На Apple TV досрочно завершился первый сезон научно-фантастического шоу «Одна из многих». Новый проект Винса Гиллигана, автора «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу», стал самым популярным сериалом в истории Apple TV, а рейтинг шоу на Rotten Tomatoes подпирает оценку в 98% «свежести». Рассказываем, чем примечателен этот проект и получился ли у Гиллигана главный сериал года.
Для начала давайте вспомним основную сюжетную завязку. Если у вас аллергия на спойлеры, предупреждаем: они будут уже в следующей строчке.
Жирнющую свинью человечеству подкладывает группа астрономов из США, которая перехватывает зашифрованную РНК-последовательность из космоса. Эту последовательность преобразуют в вирус, который вырывается и начинает поглощать человечество.
Но никаких отваливающихся челюстей, красных глаз и жажды крови: вирус превращает зараженных не в кровожадных зомби, а в безмятежных хиппи, которые называют себя «другими». Они спокойны, максимально доброжелательны и соединены друг с другом подобием психологического клея. Поэтому каждый зараженный знает то, что знают другие, и может общаться со своими собратьями телепатически.
Из всех жителей Земли избежать заражения смогли только 12 человек. Одна из них — Кэрол Стурка, обозленная автор низкосортных романов, которая ненавидит и своих читателей, и свою работу. Своей жизнью Кэрол недовольна, но отдавать ее на откуп улыбчивому подобию инопланетян не планирует, поэтому начинает кампанию по борьбе с «другими».
Первое, о чем хочется сказать, так это о восприятии «Одной из многих». Прямо сейчас это кажется лишь началом большой истории, которую Гиллиган наверняка растянет на долгие годы. В середине ноября, когда мы писали про первые эпизоды сериала, режиссер рассчитывал закончить шоу за три сезона. Сейчас же Гиллиган заявил, что планов у него уже как минимум на четыре: «Мне кажется, что это хорошая цифра. Было бы здорово дойти примерно до 40 эпизодов».
Такой взгляд в будущее объяснят неспешность происходящего в шоу. Сейчас «Одна из многих» — самое размеренное из всего, что делал Гиллиган. Выражается это во всем: и в визуальном, и в сценарном плане. Здесь запросто можно наткнуться на длиннющую сцену, снятую одним кадром, за которой следует томное молчание главной героини. Это выглядит органично, если вы понимаете, каких эмоций от зрителя добивается режиссер, и может выбесить, если вы просто пришли за развлечением на финал вечера.
Я уже десятый год маюсь в рядах поклонников творчества Гиллигана и те же «Во все тяжкие» смотрел от корки до корки шесть раз. Но прямо сейчас не уверен, что «Одна из многих» будет нуждаться в таком же пересмотре: деталей здесь много, но их большая часть необходима лишь для создания антуража. Думаю, не нужно 15 раз смотреть на декорации для того, чтобы понять, красивы они или нет.
Пул главных героев в «Одной из многих» можно назвать аскетичным. Кроме самой Кэрол, Гиллиган больше всего внимания уделяет Зосе, представительнице «других», и Манусосу Овиедо, резистентному к вирусу мужчине из Парагвая.
Зося практически не меняется на протяжении всего сериала: ее максимально дружелюбное отношение к Кэрол продиктовано природой вируса. Это услужливая персона с повадками андроида, которая старается сделать Кэрол счастливой, но и не дает той забыть, что остальные корпят над тем, чтобы сломать иммунитет женщины.
Отношение самой Кэрол к Зосе колеблется от ненависти до болезненной привязанности. Последнее — абсолютно искусственный момент: в один миг Кэрол и вовсе остается в полном одиночестве на 40 дней. Возможно, после такого отшельничества любой бы проникся теплом к первому встречному.
Несгибаемым характером выделяется Манусос. Пока та же Кэрол требует от «других» все, что ей нужно, парагваец даже не заводит разговоров с зараженными. Он полагается только на себя, а к носителям вируса относится как к ворам, захватившим планету. Во многих моментах он оказывается харизматичнее Кэрол и наверняка сыграет важную роль в сюжете.
При где-то чересчур раздутой размеренности сериал «Одна из многих» остается одним из самых самобытных фантастических проектов этого года. Во-первых, картинка здесь все еще отменная: это настоящий калейдоскоп из необычных ракурсов, планов и визуальных решений. Каждый второй кадр сериала — это потенциальная заставка хоть для ноутбука, хоть для смартфона.
Во-вторых, в проекте, несмотря на неспешность и мрачный сеттинг, хватает юмора. Есть тут и простые, но действенные гэги (вроде дрона, запутавшегося во время перемещения мусорного пакета), и метаироничные истории вроде Джона Сины, рассказывающего о том, чем питаются «другие». Юмор разбавляет общую напряженность «Одной из многих», и без него шоу наверняка давалось бы к просмотру сложнее.
В-третьих, для фанатов «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу» приготовили пачку неочевидных отсылок — Гиллиган не смог удержаться. Так, Кэрол ворует картину художницы, на выставку к которой ехали Джесси и Джейн. В одной из сцен можно заметить телефонный номер из «Лучше звоните Солу». А еще тут есть авиакомпания Wayfarer Airlines — еще один артефакт из «Во все тяжкие». Снимаем шляпу перед режиссером за то, как деликатно он смог кивнуть в сторону своих прошлых работ.
Что будет дальше? Рассчитываем, что в будущем темп повествования ускорится и важных персонажей, локаций и сюжетных твистов будет больше. Но и надеемся, что будущие наполнения не исказят гипнотическую суть «Одной из многих». Возможно, Гиллиган будет отталкиваться от финала всего шоу, так как он заявил, что идеи для завершения у него есть: «Думаю, сейчас у нас больше идей для финала этого сериала, чем когда-либо было, — и уж точно больше, чем на этом же этапе у „Во все тяжкие“ и „Лучше звоните Солу“.
Но я всегда спешу добавить: если появится идея получше, мы без колебаний отбросим все эти замыслы. В итоге мы можем прийти к финалу, который будет совершенно отличаться от того, каким я его вижу сегодня. Нужно быть готовым отказаться от хорошего ради лучшего.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by