1572
2
29 ноября 2025 в 8:00
Автор: Антон Мерзляков. Фото: Максим Малиновский

«Первые $50 помню до сих пор». Как хобби белоруса превратилось в карьеру в ИТ

Автор: Антон Мерзляков. Фото: Максим Малиновский
Черная пятница на Onlíner! Закупайтесь на главной распродаже года

Иногда будущая профессия выбирает нас до того, как мы сами начинаем задумываться о карьере. Для Сергея Седлярчука таким выбором во многом стало юношеское увлечение. Сперва у него появился компьютер, потом молодой человек увлекся локальной сетью, которую провели между соседями в одном районе, запустил собственный форум, а повзрослев — стал PHP-специалистом. Причем без профильного образования — о плюсах и минусах подобного подхода рассказываем ниже.

Математический склад ума и первый компьютер

Сергей родился в 1990 году, сам родом из Гомеля, в Минск перебрался значительно позже.

Можно сказать, что путь в ИТ у меня определили познания в каких-то науках. В моем случае это было ярко выражено. Есть люди, которые больше склонны к гуманитарным наукам, а есть технари. В школе я был из вторых — по математике выделялся сильно. Условно, учитель только покажет мне формулу, а я уже понимаю, как ее применять везде. Это придавало уверенности.

Впрочем, как заявляет Сергей, школьное образование у него закончилось на девяти классах. Вместе с тем молодой человек поступил в колледж машиностроения, хотя и не отрицает: в свое время попасть в университет на программиста он хотел, но сделать этого не удалось.

Математику я знал, но остальные предметы похрамывали. Нужно было сдать три экзамена. Я тогда выбрал белорусский, математику и еще один, но не прошел. В училище, по сути, оказался, чтобы не простаивать. 

Примерно в то время у Сергея появилась возможность купить свой первый компьютер, причем всего за $80 по курсу, — по сути, это был системный блок и мышка. Брат через друга взял в долг у кого-то монитор.

Единственное, что мы в первое время могли с таким компьютером делать, так это играть в Warcraft. Хотя интерес к играм у меня быстро начал исчезать, когда я понял: паттерны в них повторяются. Условно: развился, победил всех врагов, перешел на следующий уровень — и все заново, один сюжет. Хотя в групповые стрелялки с друзьями продолжали играть — было классно.

Как локальная сеть раздвинула обозримые возможности

Впрочем скоро фокус внимания сместился.

По случайности узнал, что у парня, живущего в соседнем подъезде на верхнем этаже, есть доступ к локальной сети — я тогда вообще ничего про них не знал. Он говорит: давай к нам в сетку. Взяли катушку кабеля, через балкон сбросили его вниз. Так мы соединились. Тогда это вызвало у меня вау-эффект — возможности компьютера сильно расширились. У нас был чат в DC Hub, файлообменник. В один момент «локалкой» объединилось 300 человек, в пике — 500—600. В отличие от игр, которые начинали повторяться, общение с людьми не прекращалось — раз в неделю многие общались лично, офлайн. 

Основная «локалка» располагалась в домах, находящихся через дорогу от здания, в котором жил Сергей, — с соединяющим кабелем длиной 200 метров постоянно что-то происходило. Из-за этого основные ресурсы, которые были на другой стороне улицы, отваливались для людей из его дома.

Тогда подумал: надо свой ресурс сделать, хотя, как именно, никто особо не знал. Начал разбираться — нашел информацию, как поднять сервер, настроил его. Проверили на трех-четырех людях. Стали продвигать свой хаб — мол, если основной отключится, перебирайтесь на этот. Вскоре мой компьютер перестал выключаться что днем, что ночью — за электричество приходилось доплачивать, а еще он шумел, конечно. Но работал — по факту нагрузка не такая большая была, в пике 200 человек. Когда доступ в интернет стал стабильнее, у меня получилось даже свой хаб через него расширить. Тогда был клиент, который предоставлял доступ в подобные хабы, и в нем был список готовых хабов, в том числе международных — белорусских не было, мой оказался первым. 

«Первую денежку помню до сих пор»

Следующей задачей стало добавление форума. Его развертывание мужчина считает первым более или менее серьезным «соприкосновением с разработкой». «Базу [данных] пришлось подшаманивать вручную», — уточняет собеседник. Но это придавало дополнительной мотивации.

Разворачиваешь форум — а он такой же, как на Onlíner! Имею в виду движок один и тот же, как и на других «глобальных» сайтах. По эффекту это было как магия! Скоро заметил, что другие такие площадки стараются как-то украшать, начиная с иконок. Нашелся дизайнер, который сделал логотип и для нашего форума.

