Спецпроект

Полный сигнал, а сети нет? Вот почему четыре «палочки» связи на смартфоне не гарантируют быстрый интернет

Автор: Антон Мерзляков. Фото: использованы в иллюстративных целях
22 810
54
27 августа 2025 в 7:00

Ситуация: вы ожидаете транспорт на остановке, смартфон показывает четыре «палочки», но сигнал еле проходит. Или: два телефона с одинаковыми SIM-картами лежат рядом. На одном — надпись «4G», на другом — «H». Что это означает? Вместе с life:) разбираемся, почему смартфоны могут «плохо ловить» сеть, хотя связь присутствует, и что с этим делать.

«Палочки» — не равно скорость интернета

Многие ошибочно могут предполагать: раз сигнал полный (все «палочки» связи на экране заполнены), значит, и мобильный интернет должен «летать». Но «палочки» показывают лишь силу сигнала от ближайшей базовой станции. Можно даже сказать: прямой корреляции между количеством «палочек» и качеством сигнала сегодня просто не существует.

Кроме того: некой единой шкалы, по которой можно сравнить прием сигнала на одном смартфоне и на другом, также нет. Другими словами: воспринимать три «палочки» на условном Samsung как одинаковое значение с тем же iPhone с тремя «полосками» — неправильно.

При желании — хотя большинство пользователей подобным заниматься наверняка не захотят — выяснить уровень сигнала сети возможно, установив на смартфон специализированное приложение (например, NetMonitor). С его помощью получится изучить уровень сигнала конкретного оператора в разных условиях/локациях.

Примерно так выглядит интерфейс приложения NetMonitor

Почему сильный сигнал не гарантирует высокой скорости передачи данных?

  • Загруженность станции. Можно провести аналогию: каждая базовая станция — это как водопровод с заранее определенной пропускной способностью. Условно: когда вечером субботы полрайона решает посмотреть видео или скроллить соцсети, «труба» остается прежней, но абонентов — больше. В обратную сторону пример также работает.

  • Частоты подключения. У операторов есть пару диапазонов при различных технологиях (в Беларуси на момент публикации — 3G/LTE). Кроме того: в разных странах могут быть задействованы разные «бенды» — частоты, выделенные сотовым операторам Беларуси, приведены на сайте Мнистерства связи и информатизации. «Низкие» частоты (скажем, 800 или 900 МГц) лучше «пробивают» стены, но у них недостает «полосы» для передачи данных. «Высокие» частоты (например, 2100, 2600 МГц) дают большую скорость, но хуже проходят сквозь препятствия.
  • Помехи. Сигнал может быть не только слабым, но и «грязным». Даже при хорошем уровне прием может страдать от искажений. Радиоволны отражаются от зданий и предметов, накладываются друг на друга, создают переотражения. Рядом могут работать десятки других смартфонов и прочих устройств. К этому добавляются тепловые шумы, неидеальность антенн и оборудования, гармоники — все это искажает положение. В итоге гаджет видит «палочки» сигнала, но качество соединения может оказаться ниже, чем ожидаешь.

Наш эксперт - Дмитрий Сильвестрович, начальник отдела планирования и оптимизации сети life:):
Объясняет эксперт

— Какие факторы окружающей среды (здания, рельеф, погода) наиболее влияют на качество связи? Мобильный оператор может с ними бороться?

— Качество мобильной связи действительно зависит от внешних факторов. Здания с толстыми стенами, особенно из железобетона, либо окна с напылением (характерны для современных бизнес-центров) могут значительно ослаблять либо вовсе блокировать проникновение сигнала внутрь здания. Рельеф, такой как овраги, холмы и леса, тоже влияет — они могут частично или полностью экранировать радиоволну. Погода, например сильный дождь или снег, в определенных диапазонах частот может снижать уровень сигнала. Даже большие водоемы и озера в разные поры года могут по-разному влиять на распространение сигнала.

