5196
6
05 февраля 2026 в 8:00
РЕЦЕНЗИЯ

Остров невезения. Обзор хоррора «На помощь!»

«На помощь!» — свежий фильм Сэма Рэйми, в котором режиссер возвращается к своему любимому блюду — полубезумному хоррору с литрами искусственной крови. Релиз уже стал самым высоко оцененным фильмом Рэйми на Rotten Tomatoes, возглавил бокс-офис США и вкрутил в умы зрителей мысль, что создатель «Зловещих мертвецов» снова на коне. Рассказываем, чем примечательна эта лента, в которой адом на земле оказываются солнечные тропики.

От VHS-демонов — к супергеройскому трико

У тех, кого в младших классах родители водили в кино на «Человека-паука» с Тоби Магуайром, имя Сэма Рэйми может ассоциироваться в первую очередь со вселенной Marvel. На деле же американский режиссер обрел популярность благодаря франшизе «Зловещие мертвецы». Ее дебютный фильм, который на старте воспринимался как кровавый представитель категории B, со временем зацементировался в культовом статусе.

Успех «Зловещих мертвецов» Рэйми смог повторить и в сиквеле, и в триквеле. Так мир получил харизматичного антигероя в виде Эша Уильямса, а зрители — местами бестолковую, но яркую вселенную, которая одновременно и пугала, и развлекала. Формулы «страх + веселье» Рэйми придерживался в своем творчестве и дальше и умудрился применить ее даже в рафинированной четвертой фазе киновселенной Marvel. Собственно, жуткие моменты в релизе картины «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» существуют только благодаря стилю Рейми.

Автор фото: Рик Керн

После зловещего хоррора «Затащи меня в ад» Рэйми отошел от режиссуры полнометражных фильмов ужасов аж на 17 лет, но продолжал выступать их продюсером, поэтому в его послужном списке значится жуть вроде «Шкатулки проклятий», «Не дыши» и «Проклятия». Он будто бы чуть дистанцировался от хорроров, но никогда не упускал их из своего поля зрения.

Сейчас же Рэйми вернулся к излюбленному жанру, но решил накачать его дополнительными смыслами и подтекстами. Поэтому «На помощь!» начинается не как классический «ужастик», а как комедия нулевых об офисной растяпе, которая пытается выбиться в люди.

Командировка, которая пошла не по плану

Затюканная жизнью Линда Лиддл уже восьмой год горбатится в финансовой корпорации, где занимается стратегией и планированием. И кажется, что столбики с цифрами — это единственное, с чем справляется Линда. А вот со всем остальным — начиная от мытья головы и заканчивая общением с коллегами — у девушки проблемы. Чуть ли не единственным лучом надежды для нее остается долгожданное повышение, которое маячит где-то на горизонте.

Но глава компании, обещавший Линде новую должность, умирает. Должность занимает его же сын, Брэдли Престон — избалованный наглец, который мечтает забросить Линду куда-нибудь в пыльный угол, а на обещанную ей позицию взять своего приятеля по гольфу. Но перед этим того самого приятеля нужно поднатаскать в финансовых делах. Поэтому Престон берет Линду с собой в командировку в Бангкок, рассчитывая, что за это время его товарищ успеет всему научиться.

Правда, до Бангкока их самолет не доберется, рухнув где-то в Сиамском заливе. И до ближайшего безлюдного островка доберутся только Линда и Брэдли (остальные участники командировки отправились на корм рыбам). При этом Брэдли серьезно ранит ногу, так что выживание парочки ложится на плечи хрупкой Линды.

Правда, ту можно назвать хрупкой только с натяжкой. Девушка оказалась ярой фанаткой американского аналога «Последнего героя» и будто бы всю жизнь ждала момента, чтобы вжиться в шкуру Беара Гриллса. И кажется, что впервые за долгое время Линда чувствует себя живой. Возня с дикой природой и возможность ужалить Брэдли за его беспомощность настолько греют ей душу, что она не рвется покинуть остров и даже не привлекает внимание экипажа лодки, проплывающей мимо их убежища.