После этого ко мне стали приходить с идеями люди из общей локальной сети, с которыми я ранее не был знаком лично. Один предложил помочь сделать тематический сайт про музыку — соприкоснулся с изучением CMS [системы управления контентом. — Здесь и далее прим. Onlíner]. Для нее было много готовых шаблонов, старались управляться с ними, хотя скоро стало понятно: далеко от стандартных не уйдем. А у человека было много идей, которые в стандартные шаблоны не вписывались. В текстовом документе я переставлял один кусочек кода в другой, но не понимал, что обозначают те же значки $ [обычно используются для обозначения переменных].

Со временем Сергей понял: ему интересно разобраться в теме глубже. Молодой человек поехал в Минск и прошел 10-дневный курс занятий со специалистом BelHard по PHP. Уточняем, на что были ориентированы занятия — Сергей рассказывает: «Я обучался синтаксису языка, получал как базовые, так и практические навыки: как извлекать данные и преобразовывать их в нужный формат. Когда вернулся в Гомель, с преподавателем оставался на связи — иногда он мне помогал, исправлял ошибки».

Когда поднабрался опыта, пускай и «на коленке», через сарафанное радио на него вышли люди, которым был нужен сайт с каталогом семян.

Первую денежку я помню до сих пор — $50. Впервые в жизни мое хобби принесло деньги!

«Хочу двигаться в компьютерной теме»

К тому времени Сергей окончил обучение в колледже и полгода проработал на заводе — после этого уволился и подумал, что ему интересно работать «в компьютерной теме». В конце концов мужчина устроился «оператором ЭВМ».

Суть в том, что ты набиваешь базу. Приходит машина, тебе дают товар. Ты вбиваешь накладные: название, количество, цену, надбавку. Таблица висела, ты должен был быстро сориентироваться. Вбиваешь данные — и машина рассчитывает стоимость, ценники распечатывал, отдавал их дальше. 

Самое интересное, что сегодня я опосредованно использую механизмы, которые узнал там. База товаров была огромная, а в магазине были четкие правила, как их наименовать, чтобы быстро найти. В программировании люди зачастую сталкиваются с тем, что нейминг элементов непонятен или в нем нет никакой закономерности.

«Оператором ЭВМ» Сергей проработал полтора года. Далее устроился в печатный центр, но на нестандартную позицию — дизайнера. «Делал макеты, в том числе в вебе, осваивал фотошоп, этот опыт переносил на свои проекты, которыми продолжал параллельно заниматься», — вспоминает Сергей.

Мое преимущество было в том, что я не работал только с CMS, а понимал принципы работы самого кода. Знал, как перенести базу данных с одного ресурса на другой, чтобы все работало. Предложения приходили ко мне через дизайнеров, которые узнавали обо мне от других коллег. 

«Углубился в изучение терминологии»

Далее Сергей успел побыть в компании, где занимался разработкой шаблонов под CMS. Собственные проекты также не забрасывал — такая «удаленка» в определенный момент стала превалирующей. Правда, стабильный доход она приносила далеко не всегда.

На дне рождения товарища познакомился с программистом из крупной компании. Оказалось, что он зарабатывает до $1,5 тысячи по курсу в месяц, когда мне «на фрилансе» удавалось максимум $300. Этот человек посеял в голове зерно сомнений, и я подумал: чем я хуже? Начал ходить по собеседованиям в веб-студии, но натыкался на отказы. У меня были проблемы с терминологией, которой я не пропитан, — пытался рассказать своими словами, что и как делаю. Но встречался с непониманием. Идешь на «собес», не проходишь его, начинаешь углубляться в изучение терминологии.

В итоге попал PHP-разработчиком в компанию, где работал его знакомый. «Там был фреймворк, библиотеки, заготовленные для работы. Навык работы с фреймворком определяет, как эти библиотеки использовать. Раньше у меня такого опыта не было — я сам такие библиотеки для себя писал. Но постепенно вливался: узнавал внутренние процессы, инструментарий», — уточняет мужчина.

Параллельно занимался собственными проектами для ипэшников, которые также приносили доход. Это помогло, когда в 2011-м на основном месте прошло сокращение. Поворотным стал проект, в котором требовалось сделать систему, помогающую поставлять оптовые товары реализаторам из России.

