В кинотеатрах вышел «Поймать монстра» — первый полнометражный фильм Брайана Фуллера, которого вы можете знать по сериалам «Ганнибал» и «Американские боги». Дебют вышел удачным: на Rotten Tomatoes картину оценили на 84% свежести из 100, на IMDb — 7 из 10, на Metacritic — 73 балла из 10. Рассказываем, чем же хорошо этот фэнтези-хоррор, в котором детское воображение оказывается опаснее пуль и ножей.
Практически всю свою карьеру Брайан Фуллер трудился для телевидения — и в первую очередь не как режиссер, а как сценарист. Кроме «Ганнибала» и «Американских богов», в его послужном списке находятся проекты вроде «Героев», «Мертвых до востребования» и разношерстных шоу по «Звездному пути».
Dust Bunny, который в нашем прокате вышел как «Поймать монстра», также должен был стать частью сериала. Фуллер создал эту историю для перезапуска «Удивительных историй» Стивена Спилберга, предназначенного для Apple TV. Но проект забуксовал, и то ли после третьей, то ли после четвертой попытки продвинуть Dust Bunny Фуллер решил забрать эту историю обратно и превратить ее в полноценный фильм.
«Поймать монстра» получил рейтинг R — такой же имеется у условных «Логана» и «Хранителей». Но, в отличие от этих картин, релиз Фуллера напоминает не брутальный экшен, а жутковатое фэнтези из 80-х вроде тех же «Гремлинов». По словам режиссера, это и было его конечной целью — снять обаятельную страшилку для всей семьи.
Снова вернемся к оригинальному названию Dust Bunny, которое дословно переводится как «Пылевой кролик». Именно такое существо заводится под кроватью десятилетней Авроры в исполнении Софи Слоун. Несколько клочков пыли с глазками-бусинками должны умилять, но девочку они приводят в ужас. Настолько, что она предпочитает перебираться из своей кровати на открытый балкон — но аккуратно, не задевая пол.
Почему нельзя задевать пол? Потому что пылевой кролик забирается под паркет в спальне Авроры и съедает всех, кто имеет неосторожность пройтись по полу. Девочке чудится (и чудится ли?), что клочки пыли превратились в гигантское кровожадное создание, только и ждущее ошибки с ее стороны. Правда, первыми эту самую ошибку совершают приемные родители Авроры — спрятавшись под одеялом, главная героиня слышит, как те молят о помощи.
На следующее утро Аврора просыпается в квартире в одиночестве. Будучи в полной уверенности, что ее родителей сожрал монстр, она отправляется за помощью к угрюмому соседу из квартиры 5Б — девчушка считает, что тот профессионально охотится на чудищ.
На деле же сосед из 5Б, которого сыграл Мадс Миккельсен, охотится не на монстров. Он профессиональный киллер, который прячется в доме Авроры от правоохранителей и других наемных убийц. Герой Миккельсена, измотанный постоянными стычками, относится к просьбе Авроры снисходительно — мол, а как еще можно относиться к детским фантазиям?
Из вежливости он проверяет квартиру главной героини и обнаруживает в комнате ее пропавших родителей следы от пуль. Наемник уверен: это дело рук убийц, которые шли по его следу, но случайно набрели на квартиру Авроры. Чтобы разобраться в происходящем, он решает подглядеть за девчонкой.
На афише «Поймать монстра» хватает звездных фамилий, но в первую очередь хочется хвалить игру Софи Слоун. Десятилетняя актриса из Шотландии мастерски отыгрывает ребенка, который знает нечто, что сокрыто от взрослых. По дому она передвигается на бронзовом гиппопотаме и одевается так, будто выступает в театре. А еще она боится комков пыли, но не боится носиться по пожарным лестницам, прятаться под мусорными контейнерами рядом с крысами и паковать фрагменты тел по чемоданам.
Замученного героя Миккельсена подъедает совесть. Он считает, что обязан защитить Аврору после того, как практически сам привел убийц в этот дом. При этом безымянный сосед из 5Б не забывает о своей сути и не впадает в совсем уже слепую сентиментальность. У Миккельсена получился синтез Леона и Джона Уика, которому приходится бодаться не только с вооруженными наемниками, но и с фантазиями маленькой девочки.
Из рукотворного мира грез киллера периодически вынимает героиня Сигурни Уивер. Здесь 76-летняя актриса превратилась в своеобразного менеджера наемников, которая с одинаковой улыбкой и сэндвич закажет, и отправит подчиненного за головой маленькой девочки. Прибавьте к хладнокровию пару каблуков-пистолетов в стиле Bayonetta — и получите леди-мафиози, которой лучше не переходить дорогу.
Еще в пантеон запоминающихся героев попали персонажи Шилы Атим и Дэвида Дастмалчяна. Первой досталась роль въедливого агента, второму — нервного, тревожного немника. Их роли краткие, но яркие — отличное дополнение к общему сюрреализму «Поймать монстра».
Довольно быстро тема с пропавшими родителями Авроры отходит на второй план, а первое место занимает вопрос: а реально ли все происходящее? Существует ли чудовищный кролик на самом деле или это просто фантазия Авроры? Ответ на этот вопрос Фуллер придерживает до самого конца и выдает его только в финальной арке.
До этого же зрителя макают в чудной мир, в котором переплетаются визуальные сюжеты из «Алисы в Стране чудес», фильмов Уэса Андерсона и гонконгских боевиков вроде «Круто сваренные». Чего стоит одна лишь квартира Авроры, в которой сплетены и абстракция, и вырвиглазная симметрия, и намеренная театральность кукольного домика.
Нереальность местных декораций усиливается и съемкой Николь Хирш Уитакер. Ее камера то крутит головокружительные сальто, то замирает на одном месте, чтобы зритель мог посмаковать каждую деталь, попавшую в кадр. А деталей тут множество, и некоторые сцены картины напоминают визуальные головоломки.
«Поймать монстра» можно назвать камерной картиной: львиная доля действий здесь происходит в доме Авроры. При других условиях от толкотни на одних и тех же локациях можно было бы устать, но в обители девчушки столько визуальных крючков, что хватит на несколько других релизов.
Фильм Брайана Фуллера — демонстрация того, каким дети могут видеть этот мир. А еще это абстрактный ответ на вопрос «что бы было, если бы детские фантазии могли превращаться в жизнь?».
Сюжет «Поймать монстра» подчинен фантазиям Авроры. Даже монстра, якобы живущего под ее кроватью, Фуллер будто списал с детских каракуль. Единственный аспект фильма, в котором не осталось места фантазиям, это экшен — эпичный, дерзкий и размашистый. Здесь куда больше от того же «Джона Уика» или «Никто», чем от какой-нибудь сказочной истории.
Но самая главная фишка «Поймать монстра» заключается в том, что он предлагает не только визуальный аттракцион и красивые драки, но и довольно калорийную пищу для размышлений. Фильм, в котором киллер спасает девочку от хищного кролика, поднимает вопросы доверия, одиночества и родства — не кровного, но духовного. Это отличный баланс между развлечением и философией, не вызывающей оскомину.
И остается только порадоваться, что идея Фуллера так и не превратилась в серию для шоу Спилберга. «Поймать монстра» точно не главный фильм года, но образцовый представитель фэнтезйиного хоррора, который может понравиться даже тем, кого от таких жанров подташнивает.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by