«Это неправильные пчелы. И они, наверное, делают неправильный мед» — так говаривал Винни-Пух, когда пытался добыть известное лакомство. На самом деле, оба эти феномена существуют в реальности, в первую очередь речь о меде, а именно о «безумном меде» (а еще его называют «сумасшедшим» и «бешеным»). Такой добывают в некоторых регионах нашей планеты, однако в основном — в Непале и Турции, где этот тягучий темный продукт собирают с особенным усердием, ведь здесь есть нужные условия для роста «нужных» растений.
Знатоки меда в курсе, что вкус, консистенция и вообще многие характеристики меда продиктованы тем, где выросли и какие именно растения стали источником нектара и пыльцы для пчел, а также тем, когда идет сбор. «Безумный» же мед появляется благодаря одному из подродов растений семейства вересковых — рододендрону. Но не первому попавшемуся, а тому, который произрастает в основном в определенных регионах упоминавшихся Турции и Непала.
Еще около 100 лет назад появилось предположение, что самый «безумный мед» получается во время засухи, особенно если он собран на наибольшей высоте над уровнем моря. Добычу же горьковатого темного с красноватым оттенком меда ведут не одно столетие, однако из-за своих свойств этот продукт может быть опасен.
Что в нем такого? Некоторые подвиды рододендрона, как иные представители вересковых, содержат органическое соединение андромедотоксин, которое также называют родотоксин или фцетиландромедол. Это нейротоксин, способный устроить организму неприятные «качели»: сперва он возбуждает центральную нервную систему, а затем угнетает. Больше негативному (и фатальному в некоторых случаях) эффекту подвержены животные, которые поедают цветки кустарников в больших количествах, а потому получают повышенную дозу андромедотоксина.
«Безумный мед» обладает сходным действием, однако в меньшей степени за счет более низкой, чем при поедании цветков, концентрации нейротоксина. Однако это не значит, что мед безопасен: напротив, специалисты предостерегают от дегустации подобной экзотики, в противном случае можно оказаться на больничной койке, а то и в реанимации. Не зря в некоторых медицинских источниках пишут: «Безумный мед загрязнен (отравлен) андромедотоксином».
По данным исследователей, токсины, содержащиеся в некоторых рододендронах, имеют более высокую активность, делая «безумный мед» особенно опасным: сообщалось о якобы 25%-й смертности при отравлении. Так, авторы публикации утверждали, что 8 из 31 пациента с диагностированным отравлением «безумным медом» в Китае погибли, однако найти подтверждения этой информации не удалось. Более того, в представленном здесь же источнике утверждалось обратное: «Официально ни одна смерть не задокументирована».
Что касается отравлений этим медом, чаще всего о подобных случаях сообщали в Турции, но также фигурируют Китай, Филиппины, Южная Корея, Индонезия, Япония, Непал, Австрия, Германия, Бразилия и некоторые страны Северной Америки.
Из перечисленных стран импорт оригинального «безумного меда» давно запрещен лишь в Южную Корею, где его посчитали опасным для здоровья около 20 лет назад. А информация о легальности ввоза «безумного меда» в неразбавленном состоянии в другие страны отличается от источника к источнику. Отмечается лишь то, что как минимум в США и Евросоюзе можно нарваться на штраф и конфискацию этой сладости, но это, не исключено, правила ввоза любого меда.
Стоит также отметить, что «безумный мед» может присутствовать как «добавка» в обычном в незначительной концентрации: когда его смешивают с остальными видами до условно гомеопатического уровня.
А вот особых «требований» к пчелам, жужжащим в цветках рододендронов, нет. Однако в Непале пыльцу и нектар «неправильного меда» собирают насекомые ему под стать: это гигантские гималайские пчелы. Они самые крупные в мире, достигают длины в три сантиметра, а размер сот, крепящихся к деревьям и скалам, может быть до метра в высоту. Преимущество же этих перепончатокрылых тружениц — андромедотоксин на них не влияет.