Тот случай, когда начальник становится подчиненным

Практически вся картина держится на тандеме Линды и Брэдли, роли которых достались Рэйчел Макадамс («Жена путешественника во времени», «Шерлок Холмс») и Дилану О’Брайену («Бегущий в лабиринте», «Любовь и монстры»). Первая отлично сыграла серую мышь, у которой появилась возможность расправить плечи, второй — избалованного сынка богатых родителей, который привык раздавать приказы, но не исполнять их.

Макадамс прекрасна в образе Линды. Она мастерски изобразила трансформацию человека, который наконец-то может дышать полной грудью. При этом дышит ее персонаж так усердно, что вместе с кислородом в ее легкие проникают нотки безумия. Линде мало самой быть на необитаемом острове — ей важно, чтобы на нем оставался и Брэдли. Сначала все базируется на очевидной антипатии (кто бы не воспользовался возможностью помучить нелюбимого начальника?), но периодически Линда забредает на территорию болезненной привязанности.

Из-за этой самой привязанности с привкусом одержимости «На помощь!» может напомнить триллер «Мизери» Роба Райнера. А из-за сквозящего подтекста «Eat the Rich!» и места действия всплывают ассоциации с «Треугольником печали» — фильмом, где богачи также оказываются в полной зависимости от навыков бедняков.

Только вот «Треугольник печали» и рядом не стоял с «На помощь!» в плане жестокости и кровавости. Чего стоит только одна сцена охоты Линды на кабана, которая действует на желудок так же, как микс селедки с молоком. Рейми не раз говорил, что обожает заливать своих актеров искусственной слюной, рвотой, соплями и кровью — последнюю режиссер любит настолько сильно, что даже вывел для нее собственный рецепт.

И пока Линда наслаждается успешной охотой, лицо Брэдли стремится обогнать простыню в плане белизны. Персонаж О’Брайена боится дикого острова, но до последнего цепляется за свою привилегированность, пытаясь оставаться над героиней Макадамс. Однако он раз за разом падает все больнее и больнее.

Долларовый миллионер оказывается буквально беспомощным без своих денег, и тот факт, что ему приходится молить экс-подчиненную о помощи, вызывает у него ментальные муки. А вот муки физические ему обеспечивает Линда, которая с улыбкой демонстрирует, с какой легкостью она может лишить Брэдли всего, что делает его мужчиной. Серая мышка, которой девушка была в стенах офиса, на диком пляже превратилась в тигрицу, а Брэдли — в ее глуповатую добычу.

Как выглядит и звучит фильм

Рэйми не стал изменять себе и затянул в «На помощь!» свои любимые визуальные фишки. Это и сочетание графики с практическими эффектами, и импульсивные монтажные склейки, и резкие наезды камеры, и дикий контраст палящего солнца с тревожным свечением ночного костра. Картинка ленты отображает, через что проходят главные герои. Поэтому офисные будни Линды выглядят такими тусклыми, а ее островная жизнь — максимально насыщенной.

Отметим, что вместе с визуальными приемами Рейми прихватил с собой в картину и горсть отсылок. Тут вам и рука мертвеца, торчащая из земли, и фотографии Брюса Кэмпбелла (актера, сыгравшего Эша Уильямса). Правда, он не выкашивает мертвецов, а становится отцом для Брэдли и пасхалкой для тех, кто в теме.

Музыку же для «На помощь!» написал Дэнни Элфман. Он создал для релиза 23 трека, в числе которых нашлось место и воодушевляющей фоновой музыке, и липким, беспокойным композициям.

Так что, бежим в кинотеатры?

«На помощь!» создан не для того, чтобы претендовать на премию «Оскар», — фильм снят, чтобы вертеть зрителей на эмоциональной карусели. Раз — и ты радуешься тому, как искусно Линда поддевает своего босса-идиота. Два — и покрываешься мурашками из-за того, насколько быстро человечность улетучивается из главных героев.

Прямо сейчас «На помощь!» кажется идеальным фильмом-камбэком, с помощью которого Рэйми может распрощаться с привкусом Marvel и вновь зацементироваться в статусе мастера нестандартных хорроров. Скримеры и жуткие сцены здесь есть, но это лишь обязательные для жанра дополнения. Потому что в первую очередь картина полагается на болезненную химию между главными героями и на демонстрацию того, какая буря может скрываться в «маленьком» человеке. И мы искренне сочувствуем тем, кто окажется в ее власти.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by