Многие думают: IT — только для молодых. Мол, если не выбрать эту профессию сразу, шансов мало, остается только смотреть со стороны и завидовать. К тому же молодые поколения лучше дружат с техникой, а эйджизм — реальная и острая проблема. Но перевернуть жизнь и переучиться на айтишника можно и после 30 — это доказывают белорусы, которые поделились с Onlíner своими историями успешной смены рабочей деятельности.
Алексей после школы отучился в колледже на оператора станков с программным управлением и работал по специальности на минских заводах. Такая работа парню оказалась не по душе, и он, оставив предприятия, некоторое время работал курьером, пока не попал в компанию, которая занимается техническим обеспечением концертов и мероприятий.
— Там я работал сначала техником, а потом чаще стал ездить как инженер. Было очень много командировок в Россию. В одной из таких изматывающих поездок я выгорел и решил, что больше не хочу по 20 часов находиться на площадке, монтируя оборудование за не сильно-то и большие деньги. Поэтому в 2022 году понемногу начал изучать, что вообще происходит в IT-сфере — в тот момент с вакансиями было сложно, но я не терял мотивацию.
К тому моменту Алексею было 29 лет. Он стал проходить бесплатные тесты на профориентацию в IT, чтобы понять, чем ему хочется заниматься.
— Мне почему-то очень импонировали DevOps-инженеры, хоть за компьютером я никогда и не работал, но по молодости были постоянные переустановки Windows всем подряд, прошивки Android-телефонов, настройки роутеров и так далее. С техникой, а тем более компьютерной, я всегда был на ты. К тому же мне нравилось, что эта работа подразумевает много общения с командами разработки, что мне тоже подходит, так как я считаю себя довольно коммуникабельным человеком.
Так мужчина пошел на курсы: сначала выучился на системного администратора, а затем на DevOps-инженера. После чего ему пришлось столкнуться с рынком вакансий, который был не в лучшем своем состоянии на момент 2022 года.
— Когда я начал искать работу, понял, что это будет очень непросто. Устроиться DevOps-инженером без опыта непросто было даже в былые времена золотого IT в РБ, а в 2022 году все еще больше усложнилось. Пока учился на курсах, продолжал работать с концертами и ездить в командировки, параллельно рассылал резюме и получал отказы.
В один момент Алексей получил предложение пойти на бесплатную стажировку от одной минской компании. Мужчина согласился, стал трудиться и в итоге получил офер, когда ему исполнилось 30 лет.
— После первой символической зарплаты я решил ужать максимально все свои расходы и постоянно ходить в офис, чтобы развиваться как можно быстрее с помощью общения с коллегами. Через несколько месяцев я уже получал что-то около $500—600, что меня слабо, но устраивало. Я понимал, что буду расти и дальше будет лучше.
Алексей работал, постепенно увеличивая свою зарплату, пока в один момент ему не написали в LinkedIn с предложением перейти в другую компанию, где пообещали двукратное увеличение дохода.
— В этой компании я до сих пор и работаю. Совершенно счастлив, что много трудился на курсах, что вообще решился на такой шаг и что сейчас работаю в IT.
У Олега до IT-сферы был очень разносторонний опыт. С детства он занимался водным поло и дорос до сборной страны. После был пожарным-спасателем, промышленным альпинистом, устанавливал деревянные двери и работал инструктором в горнолыжном центре. На последнем месте работы Олег занимался отделкой квартир.
— Я пошел на курсы по тестированию ПО, когда понял, что больше не вывожу стройку: чтобы куда-то сходить после работы, надо было ехать домой и отмываться от пыли и грязи. И так каждый день. Хотя работа мне нравилась, потому что ты что-то создаешь и видишь результат своей работы. Для меня это было важно и приносило хороший доход — не меньше, чем в IT у QA с опытом 3—5 лет. Но все равно решился на снижение заработка в пользу чистоты. Хотя я никогда не видел себя до этого в офисе. Я не летал в облаках и знал, что IT — это не просто сидеть в офисе, пить кофе с пироженками и заедать все пиццей.
Олег учился и параллельно продолжал работать на ремонтах, а в конце курса получил предложение попробовать себя в QA-лаборатории крупной IT-компании.
— Сказать, что я был счастлив, — ничего не сказать. Но у меня был один большой минус: я не знал английского. Мой максимум был «London is the capital of Great Britain». На собеседовании на первом этапе после разговора с HR меня, естественно, развернули и сказали приходить, когда выучу английский. «Ок», — сказал я и ушел учить.
Мужчина уволился с основной работы, записался на два обучающих курса, нанял репетитора и параллельно учил иностранный язык самостоятельно. По словам Олега, он был занят английским 7 дней в неделю по 10—12 часов — у него не оставалось времени даже на встречи с друзьями.
Уже через месяц Олег позвонил в ту самую компанию и сказал, что готов, но ему ответили, что набора нет и нужно позвонить через месяц. Так повторилось несколько раз на протяжении четырех месяцев, однако мужчина не сдавался и все это время продолжал учить английский и развиваться в тестировании.
— После очередного звонка меня пригласили на собеседование. Помню, это был четверг. Я успешно прошел все этапы, после чего мне предложили: ждать около 3—4 недель набора следующего курса или приступать завтра и догонять ребят, которые начали полторы недели назад. Я, естественно, выбрал вариант начинать сразу же. В пятницу я уже был в офисе.
