рецензия

«Очень странные дела» вернулись! Вспоминаем, как создали суперхит, и рассказываем о новых сериях

1924
5
30 ноября 2025 в 8:00
Автор: Дима Михеев
рецензия

«Очень странные дела» вернулись! Вспоминаем, как создали суперхит, и рассказываем о новых сериях

Автор: Дима Михеев
Черная пятница на Onlíner! Закупайтесь на главной распродаже года

26 ноября вышла первая глава пятого и финального сезона флагманского шоу Netflix «Очень странные дела». Зрители по всему миру так ждали этого продолжения, что в момент релиза новых серий обрушили серверы стриминга. Чтобы вдоволь рассмаковать это событие, мы решили оглянуться назад и рассказать историю создания сериала, которая не менее интересна, чем его сюжет. А также без спойлеров делимся впечатлениями о новых сериях.

Нам повезло, что сериал существует

Страшно подумать, но первый сезон «Очень странных дел» вышел почти 10 лет назад — в середине 2016 года. И если сегодня это бесспорный суперхит и флагманский проект Netflix, то в самом начале своей истории ничего подобного не ожидалось.

На тот момент создателям сериала Россу и Мэтту Дафферам было едва за 30 лет, а из хоть сколь-нибудь заметного опыта в кино и телевидении были не шибко примечательный фильм «Затаившись» и работа над сериалом «Сосны», где они сотрудничали с М. Найт Шьямаланом.

Как рассказывали сами братья, работа со Шьямаланом многому их научила, и они почувствовали, что готовы написать собственный сериал — так началась история «Очень странных дел». Хотя изначально название шоу Дафферов было другим — «Монток», в честь одноименного городка, который должен был быть вместо Хоукинса. Но «Монток» это не просто топоним, а еще и отсылка к теории заговора, согласно которой правительство США якобы разрабатывало психологическое оружие и даже исследовало путешествия во времени.

Также для написания мистической составляющей режиссеры вдохновлялись историей проекта «МК Ультра» — это были вполне реальные и секретные эксперименты на людях, с помощью которых ЦРУ пыталось найти способы контролировать разум человека. «Мы хотели, чтобы сверхъестественный элемент был хоть как-то связан с наукой. Как бы нелепо это ни звучало, монстры не возникают из духовного мира и не связаны ни с какой религией. От этого они становятся страшнее. Я не верю в призраков, но верю в инопланетян и альтернативные измерения», — вспоминал Мэтт Даффер.

История о пропавшем мальчике Уилле вдохновлена триллером Дени Вильнёва «Пленницы» — Дафферы взяли за основу идею, но сделали ее более объемной, дополнив мистикой, хоррором и множеством персонажей. Для сеттинга были выбраны 1980-е, и эта эпоха появилась неслучайно. В тот период было выпущено множество фантастических произведений, которые сильно повлияли на шоураннеров «Очень странных дел»: это атмосфера книг Стивена Кинга, тональность фильмов Стивена Спилберга, монстры хорроров Ридли Скотта и Джона Карпентера и многое другое — всему этому режиссеры хотели так или иначе отдать дань уважения. Авторы объединили все лучшее, по их мнению, воедино и поместили в сценарий, в котором оказалось так много знакомых и щекочущих душу элементов.

Казалось бы, вот вам готовый хит, ведь всем нравятся пасхалки, мистика и книги Кинга, однако Дафферы долго обивали пороги студий в попытках продать свой сценарий. Мэтт вспоминал, что они получили около 15—20 отказов, один из которых звучал так: «Либо делайте детское шоу, либо сосредоточьтесь на персонаже Хоппере, который расследует паранормальные явления в городе». Судьба шоу была на волоске, и сценарий рисковал остаться нереализованным.

К Netflix Дафферы даже не совались, так как были уверены, что это место исключительно для известных имен, таких как Дэвид Финчер, поставивший для стриминга первый оригинальный сериал «Карточный домик». Однако фортуна оказалась на стороне братьев: знакомые режиссеров из индустрии разглядели потенциал их истории и помогли связаться с продюсерами стриминга, которые решили рискнуть и дали зеленый свет на производство первого сезона.

Неожиданный и оглушительный успех

Фортуна с тех пор не прекращала дуть Дафферам в спину, и первый сезон получил такой успех, которого не ожидал никто. На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes сериал получил близкие к идеальным 97% от критиков и 96% от зрителей. «Очень странные дела» с ходу забрались в тройку самых популярных шоу Netflix. Но что же всех так зацепило?

Прежде всего сериал выделялся жанровой эклектикой — в «Очень странных делах» есть элементы научной фантастики, драмы, триллера, хоррора, мелодрамы, фэнтези и приключений. Удивительным образом Дафферам удалось все это грамотно сбалансировать, заставляя зрителей прилипать к экранам. Ностальгия по 1980-м, интерес к теориям заговора, потустороннему и мистическому вкупе с трогающей историей и хорошо прописанными персонажами работали очень хорошо.

Обещанная дань уважения культовым произведениям и авторам была выказана сполна: сериал буквально соткан из визуальных и смысловых отсылок, следить за которыми оказалось для зрителей не менее интересно, чем за сюжетом. «Мы не пытались напрямую цитировать, мы хотели передать ощущение тех фильмов. Забавно, кто-то даже сделал видео, где сопоставил наши кадры с классическими сценами из кино. Какие-то совпадения были намеренными, а какие-то — подсознательными», — не стеснялся говорить о заимствованиях Мэтт Даффер.

При этом сериал понравился всем, вне зависимости от возраста зрителя, потому что в «Очень странных делах» отражены разные поколения: дети-школьники, взрослеющие старшеклассники и взрослые. Самым разным людям нашлось с кем себя ассоциировать, что позволило сильнее сопереживать героям.