Чтобы обеспечить стабильное покрытие и высокую скорость в разных условиях, оператор использует несколько частотных диапазонов. Если мы говорим о сети LTE, то диапазон 800 МГц хорошо проходит сквозь стены и покрывает большие расстояния, что особенно важно для сельской местности и внутри зданий. Диапазон 1800 МГц обеспечивает хорошую скорость и подходит для крупных городов и населенных пунктов. А диапазон 2600 МГц применяется на загруженных участках сети, где требуется большая емкость, например в центре города или на массовых мероприятиях: он дает увеличение скорости, при этом большую роль играет возможность объединения нескольких радиочастотных каналов. Однако сигнал в этом диапазоне хуже проходит через препятствия и не так далеко распространяется. Кроме того, оператор тщательно планирует расположение базовых станций, оптимизирует работу сети и обновляет оборудование, чтобы связь была максимально качественной и стабильной.

Один телефон показывает 4G, а другой — H. В чем причины?

Представим ситуацию: вы с другом ужинаете в одном кафе (либо гуляете в одном парке — в общем, находитесь в одной локации). На вашем смартфоне отображается значок «LTE/4G», хотя видео все время буферизуется. У товарища — надпись «H+» (3G), но все загружается быстрее. Парадокс, учитывая, что оба приятеля — абоненты одного оператора? На самом деле — не обязательно.

Коротко: буквенно-цифровые обозначения показывают, какая в данный момент используется технология передачи мобильных данных. Проще говоря, по какой технологии вы сейчас подключены к сети:

2G: E/EDGE

  • В реальности сегодня — открыть мессенджер или «легкий» сайт без картинок. На экране буква E.

3G: UMTS, H, H+

  • 3G/UMTS. «Классический» 3G. На экране может просто гореть 3G.
  • H/HSPA (High Speed Packet Access). Это уже «ускоренный 3G». Обозначается буквой H.
  • H+/HSPA+. Максимум того, что можно выжать из 3G. На экране пишется H+.

4G: LTE, LTE-A (4G+)

  • LTE. Четвертое поколение связи (в Беларуси пока — максимально доступное). На экране виднеется LTE или 4G (разные производители используют разные обозначения, хотя в данном случае обозначают одно и то же).
  • LTE Advanced (LTE-A, Carrier Aggregation). Продвинутая версия LTE, где смартфон может объединять несколько частотных «полос» одновременно. На экране, как правило, показывается как 4G+ или (реже) LTE+.
Объясняет эксперт

Дмитрий Сильвестрович вносит важное дополнение:

Порядок отображения информации специфичен для каждого производителя и операционной системы телефона. Поэтому некоторые смартфоны показывают 3G, но по факту используют технологию HSPA+. Это же касается сетей четвертого поколения. Некоторые телефоны показывают 4G, но в действительности используют LTE+.

Что тогда влияет на скорости?

Но повторимся: иконка (наряду с «палочками» сигнала) — не всегда реальная скорость. Даже если у вас написано «LTE» или «4G+», в перегруженной сети скорость может быть ниже, чем у соседа с H+. Почему? Факторов — целое множество, ниже выделим основные:

  • Разные радиомодули и поддержка частотных диапазонов. Каждый смартфон оснащается специальным чипом, отвечающим за работу с сетью. У флагманов они, как правило, мощнее: поддерживают больше диапазонов, быстрее переключаются между базовыми станциями. У бюджетных устройств может не оказаться поддержки всех бендов (хотя подобное сегодня — уже скорее рудимент). Один смартфон «цепляется» к скоростной частоте, а другой работает на более загруженной и даже может «провалиться» в 3G.

  • Алгоритмы выбора сети. По умолчанию смартфон сам решает, какой стандарт использовать. Но компании—производители могут закладывать различные приоритеты: одни устройства держатся в LTE, даже если сигнал слабеет, другие — переключаются на 3G, чтобы предоставить более стабильный сигнал. Поэтому на экране может гореть LTE, но реальная скорость будет медленнее, чем в сильном 3G.  Особенно если LTE-сеть перегружена — например, во время одновременного скопления юзеров в одной точке (вроде концерта)
  • Программные отличия и прошивки. Производители техники и операторы могут менять набор доступных частот в различных регионах, включать или отключать функции вроде VoLTE, а также задавать приоритеты выбора технологий. Впрочем, важно понимать: в большинстве случаев именно сеть принимает решение, когда «перекинуть» абонента между LTE, 3G или 2G. Смартфон лишь передает данные о качестве сигнала, а операторская инфраструктура решает, где оставить абонента. Оценка скорости интернета напрямую в этих алгоритмах не участвует — система ориентируется прежде всего на параметры радиосигнала.
Объясняет эксперт

— Влияет ли тип используемой SIM-карты (nano-SIM, eSIM) на качество связи и скорость мобильного интернета? Если да, то как сильно?

