Джон Уик в Стране чудес: обзор «Поймать монстра»

9300
3
20 декабря 2025 в 8:00

В кинотеатрах вышел «Поймать монстра» — первый полнометражный фильм Брайана Фуллера, которого вы можете знать по сериалам «Ганнибал» и «Американские боги». Дебют вышел удачным: на Rotten Tomatoes картину оценили на 84% свежести из 100, на IMDb — 7 из 10, на Metacritic — 73 балла из 10. Рассказываем, чем же хорошо этот фэнтези-хоррор, в котором детское воображение оказывается опаснее пуль и ножей.

Дружелюбный хоррор

Практически всю свою карьеру Брайан Фуллер трудился для телевидения — и в первую очередь не как режиссер, а как сценарист. Кроме «Ганнибала» и «Американских богов», в его послужном списке находятся проекты вроде «Героев», «Мертвых до востребования» и разношерстных шоу по «Звездному пути».

Dust Bunny, который в нашем прокате вышел как «Поймать монстра», также должен был стать частью сериала. Фуллер создал эту историю для перезапуска «Удивительных историй» Стивена Спилберга, предназначенного для Apple TV. Но проект забуксовал, и то ли после третьей, то ли после четвертой попытки продвинуть Dust Bunny Фуллер решил забрать эту историю обратно и превратить ее в полноценный фильм.

Выбор покупателей
для домашнего кинотеатра, матрица LCD, FullHD (1920x1080), светодиодный (LED), яркость 450 ANSI лм, контраст 2000:1, расстояние 1.2-3.6 м, экран 40-120", Wi-Fi, Airplay
180x101.3 см, 81" 16:9, стационарный, натяжной, настенный, покрытие матовое белое 1:1
55" 3840x2160 (4K UHD), матрица VA, частота матрицы 144 Гц, Smart TV (Google TV), HDR10, HDR10+, Dolby Vision, Dolby Vision IQ, HLG, Dolby Atmos, DTS Virtual: X, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт

«Поймать монстра» получил рейтинг R — такой же имеется у условных «Логана» и «Хранителей». Но, в отличие от этих картин, релиз Фуллера напоминает не брутальный экшен, а жутковатое фэнтези из 80-х вроде тех же «Гремлинов». По словам режиссера, это и было его конечной целью — снять обаятельную страшилку для всей семьи.

Что скрывают половицы?

Снова вернемся к оригинальному названию Dust Bunny, которое дословно переводится как «Пылевой кролик». Именно такое существо заводится под кроватью десятилетней Авроры в исполнении Софи Слоун. Несколько клочков пыли с глазками-бусинками должны умилять, но девочку они приводят в ужас. Настолько, что она предпочитает перебираться из своей кровати на открытый балкон — но аккуратно, не задевая пол.


Почему нельзя задевать пол? Потому что пылевой кролик забирается под паркет в спальне Авроры и съедает всех, кто имеет неосторожность пройтись по полу. Девочке чудится (и чудится ли?), что клочки пыли превратились в гигантское кровожадное создание, только и ждущее ошибки с ее стороны. Правда, первыми эту самую ошибку совершают приемные родители Авроры — спрятавшись под одеялом, главная героиня слышит, как те молят о помощи.

На следующее утро Аврора просыпается в квартире в одиночестве. Будучи в полной уверенности, что ее родителей сожрал монстр, она отправляется за помощью к угрюмому соседу из квартиры 5Б — девчушка считает, что тот профессионально охотится на чудищ.

На деле же сосед из 5Б, которого сыграл Мадс Миккельсен, охотится не на монстров. Он профессиональный киллер, который прячется в доме Авроры от правоохранителей и других наемных убийц. Герой Миккельсена, измотанный постоянными стычками, относится к просьбе Авроры снисходительно — мол, а как еще можно относиться к детским фантазиям?

Из вежливости он проверяет квартиру главной героини и обнаруживает в комнате ее пропавших родителей следы от пуль. Наемник уверен: это дело рук убийц, которые шли по его следу, но случайно набрели на квартиру Авроры. Чтобы разобраться в происходящем, он решает подглядеть за девчонкой.