На тот момент Олегу было почти 30 лет, и с тех пор он успешно строит и развивает карьеру в IT. Тестировщиком, по его словам, успел поработать в пяти разных компаниях и приобрести опыт в разных видах тестирования. Зарабатывает мужчина больше, чем на последней работе по отделке квартир.
— Мой большой жизненный опыт, как мне думается, помог мне не только успешно окончить курсы, но и построить карьеру. Ведь мой опыт был разносторонним, и на некоторые вещи я смотрел и продолжаю смотреть нестандартно.
А многие, о ком я знаю и кто пытался «войти в IT», думают, что надо походить на курсы — и все сложится. Но это не так. Надо много работать над собой, впитывать всю возможную информацию и делать выводы.
Евгения после университета восемь лет работала бухгалтером. Со временем девушка стала осознавать, что не реализовывает себя полностью, ей хотелось большего, и она чувствовала в себе силы. У Евгении был приятель-айтишник, от которого она знала, что платят в этой сфере хорошо. Девушка сама решила попасть в индустрию и начала изучать направления, читать специализированные статьи.
— Я поняла, что хочу кодить, и выбрала язык программирования — это был Java. Выбрала по нескольким причинам: язык довольно популярен в Беларуси и не только, к тому же неновый и нет риска, что устареет, а спрос был на высоком уровне. Но самое главное — я понимала, что нужна именно практика, а для Java есть очень толковый ресурс — JavaRush.
Определившись с языком программирования, Евгения уволилась с работы и с головой окунулась в обучение новой профессии. Со временем девушка поняла, какая специализация ей ближе всего.
— Я хотела, чтобы моя специальность была чем-то средним между разработчиком и тестировщиком, возможно, не таким сосредоточенным и скрупулезным, как программист, но более общительным — как бизнес-аналитик или QA. В итоге выбрала автоматизированное тестирование.
Евгения четко определила свой путь и прошла три курса: по основам компьютерного программирования, Java и автотестированию. В конце последнего обучения девушка вместе с сокурсниками презентовала свои работы потенциальным заказчикам, итог — офер на junior-позицию в крупную аутсорс-компанию, где она работает и по сей день. На тот момент, в конце 2021 года, Евгении уже было 32, а весь путь от начала обучения до офера составил три года. Доход, по словам девушки, благодаря попаданию в IT-сферу удалось увеличить в 2—3 раза.
— Я подошла к делу основательно. Так как у меня есть комплекс отличницы, я довольно требовательно относилась к себе и к своим результатам, поэтому в Java я разбиралась действительно неплохо. Если говорить в целом о ситуации на рынке сегодня: все, конечно, очень сильно изменилось, и мой путь усложнился бы раз в десять, если бы я проходила его сейчас. Но я верю в этот мир и верю, что ситуация изменится.
Илья по образованию инженер-строитель. Первые два года мужчина отрабатывал по распределению в районной ПМК, где, по словам Ильи, получал около $150 — это был период с 2011 по 2013 год. Потом был опыт работы в энергетической компании, а последние четыре года перед IT Илья трудился антенщиком-мачтовиком — там зарплата была уже около $500.
Когда Илье стукнул тридцатник, он понял, что нужно что-то менять, и решил переучиться на айтишника. Мужчина осознал, что начать стоит с английского языка, а затем переходить к профильным курсам. Но подход к обучению у Ильи был не самый обычный, а весьма экономный.
— Я не потратил ни копейки на обучение. Английский изучал по YouTube — коллега посоветовал канал с плейлистами. По программированию сначала был неудачный опыт: начал изучать SQL на Coursera по курсу какого-то российского университета. Но там теория давалась настолько научно, что я не смог ничего освоить: было много непонятных терминов вроде «кортежи», «сущности» и так далее. Но потом попался ресурс с упражнениями по SQL — там задачи с оценками эффективности решения, теория, возможность задать вопрос админам и получить консультацию по задачам. Очень благодарен ресурсу и ребятам, его поддерживающим.
Затем Илья прошел бесплатный курс по Java-разработке от крупной международной компании, которая по окончании предоставляла возможность попасть на стажировку. Однако попасть на практику мужчине не удалось.
— При поиске ресурсов я искал именно бесплатные материалы. Потому что считаю: авторы платных курсов в первую очередь хотят заработать, а в таком случае качество материалов может оставлять желать лучшего. Нет, я уверен, что есть очень хорошие учителя и преподаватели, которые берут хорошие деньги за свои услуги и при этом могут и последнего дурака научить чему угодно, но попробуй их еще найди среди моря платной ерунды.
В итоге новоиспеченному разработчику все-таки удалось найти стажировку в небольшой IT-компании, а затем и устроиться на работу, правда, не совсем по профильной специальности — XSLT-разработчиком. Сейчас Илье 37 лет, полгода назад он сменил компанию и наконец работает программистом на Java. Доход благодаря IT-сфере удалось увеличить в 2—2,5 раза.
Тем, кто хочет сменить профессию и «войти в IT», Илья дает такой совет:
— В IT работают примерно такие же люди, как и все остальные — не лучше и не хуже. Просто им кто-то подсказал или они сами вовремя узнали, на кого и куда надо идти учиться, как составить резюме и как себя продать. Но и чего-то необычного в IT нет. Работа — она и в Африке работа. Заниматься надо тем, к чему лежит душа.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by