Для многих IT до сих пор остается одним из мест, где хочется оставить трудовую книжку. При этом сфера как будто бы все дальше отплывает от кисельных берегов 2010-х: айтишники сталкиваются и с внезапными увольнениями, и с игнорированием со стороны HR. В этот раз мы рассказываем про белорусов, которых разочаровали зарплаты в IT: замешаны тут и перенасыщенность рынка, и вездесущий ИИ.
Максим признается, что целенаправленно шел в IT за деньгами. Говорит, что ему никогда не было важно, будет ли его работа интересной, — главное, чтобы она приносила деньги:
— Я отучился в Минском государственном колледже цифровых технологий. Потом была практическая отработка на «Интеграле». В принципе, можно было бы и дальше там оставаться, зарплата под конец отработки меня устраивала. Но не нравился график: заканчиваешь рано, но каждый день вставать в шесть утра — не мое.
Так, Максим покинул холдинг и устроился сисадмином в одну из минских школ. Параллельно с этим он решил податься в IT, поэтому работу пришлось совмещать с курсами.
— В QA точно не хотелось, тестирование, особенно мануальное, до сих пор кажется очень скучным занятием. А еще таких тестировщиков на рынке как муравьев — не хотелось стать одним из них.
В колледже нас учили работать с микро- и наноэлектроникой. Я знал, что в IT это может пригодиться, поэтому стал двигаться в сторону инженера по микроконтроллерам. Были знания по работе с железом и микросхемами, но надо было подучить основы C++, паттерны проектирования, принципы ООП и т. д.
Чуть больше года Максим совмещал обучение с работой в школе. Затем ему удалось попасть на стажировку в одну из минских IT-компаний, в которой было направление по Embedded-разработке. Стажировка заняла полгода, и после Максим вошел в стройные ряды джунов. Случилось это в середине 2024-го, и с тех пор молодой человек так и не смог сменить грейд. Говорит, что сейчас на джунов или не обращают внимания, или предлагают им «буквально копейки»:
— Я никак не могу прорваться сквозь уровень джуна. Масштаб задач не меняется, я не изучаю что-то принципиально новое, и на performance review мне просто нечем отбить позицию мидла. А без повышения грейда нет и никакой прибавки к зарплате. Получается тупик.
— Не думали сами запросить новые задачи, чтобы был повод для повышения?
— Я побаиваюсь не справиться. У меня консервативная специальность, над одним типом задач тут проводят больше времени, чем в условной Frontend-разработке. И в принципе люди здесь консервативнее: это не парни, которые бегают на перерывах за латте, а мужики, которые дома что-то паяют в свое удовольствие. Они очень щепетильны в плане работы и не прощают ошибок ни себе, ни другим.
— Сейчас ваша зарплата соответствует тому, что предлагают на рынке?
— Я давно не видел у нас толковых вакансий для джунов на Embedded-разработке. Мидлы и выше точно получают хорошо. Джуны — вообще не те деньги, которых ожидаешь в IT. Мне повезло, что квартира от бабушки досталась: если бы надо было платить за съемную, пришлось бы искать вторую работу. Ну или жить на одних пельменях.
Владимир не закреплен в штате одной конкретной IT-компании. Наш читатель из Витебска — фрилансер, который занимается концепт-артом. В его задачи входит создание образов, работа с референсами и разработка концептов.
— Хорошо рисовал еще с младших классов. В принципе, я только рисованием в школе и хотел заниматься, все остальное мне было неинтересно. Еще были интересны компьютерные игры, так что во взрослом возрасте получилось это совместить.
Изначально Владимир грезил о работе на одну из крупнейших игровых студий: в прошлом молодой человек даже откликался на вакансии в Blizzard и Electronic Arts. Но реальность внесла свои коррективы, и витеблянин осел на рынке мобильного геймдева. Говорит, что несколько лет проработал в компании, которая занималась выпуском гиперказуальных игр, а затем перешел во фриланс. Мол, в компании стало скучно: надоело работать над банальными «тапалками» и захотелось разучить 3D-моделирование, чтобы пользоваться большим спросом у заказчиков.