В Турции «безумный мед» распространяется свободно. По словам одного из местных пчеловодов, максимальная единовременная «доза» должна составлять чайную ложку или чуть больше. Хасан Кутлуата утверждает, что в случае превышения никаких галлюцинаций не будет, однако может появиться головокружение, кровяное давление может снизиться, температура поднимется, не исключены тошнота и затруднения при ходьбе.
Медики, в свою очередь, подтверждают: симптомы могут выглядеть чрезвычайно неприятными и опасными для жизни, однако обычно реальной угрозы не несут. Тем не менее перечень симптомов, составленных на основании отзывов пациентов, перенесших отравление, куда шире. В нем упоминаются как перечисленные выше, так и иные: возможность длительной потери сознания, расстройства ЖКТ, тахикардия, рвота, головные боли, потеря мышечной координации и мышечная слабость, делирий, а также галлюцинации и ряд других не слишком приятных эффектов.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Косвенно сильное влияние подтверждается и историческим повествованием «Анабасис» древнегреческого писателя и историка Ксенофонта. В нем автор описывал ситуацию, когда солдаты наелись того самого меда, после чего сутки чувствовали себя отвратно, хоть никто и не умер: «…их рвало, у них делался понос, и никто не был в состоянии стоять на ногах, но съевшие немного меда походили на сильно пьяных, а съевшие много — на помешанных или даже умирающих. Такое множество их лежало на земле, словно эллины потерпели здесь поражение в бою, и всеми овладело уныние».
Более драматичную историю рассказывал греко-римский античный историк, географ и философ Страбон в сочинении «География»: «Гептакомиты уничтожили три манипула войска Помпея, когда те проходили через эту горную область; варвары приготовили на дорогах сосуды с опьяняющим медом, добываемым из ветвей деревьев. Затем они напали на римских воинов, напившихся меду и потерявших сознание, и легко умертвили их». Правда, в данном случае не очевидно, что речь именно о «безумном меде», но подтверждает: пробовать все подряд не стоит.
Несмотря на то что андромедотоксин является «природным» компонентом, он остается нейротоксином, как и, например, α-латротоксин, которым одаривают пауки вида черная вдова свою жертву. Да, эффект не тот, тем не менее. В Турции и Непале «безумный мед» используют в нетрадиционной медицине, для него заявляются различные терапевтические эффекты, в том числе якобы лечение эректильной дисфункции (вероятно, поэтому большинство случаев отравления им зарегистрировано среди мужчин среднего возраста). Так ли это или классический пример плацебо, не проверяли.
Тем не мнее первичный эффект, который вызывает безумный мед, — это в любом случае «отравление», пусть и с менее заметными побочными эффектами. Дело в том, что андромедотоксин в составе лакомства воздействует на центральную нервную систему, взаимодействуя с ионными каналами натрия. Мед не позволяет им закрываться, что и приводит к физиологическим изменениям, в первую очередь в виде гипотензии (снижение артериального давления) и брадикардии (замедление частоты сердечных сокращений). Чем выше доза, тем значительней эффект и более выражена неприятная побочка во всех ее проявлениях.
Без медицинского вмешательства острый эффект проходит в течение дня, однако на полное исчезновение симптомов может уйти около трех суток. В некоторых случаях пациентам вводят раствор, изотоничный плазме крови, чтобы унять гипотензию или брадикардию. Иногда требуются более серьезные, но общедоступные в медучреждениях препараты.
Полноценных медицинских исследований о заявляемом терапевтическом эффекте «безумного меда», судя по всему, не проводилось. Потому он остается веществом с неподтвержденной эффективностью и средством нетрадиционной медицины; с другой стороны, негативный эффект воздействия нейротоксина в его составе описан достаточно подробно, на что указывают представители профессионального медицинского сообщества. Как бы то ни было, Винни-Пух был прав: «неправильный мед» все-таки существует, и от него лучше держаться подальше.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by