разработан компаниями Sony, Toshiba и IBM (STI) специально для систем, требующих нескольких параллельных высокопроизводительных вычислительных мощностей, в данном случае — 8. С одной стороны, вспомнив самые свежие четырехъядерные процессоры Intel, новинка кажется из разряда фантастики, но специализированные процессоры уже достаточно давно перешли на подобную архитектуру.

Например, взгляните на схему вычислительного ядра новейшей видеокарты GeForce 8800: потоковые процессоры сгруппированы по 16 штук в 8 блоков, каждый блок, в свою очередь, представляет собой два шейдерных процессора, состоящих из 8 потоковых процессоров каждый. Любители цифр могут подсчитать их общее количество.

Основным преимуществом архитектуры Cell является, конечно, параллельное вычисление, т.е. программист может «повесить» определенные задания уникально для каждого процессора: один обрабатывает действия игрока, другой отвечает за окружающую среду, третий — за противника, четвертый — за звуковые эффекты и т.д. Это, однако, не единственный способ использования процессоров, возможны также режимы конвейерной или потоковой обработки. Впрочем, не все подвластно программисту. Управляющий процессор (The Power Processor Element (PPE)) занимается распределением задач между 6-ю исполнительными ядрами (Synergistic Processor Elements (SPEs)), 7-е ядро исполняет только задачи ОС, а 8-е отключено, чтобы выход годных чипов (технология производства Cell пока недостаточно отлажена) был больше. Кстати, именно из-за малого количества годных кристаллов частота процессора понижена с 4 ГГц, как на диаграммах прототипов, до 3.2 ГГц в реальных устройствах.

РРЕ основан на сильно переработанной 64-битной архитектуре PowerPC, содержит 512-килобайтный кэш второго уровня и один векторный процессор VMX. SPE представляют собой векторные SIMD-процессоры, также основанные на RISC-архитектуре с 256 Кб локальной памяти.

Векторные процессоры лишены механизма предсказания ветвлений и внеочередного выполнения команд, поэтому исходный код должен быть идеально скомпонован, иначе даже наличие 128 регистров по 128 бит каждый может не спасти процессор от простоя. Впрочем, это уже задача компилятора.

Каждый SPE работает на частоте 3.2 ГГц, его площадь — всего 15 мм2, потребление мощности — меньше 5 Вт (весь Cell потребляет порядка 60 Вт), а пиковая производительность составляет 25.6 GOPS и 25.6 GFLOPS для блоков вычисления целых и вещественных данных соответственно.
Производительность PPE особой важности не имеет, т.к. его вычислительные функции, как сказано выше, сходятся к распределению задач и выполнению несложных вычислительных операций, поэтому общая производительность Cell вычисляется следующим образом: 8х25.6=204.8 GFLOPS.

Оперативная память используется самая быстрая на рынке — Rambus XDR DRAM, работающая на частоте процессора. Ее объем составляет 256 Мб.

Графическая подсистема основана на архитектуре NVIDIA G70 (также известна как NV47, GeForce 7800), обладает 256 Мб GDDR3 VRAM с частотой памяти 700 МГц и 500-мегагерцевой частотой процессора. Видеопроцессор, как и каждый векторный процессор, имеет прямой доступ к оперативной памяти (DMA), не загружая PPE.

Графический процессор содержит 24 пиксельных и 8 вертексных конвейера. Частота процессора может показаться слишком низкой даже по сравнению с давно существующим на рынке G71/ GeForce 7900, частота которого составляет 650 МГц (в некоторых модификациях даже больше), но NVIDIA CEO Jen-Hsun Huang заявил, что видеоподсистема PlayStation 3 будет производительнее тандема двух GeForce 6800 Ultra, что позволяет судить об уровне внесенных в видеочип изменений.

Приставка поддерживает видео высокого разрешения вплоть до максимального 1080p. Присутствует возможность запуска игр на таком разрешении. DVD и игры от PlayStation 1 и PlayStation 2, однако, не будут масштабироваться. Вывод на дисплей может происходить через интерфейс HDMI 1.3 или обычный компонентный выход.

Аудиоподсистема поддерживает самые современные стандарты домашнего кинотеатра (7.1 digital audio, Dolby TrueHD и др.), а акустика подключается по оптическому интерфейсу.

Охлаждение корпуса основано на тепловых трубках. Sony обещает не большее, чем от slim PS2, количество шума, т.е. фактически его отсутствие.

Функционал

Внявший всему вышеизложенному читатель наверняка задался вопросом, а куда такую мощь девать, как это используется? Рассмотрим утопическую в наших краях схему, когда возможности приставки (хотя вряд ли PlayStation 3 все еще можно ТАК называть) используются полностью.

Вывод изображения осуществляется на панель, поддерживающую разрешение 1080р (1920х1080) с помощью HDMI-интерфейса, а аудио проигрывается на системе 7.1. Для окончательного и бесповоротного погружения останется купить еще удобное кресло.