Пантеон чудных героев

На афише «Поймать монстра» хватает звездных фамилий, но в первую очередь хочется хвалить игру Софи Слоун. Десятилетняя актриса из Шотландии мастерски отыгрывает ребенка, который знает нечто, что сокрыто от взрослых. По дому она передвигается на бронзовом гиппопотаме и одевается так, будто выступает в театре. А еще она боится комков пыли, но не боится носиться по пожарным лестницам, прятаться под мусорными контейнерами рядом с крысами и паковать фрагменты тел по чемоданам.

Замученного героя Миккельсена подъедает совесть. Он считает, что обязан защитить Аврору после того, как практически сам привел убийц в этот дом. При этом безымянный сосед из 5Б не забывает о своей сути и не впадает в совсем уже слепую сентиментальность. У Миккельсена получился синтез Леона и Джона Уика, которому приходится бодаться не только с вооруженными наемниками, но и с фантазиями маленькой девочки.

Из рукотворного мира грез киллера периодически вынимает героиня Сигурни Уивер. Здесь 76-летняя актриса превратилась в своеобразного менеджера наемников, которая с одинаковой улыбкой и сэндвич закажет, и отправит подчиненного за головой маленькой девочки. Прибавьте к хладнокровию пару каблуков-пистолетов в стиле Bayonetta — и получите леди-мафиози, которой лучше не переходить дорогу.

Еще в пантеон запоминающихся героев попали персонажи Шилы Атим и Дэвида Дастмалчяна. Первой досталась роль въедливого агента, второму — нервного, тревожного немника. Их роли краткие, но яркие — отличное дополнение к общему сюрреализму «Поймать монстра».

Не визуал, а сны при 38,5

Довольно быстро тема с пропавшими родителями Авроры отходит на второй план, а первое место занимает вопрос: а реально ли все происходящее? Существует ли чудовищный кролик на самом деле или это просто фантазия Авроры? Ответ на этот вопрос Фуллер придерживает до самого конца и выдает его только в финальной арке.

До этого же зрителя макают в чудной мир, в котором переплетаются визуальные сюжеты из «Алисы в Стране чудес», фильмов Уэса Андерсона и гонконгских боевиков вроде «Круто сваренные». Чего стоит одна лишь квартира Авроры, в которой сплетены и абстракция, и вырвиглазная симметрия, и намеренная театральность кукольного домика.


Нереальность местных декораций усиливается и съемкой Николь Хирш Уитакер. Ее камера то крутит головокружительные сальто, то замирает на одном месте, чтобы зритель мог посмаковать каждую деталь, попавшую в кадр. А деталей тут множество, и некоторые сцены картины напоминают визуальные головоломки.

«Поймать монстра» можно назвать камерной картиной: львиная доля действий здесь происходит в доме Авроры. При других условиях от толкотни на одних и тех же локациях можно было бы устать, но в обители девчушки столько визуальных крючков, что хватит на несколько других релизов.

Юлить не будем — надо смотреть

Фильм Брайана Фуллера — демонстрация того, каким дети могут видеть этот мир. А еще это абстрактный ответ на вопрос «что бы было, если бы детские фантазии могли превращаться в жизнь?».

Сюжет «Поймать монстра» подчинен фантазиям Авроры. Даже монстра, якобы живущего под ее кроватью, Фуллер будто списал с детских каракуль. Единственный аспект фильма, в котором не осталось места фантазиям, это экшен — эпичный, дерзкий и размашистый. Здесь куда больше от того же «Джона Уика» или «Никто», чем от какой-нибудь сказочной истории.


Но самая главная фишка «Поймать монстра» заключается в том, что он предлагает не только визуальный аттракцион и красивые драки, но и довольно калорийную пищу для размышлений. Фильм, в котором киллер спасает девочку от хищного кролика, поднимает вопросы доверия, одиночества и родства — не кровного, но духовного.  Это отличный баланс между развлечением и философией, не вызывающей оскомину.

И остается только порадоваться, что идея Фуллера так и не превратилась в серию для шоу Спилберга. «Поймать монстра» точно не главный фильм года, но образцовый представитель фэнтезйиного хоррора, который может понравиться даже тем, кого от таких жанров подташнивает.

50" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Android TV), HDR10, HLG, DTS:HD, DTS:X, Wi-Fi, смарт пульт
50" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Android TV), HDR10, Dolby Vision, Dolby Atmos, Wi-Fi, смарт пульт
43" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR10, HLG, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by