Но фантастика и ужасы здесь лишь яркая форма, надстройка над главным — живой человеческой историей, в которой разные персонажи переживают понятные чувства, отзывающиеся у многих внутри. Персонажи Джойс и Хоппер символизируют беспокойство родителей за своих детей, четверка друзей в лице Уилла, Майка, Лукаса и Дастина отражает беззаботную дружбу, а тинейджеры Нэнси, Джонатан и Стив выступают в роли ищущих себя и свою любовь взрослеющих людей. Таким образом, сериал содержит универсальный набор эмоциональных триггеров, равнодушным к которым остаться сложно.

Конечно, после успеха первого сезона сериал продлили, и Дафферам сильно увеличили бюджеты. Но так как у изначальной истории был логичный конец, в продолжениях начали появляться проблемы и самоповторы. Над создателями висел большой груз ответственности, который мешал им, ведь шоу должно было оставаться популярным. Отсюда возникали необязательные сюжетные линии вроде истории с побегом Одиннадцать в банду, возглавляемую девочкой номер Восемь, над которой тоже ставили эксперименты, — эта сюжетная линия смотрелась инородно и ни к чему не привела. Также многим зрителям довольно спорным показалось ведро «клюквы», которую сценаристы высыпали, введя в сериал злых советских военных.

Тем не менее благодаря новым персонажам в лице Макс, Робин, Билли, Эдди и прочих, повышению ставок и усилению мрачности, сериал оставался популярным по всему миру. А четвертый сезон и вовсе вывел шоу на новый уровень — его снимали два года, девять серий в сумме стоили около $270 миллионов, и он стал самым успешным сезоном сериала, собрав более 140 миллионов просмотров. По оценкам компании Parrot Analytics, которые приводит Time, сериал принес Netflix два миллиона новых подписчиков и более $1 миллиарда доходов только с 2020 года.

А в преддверии пятого сезона «Очень странные дела» стал первым шоу в истории Netflix, чьи все четыре сезона вошли в топ-10 самых просматриваемых по итогам недели с 17 по 23 ноября — все бросились пересматривать сериал перед новыми сериями, которые, конечно, посмотрели и мы.

Идеальный разогрев

В отличие от предыдущего сезона, в пятом события не разбросаны географически, все происходит там, где и начиналось — в Хоукинсе. Теперь родной городок героев похож на «Зону 51» — он обнесен высоким забором, который охраняют военные, а в месте разлома построена секретная исследовательская база, где правительственные силы пытаются разобраться в загадочных существах, пришедших с иной стороны.

Все основные персонажи на месте и чрезвычайно заняты подготовкой к сражению с Векной — главным злодеем шоу, — хоть они и не знают, где он и как его победить. А младшие даже иногда посещают школу, ведь жители Хоукинса пытаются продолжать жить обычной жизнью, что им удается, конечно, с трудом.

Каждая из четырех новых серий начинается с экшен-сцены, что моментально создает эффект погружения и втягивает зрителя в экран. Некоторые из них довольно жуткие и кровавые, но весьма захватывающие за счет нетривиального монтажа и клиффхэнгеров прямо посреди серии. Так Дафферы продолжают постепенно нагнетать атмосферу и делают сериал еще более взрослым и жестким.

В то же время авторы в новых сериях пошли давно знакомыми тропами: двуногий демогоргон вместо сотен летучих грызунов, загадочное исчезновение ребенка, любовный треугольник персонажей постарше, который длится все пять сезонов. С одной стороны — вновь самоповторы, с другой — Дафферы хорошо знают, чего хотят зрители, и бережно обращаются с их ожиданиями, скармливая им то, что не раз уже сработало, не спеша развивая историю.

Актеры, играющие персонажей-детей, давно повзрослели и стали настоящими взрослыми, у некоторых даже уже есть свои дети. Школьники с лицами 20-летних немного режут глаз, однако сетовать на это бессмысленно. Но так как изначально сериал строился на приключениях детей, Дафферы сделали ход конем — ввели несколько важных персонажей того возраста, в котором были главные герои в первом сезоне, что помогает сохранять привычную атмосферу.

В соперниках у героев теперь не только Векна и его приспешники, но и военные. Правда, они очень гротескные, плоские и служащие сюжету исключительно в качестве препятствий для персонажей. А руководит ими новая антагонистка — доктор Кей, которую играет Линда Хэмилтон.

Персонажи традиционно строят изобретательные планы, основанные на технической эрудированности юнцов и смекалке, которые включают в себя порой довольно аморальные поступки. Сценаристы посылают зрителям четкий месседж: чтобы совершать большие дела, необходимо идти на риск, доверять внутреннему чутью и работать в команде, защищая близких.

Новые серии ощущаются как единый 4,5-часовой фильм, который лихо разгоняется к концу. Одна из кульминационных сцен доводит погружение и накал до предела — она снята ручной тревожной камерой в стиле боевых сцен из «Спасти рядового Райана». Абсолютно кинематографический уровень высочайшего класса.

Страх, умиление, слезы, смех, шок — все это вам гарантировано при просмотре сполна, «Очень странные дела» нисколько не разочаровывают, оправдывая все ожидания. В напряженные и страшные сцены ловко вплетаются чувственные разговоры, в которых герои пытаются разобраться в себе и выстроить отношения, — эта составляющая остается сердцем шоу.

Ожидаемо особенно хороша четвертая серия, которую юзеры IMDb коллективно уже окрестили лучшей во всем сериале — на момент написания материала у нее невероятные 9,8 балла. Финал эпизода и первой главы пятого сезона — идеальный катарсис, от которого у вас непроизвольно откроется рот, а мурашки незаметно оккупируют все ваше тело. И это лишь разогрев перед чем-то еще более грандиозным.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by