Про игры, фильмы, музыку, фото и возможность выхода в интернет мы уже сказали. Но последнее требует особых комментариев. Во-первых, у вас в распоряжении оказывается полноценный браузер, во-вторых, играть в многопользовательские игры на сервере Sony можно будет бесплатно, в-третьих, на сервере будут платные и бесплатные дополнения к играм, сами игры и много иной полезной информации. Джойстиком, конечно, набирать URL неудобно, но никто не запрещал подключать Bluetooth- и USB-клавиатуры и мышки для полноценной работы. Также к USB можно подключить флэшки, джойстики и другую фирменную и универсальную периферию. А вот iPod сможет подключаться только в режиме сменного накопителя, музыку проиграть не получится — такова дань DRM.

По Bluetooth можно подключить пока только стереонаушники, HID (в том числе и пульты ДУ) и устройства, совместимые с профилем передачи данных (телефоны, например).

Отдельным аксессуаром для PlayStation 3 становится миниатюрная PlayStation Portable. Она может выступать как пульт управления консолью или как некий гаджет для игр (зеркало заднего обзора в ралли, к примеру), источник медиаинформации. Возможна и обратная связь: PSP с помощью эмулятора сможет запускать игры PS1 или фильмы, которые будет транслировать PlayStation 3.

Ранее ходили слухи о том, что младшая модель будет поставляться с прединсталлированной, специально созданной для PlayStation 3 версией Linux (Yellow Dog Linux), однако начавшиеся недавно продажи консоли в Японии и Америке позволили убедиться в ложности этих сведений. Сама ОС реально существует, как существует и возможность ее установить. Таким образом, за сравнительно небольшие деньги можно приобрести полноценный суперкомпьютер для работы и отдыха. Что интересно, Sony также предоставляет разработчикам SDK для создания игр и приложений, но работает оно в Windows. Было бы гораздо логичнее разрабатывать, тестировать, отлаживать игры, запуская их в родной, а не эмулируемой системе.

В любом случае, Sony проделала огромную работу, а результат получился просто замечательным по всем возможным критериям (и по цене в том числе). Осталось опробовать это чудо техники в действии, ведь не исключено, что все так красиво и хорошо может быть только на словах.

Сухие цифры

Размеры: 9.8 × 32.5 × 27.4 см
Вес: 5 кг

Процессор
Cell Broadband Engine
Управляющий процессор на основе PowerPC @3.2ГГц
1 VMX векторный процессор
512KB L2 cache
7 x SPE @3.2ГГц
7 x 128b 128 SIMD-регистров общего назначения
7 x 256KB SRAM для SPE
* 1 of 8 SPE отключен
Общая производительность вычислений с плавающей точкой — 218 GFLOPS

Видеопроцессор

RSX @550МГц
1.8 TFLOPS производительность вычислений с плавающей точкой
Полная поддержка HD (вплоть до 1080p)

Звук

Dolby 5.1ch, DTS, LPCM etc. (вычисления обеспечивает Cell)

Память

256МБ XDR RAM @3.2ГГц
256МБ GDDR3 VRAM @700МГц

Пропускная способность

Main RAM 25.6ГБ/с
VRAM 22.4GB/s
RSX 20ГБ/с(запись) + 15ГБ/с(чтение)
SB < 2.5ГБ/с(запись) + 2.5ГБ/с(чтение)

Производительность вычислений с плавающей точкой всей системы

2 TFLOPS

Хранение данных

Съемный 2.5″ HDD

Периферия

USB спереди x 4, сзади x 2 (USB2.0)
Memory Stick стандартный/Duo, PRO
SD/MiniSD
CompactFlash (Type I, II)

Связь

Ethernet (10BASE-T, 100BASE-TX, 1000BASE-T) x 3 (1 на вход, 2 на выход)
Wi-Fi IEEE 802.11 b/g
Bluetooth 2.0 (EDR)

Управление

Bluetooth-джойстик (одновременно до 7)
Джойстик USB 2.0
Wi-Fi для подключения PSP в режиме контролера
Удаленное управление

Видеовыход

Размер экрана: 480i, 480p, 720p, 1080i, 1080p
HDMI: HDMI-выход
Аналоговый: AV MULTI OUT
Цифровой: DIGITAL OUT (OPTICAL)

Поддерживаемые типы дисков

BD-ROM
BD-R
BD-RE
DVD-ROM
DVD-R
DVD-RW
DVD+R
DVD+RW
CD-ROM
CD-R
CD-RW
Super Audio CD

Поддерживаемые форматы видео

MPEG-1
MPEG-2 (PS,TS)
H.264/MEPG-4 AVC
MPEG-4 SP

Поддерживаемые форматы аудио

ATRAC (.oma .msa .aa3)
AAC (.3gp .mp4)
MP3 (.mp3)
WAV (.wav)

Поддерживаемые форматы фото

JPEG
GIF
PNG
TIFF
BMP

Возможные замечания, уточнения и предложения направляйте по адресу: stelmakh@onliner.by