— До 2023-го не меня выбирали, а я выбирал. Дизайн в геймдеве — довольно локальная тусовка, и толковый специалист зарабатывает тут имя быстро. А мобильный геймдев практически бесконечен, и до определенного момента запрос на талантливых концепт-художников был всегда.
Под «определенным моментом» Владимир имеет в виду бум генеративного искусственного интеллекта. Говорит, что посматривал на упражнения с условным Midjourney с иронией. Но визуализация с помощью ИИ развивалась стремительно, и в один момент художникам в геймдеве пришлось соревноваться не только друг с другом, но и с теми, кто умело скармливает ИИ правильные запросы:
— Одно дело, когда человек может только засыпать ИИ промтами — это не конкурент. Но если он умеет не только в генерацию, но и в базовый подбор референсов, скетчинг и какой-нибудь Blender, то вполне может претендовать на свой кусок пирога. Как минимум «душить» новичков, которые идут в концепт-арт по традиционному пути, без ИИ.
Что это значит на практике? Владимир говорит, что ИИ-генерация породила множество голодных джунов, претендующих на свободные проекты. Предложения перебивают спрос, из-за чего заказчики становятся особенно разборчивыми, а гонорары, которые они предлагают, — скудными.
— Джуны, опирающиеся на ИИ, сильно демпингуют. И зачем заказчику выбирать художника, который сделает проект за 500 долларов, если другой возьмется за него за 250?
Выходит, что каждый месяц нужно буквально выгрызать себе заказы у тех, кто пришел в эту сферу намного позже, чем ты. Лет пять назад, чтобы получить условные две тысячи долларов, мне нужно было работать 70—80 часов в месяц. Сейчас — 160, а то и больше. Сейчас или надо упахиваться до потери пульса, или забыть о нормальных деньгах.
— Не думали уйти из фриланса, чтобы закрепиться в какой-нибудь одной компании?
— Придется, хоть и не хочется: это ежедневная обязаловка и, скорее всего, с офисом. И я уверен, что сейчас себя эйчарам придется продавать, наверняка я не один такой, кто устал от борьбы с ИИ на фрилансе.
Екатерина отучилась на кафедре бухгалтерского учета, но два года назад решила пополнить число тех, кто отважился войти в IT через мануальное тестирование. Путь минчанки был классическим: курсы, уроки на YouTube, неоплачиваемая стажировка — и первый заветный оффер. Последний девушка увидела спустя 13 месяцев после того, как задумалась над карьерой QA.
В роли тестировщика Екатерина чувствует себя уверенно. Говорит, что ей нравятся и задачи, и перспективы профессии. Не жалуется она и на коллектив, и на необходимость постоянно разучивать что-то новое. Единственное, что смущает девушку, — это зарплата.
— «Грязными» это что-то около 600 долларов. У нас в команде три джуна-QA, и все мы в конце месяца получаем примерно такую сумму. И понятно, что хотелось бы больше, но повышения на горизонте нет.
Ребята-мидлы, которые проходили через пересмотр зарплаты в прошлом, рассказывали, что раньше каждые полгода зарплату даже джунам повышали минимум на 100 долларов. Но, как я понимаю, эти времена прошли. Сейчас нужно или как-то выделиться, чтобы добиться повышения, или подыскивать новое место.
Однако, как отмечает Екатерина, зарплатная вилка, которую работодатели могут предложить начинающим тестировщикам, сейчас одинаковая по всему рынку. При этом требования к таким специалистам с каждым годом ужесточаются.
— Я периодически листаю джобборды и вижу, что все чаще стали появляться запросы на знание языков программирования. И если два года назад в рекомендации редко включали техническое образование, то сейчас оно встречается в каждой четвертой вакансии. Иногда еще требуют знания работы с API, GIT и SQL. Т.е. требований появляется все больше, а вот зарплата не растет.
Сейчас я планирую оставаться на том же месте, на рынок выходить страшновато. Возможно, подучу один из языков и тогда буду пробовать стучаться в другие компании.
— Как считаете, может ли опытный тестировщик сейчас с одной зарплаты купить себе последний iPhone?
— iPhone? Только если в кредит. Люди на одном грейде могут быть годами: я знакома с тестировщиками, которые третий год сидят в джунах. Наверное, на зарплату в 600 долларов и можно взять айфон, но точно не первой свежести.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by