Это была внутренняя закрытая система, суммирующая доступные товарные каталоги на одной стороне и дающая доступ к ним на нашей стороне заинтересованным. 

— Занимались ее построением сами?

Я и человек, который изначально с этой идеей пришел. Если ночью что-то переставало работать, мне могли позвонить и сказать: «Знаешь, сколько нам это денег стоит?» Воспринимал отказоустойчивость системы как личную ответственность — не было вариантов не решить вопрос. Начал обращать внимание на детали, на которые в более мелких проектах никогда бы не делал акцент. 

Поддержкой проекта мужчина занимался год, получал стабильный доход. Уверяет, что разошелся с заказчиком мирно, помогая в кризисные моменты.

Новый проект и переезд в Минск

Вскоре (шел 2016-й) Сергею предстояло перебраться в Минск. Причем предложение нового проекта пришло от человека, с которым он познакомился еще во времена общения по «локалке» в гомельской дворовой сети.

Мне показали сайт, который был написан полностью на нативном PHP, а в этом я разбирался. Это была CRM-система для кол-центра. К тому моменту я прокачал навыки работы с некоторыми фреймворками с достаточно высоким порогом вхождения. Сперва месяц сотрудничали удаленно, но за оплатой нужно было ехать в Минск. В намеченное время расплатиться со мной у человека не вышло, так что мне нужно было подождать несколько дней — снял квартиру. Узнав про это, мне предложили закрепить деловые отношения договором, работать в минском офисе — так и переехал. 

Что мне дала эта работа? Там была готовая бизнес-логика, которую использовали люди. С нашей стороны в программе сидело человек 60—80. И все пользовались ей ежесекундно. Так как это кол-центр, простоя допустить было нельзя. Когда я привел код в порядок, начал включать аналитические экраны — изучать, что можно улучшить. Благодаря инициативе получилось увеличить прибыль компании — соответственно, и свой доход.

«Пришлось учиться доверять другим людям» 

Через какое-то время амбиции стали расти — пришло предложение о работе от международного холдинга, занимавшегося дистрибуцией ИТ-продуктов. Требовалось разработать CRM-систему.

Сначала и «фронтом», и «бэком» занимался сам. После перетащил на проект знакомого, который помогал во «фронте». Плюс работали с командой из соседнего отдела. Со временем система разрослась, получилось реализовать много идей. Ее даже запустили в других странах присутствия компании. Заменить ее другим продуктом — подобные идеи регулярно поступали — долго не получалось, такого «Франкенштейна» не находилось.

В этой организации Сергей провел три года — искать новое место стал в 2021-м. И снова столкнулся с упоминаемой проблемой прохождения собеседований. Откликался на различные вакансии — прошел более 15 «собесов», в конце найдя предложение. Компания разрабатывает расширение для CMS-систем — там мужчина работает и сегодня. «Вся логика компании тоже находилась на сайте, им надо было сделать платформу на микросервисах, которая бы забрала ту нагрузку», — говорит Сергей.

Встроиться в компанию с налаженными процессами поначалу было непросто. «Почти всегда я занимался новыми проектами, а не вписывался в уже текущие. Пришлось учиться доверять другим людям, принимать их зону ответственности. Сам я всегда перестраховывался. Не было человека, у которого можно было что-то спросить. Плюс научился писать документацию, работать с формальностями. В итоге пришел к тому, что надо закрывать гештальт: читать еще больше профильной литературы, изучать новое, заниматься теоретической базой. 


В финале Сергей подчеркивает: если бы у него сегодня была возможность «откатиться» во времена юности и получить более системное образование (возможно, университетское, но связанное с ИТ-сферой), отказываться от этого он вряд ли бы стал.

С другой стороны, получить опыт фриланса, где почти все сложности проекта, от реализации до поддержки, ложатся на самого себя, у него могло не получиться. При этом такие проекты иногда позволяют глубже погружаться в конкретные задачи и аккуратнее работать с рисками — «обменивать» эти навыки на что-то другое он не готов. Сергей считает, что у специалистов с высшим образованием сильнее развиты софт-скилы, что помогает на разных этапах, в том числе при собеседованиях. Мужчина заключает: эффект «магии», который возник после успешного запуска форума в юности, усилился во взрослом возрасте — теперь он проявляется в работе над более сложными задачами.

Если бы я вернулся на много лет назад, то сказал бы себе: надо быть увереннее и смелее. Когда ты смотришь на ИТ-компании, они могут отпугивать своим масштабом. Но на самом деле все проще, чем кажется. И очень увлекательно.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by