— Тип SIM-карты — будь то nano-SIM или eSIM — напрямую не влияет на качество сигнала или скорость интернета. SIM-карта — это ключ доступа к сети, а не радиомодуль. Главное, чтобы SIM поддерживала актуальные стандарты связи. Очень старые SIM-карты могут ограничивать работу в современных сетях, поэтому если возникают сомнения, лучше обратиться к оператору для замены. 

— Может ли использование VPN-сервисов или других приложений влиять на скорость и стабильность мобильного интернета?

— Безусловно. VPN создает дополнительный зашифрованный канал передачи данных, а весь трафик идет через удаленный сервер. Если этот сервер находится далеко или перегружен, скорость и стабильность соединения могут заметно падать. Кроме того, некоторые приложения в фоновом режиме активно обмениваются данными (например, синхронизация приложений с облачными серверами, автообновления приложений), что тоже может влиять на скорость доступа в интернет.

Что можно сделать самому, если мобильный интернет «тормозит» 

  • Перезагрузить смартфон и/или включить «режим полета». При активации «авиарежима» смартфон обрывает связь и заново ищет базовую станцию. Это может помочь «перепрыгнуть» с перегруженной вышки на соседнюю либо выбрать другой диапазон.

  • Принудительно выбрать тип сети. Предположим, что мы точно знаем: конкретно в этой локации (например, на даче за городом) 3G-сеть предпочтительнее LTE. Тогда в настройках смартфона можно принудительно выбрать 3G-сеть, чтобы попыток автоматического переключения на LTE не происходило.
  • Использовать Wi-Fi, если мобильная сеть перегружена. Рекомендация простая, тем не менее действенная. Как упоминалось выше, в торговых центрах, на стадионах, в жилых кварталах и других местах скопления абонентов мобильный интернет в зависимости от ряда факторов (в основном — количества юзеров на базовую станцию в конкретный момент времени) может работать медленнее.
Объясняет эксперт

— В каких случаях стоит обращаться в сервисный центр производителя смартфона, а когда — к оператору для решения проблем с мобильной связью?

— Если затруднения с мобильной связью возникают только на вашем смартфоне, а у других пользователей в той же точке все работает стабильно, вероятно, причина в самом устройстве. Это может быть связано с особенностями антенны, радиомодуля или программного обеспечения, а также с работоспособностью устройства. Зачастую смартфоны неудачно падают, вследствие чего могут появляться микротрещины в составляющих элементах, внося тем самым влияние на качество работы устройства. Такие дефекты с трудом выявляются даже специализированными сервисными центрами, в некоторых случаях ремонт таких устройств невозможен. 

В подобных случаях рекомендуем обратиться в центр обслуживания, где специалисты помогут проверить настройки, переставить SIM-карту в другое устройство либо предложат ее заменить. В некоторых случаях достаточно обновить версию программного обеспечения на актуальную — и проблема уйдет.

Если же подобная ситуация наблюдается у нескольких абонентов в одном месте, причина, скорее всего, в зоне покрытия или нагрузке на сеть. Тогда стоит обратиться к оператору: он проведет комплексную диагностику и предложит варианты решения, которые помогут улучшить качество связи.


Партнер проекта — цифровой оператор life:)
Технологии и связь не стоят на месте. Как и сеть life:)! 

Оператор улучшил связь по всей стране, а число базовых станций за последние 4 года увеличилось в 2,5 раза. Оцените обновленную сеть на тарифе «Бесконечный Pro» — три месяца бесплатно. 

Подробнее здесь.

Спецпроект подготовлен при поддержке ЗАО «БЕСТ»/закрытое акционерное общество «Белорусская сеть телекоммуникаций», УНП 190579561.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by