Кажется, шишки, которая студия Hangar 13 набила во время возни с Mafia III, все еще болят. Поэтому следующая часть серии, The Old Country, была сделана с оглядкой не на третью, а на первую и вторую части похождений мафиози. 8 из 10 на IGN, 76 из 100 на Metacritic: кажется, будто бы у разработчиков все получилось. Мы же прошли игру от корки до корки и рассказываем, насколько удачным вышел трип в мир преступной Сицилии.
В 2016-м Hangar 13 лихо поскользнулись на банановой кожуре в виде Mafia III. Оригинальную «Мафию» тоже поколачивали негативными рецензиями на старте, но в итоге игра стала культовой, а ремейк Mafia: Definitive Edition окончательно зацементировал ее топовый статус. С третьей «Мафией» такого не случилось: релиз загрызли и критики, и геймеры, и от первичного шока проект так и не оправился.
За что журили игру? За невнятный открытый мир, рваный сюжет и навязчивый гринд. То, что нововведения «тройки» были спорными, косвенно признают даже в Hangar 13. Например, гейм-директор студии Алекс Кокс говорит, что в The Old Country они умышленно отказались от открытого мира и решили сосредоточиться на том, за что игроки полюбили Mafia: Definitive Edition:
— Мы также провели серьезную переработку движка для этой игры. Мы хотели сосредоточиться на том, что, по нашему мнению, у Mafia получается лучше всего — рассказывать интересные истории. Вот так все и сложилось. Это был ответ на ремейк.
Так что да, Mafia: The Old Country — это шаг назад как в стилистическом плане, так и в подходе к игровому миру. Hangar 13 на протяжении трех игр тянули временную шкалу вверх, но в итоге решили развивать сюжет не в 70-х, а в начале XX века. Открытый мир тоже забросили на антресоли, вернувшись к линейному подходу. А чтобы окончательно закрепить статус back to the roots, сюжет переместили из США в Италию. Там и начинается наше путешествие за паренька по имени Энцо, которому приходится буквально прорывать свой путь в мир mafiozo.
Mafia: The Old Country начинается мрачно во всех смыслах — с рабского труда в шахте. Сюда Энцо попал не по своей воле, а из-за долгов отца, который продал его еще ребенком местному дону. Все, что остается Энцо, — это горбатиться, таская корзины с серой, да потихоньку копить деньги, надеясь выплатить долг и обрести свободу.
Но даже такие зыбкие надежды рушатся из-за обвала в шахте, во время которого погибает друг Энцо, а сам главный герой выбирается оттуда за счет чуда. Парень наконец понимает, что для владельцев шахты жизни рабочих значат примерно ничего, поэтому сбегает. Потасовка, погоня, игра в прятки — находят Энцо уже на территории другого дона, Бернардо Торризи. Тот решает не прогонять экс-шахтера, а приютить его на своем винограднике — естественно, не бесплатно.
Так Энцо начинает свой забег по карьерной лестнице в мире мафиози. Правда, на старте его ждут не бандитские разборки, а таскание ящиков и чистка хлева. Всерьез главного героя начинают воспринимать после того, как он выигрывает местные скачки — тогда члены мафии смекают, что из Энцо можно слепить что-то толковое.
По факту Энцо попадает из одного рабства в другое. Просто в первом варианте были пыль, грязь и подземная возня, во втором — разговоры про честь, братство и семью. Моральный компас у Энцо расшатан, поэтому он спокойно вписывается в рэкет, и в выбивание долгов, и в перестрелки. Задумывается ли он, что переформатировался из шахтера-разнорабочего в полноценного бандита? Переживает ли он по этому поводу? Абсолютно нет.
В основном окружение главного героя состоит из членов семьи Торризи — как кровных, так и идейных. Глава всего этого предприятия, дон Бернардо Торризи, — локальная вариация Вито Карлеоне: грозная, суровая и якобы справедливая. Например, к Торризи отношение должно быть исключительно справедливым, к остальным — по возможности.
В ближайшем окружении дона числятся Лука Трапани и Тино Руссо. Первый — младший босс семьи, взявший шефство над Энцо. Второй — консильери, советник Торризи, к которому дон прислушивается в первую очередь. Если от Трапани исходит спокойствие и рассудительность, то от Руссо — агрессия и желание кого-нибудь загрызть.
Вместе с Энцо шастает Чезаре Массаро, племянник дона. Периодически он грезит о месте главы семьи, но с большего посвящает себя выпивке и делам амурным. Изначально он должен был присматривать за главным героем, но по факту это Энцо приходится следить за тем, чтобы Чезаре все не испоганил.
Любовным же интересом Энцо становится Изабелла, дочь дона Торризи. Местами она похожа на диснеевскую принцессу: живет под крылом строгого отца, который уже выбрал ей будущего супруга, но втайне мечтает о большой любви и приключениях. И первое, и второе она находит в лице Энцо.
Есть ли в игре антагонисты? Формально главным паразитом можно назвать Руджеро Спадаро, лидера одного из преступных кланов в Сан-Челесте, на чьей шахте и горбатился Энцо. Но на самом деле в The Old Country проще перечислить положительных персонажей, чем отрицательных. Мерзавцев всех мастей здесь насыпали щедро — так, что всех и не упомнишь. А к исключительно положительным героям относятся лишь единицы, которые не оказывают глобального влияния на сюжет.
Сюжет частично обсудили, персонажей — тоже, и остается вопрос: интересно ли во все это играть? Ответ был бы однозначно положительным, выйди Mafia: The Old Country лет эдак 8—10 назад. Сейчас же игра воспринимается просто сносно, но давайте по порядку.
В рассказе Hangar 13 о том, что они изначально планировали камерный релиз, чувствуется лукавство. По количеству оружия, автомобилей, лошадей и костюмов для Энцо можно сказать, что на каком-то из этапов разработки студия планировала продолжить масштабную историю третьей «Мафии»: не в стилистическом, но в геймплейном плане. Вся эта кастомизация, аналог прокачки и ассорти оружия, транспорта и амулетов уместно смотрелись бы в мафиозной версии GTA: с разношерстными кланами, регионами и побочными заданиями. Но в итоге The Old Country была зажата в локальные клещи, в которых геймеру только и остается, что двигаться прямо по сюжету.
Мир Mafia: The Old Country одновременно и невероятно красивый, и невероятно пустой. В городке Сан-Челесте можно наткнуться на сицилийскую фактуру вроде бранящихся торговцев, уличных музыкантов и виноделов, давящих виноград в стиле «Укрощения строптивого», но вот повзаимодействовать с этим не разрешают. Вас будто бы водят по картинной галерее, где смотреть можно, а трогать — нельзя. Из-за этого детализированные, теплые локации кажутся холодной имитацией с минимальным уровнем интерактивности и разрушаемости.
Может быть, в бою дела обстоят лучше? Да, здесь есть обширный арсенал, а у вариантов одной и той же винтовки могут быть отличающиеся характеристики. Но при этом стрельба остается на уровне Mafia: Definitive Edition, а противники даже на высоком уровне сложности напоминают болванчиков. Например, они не накидываются на вас толпой. Даже если вы окружены десятком соперников, напрямую бодаться с вами будут или двое, или трое — остальные дождутся своей очереди.
Кто-то может найти отдушину в сражениях на ножах. Различные клинки используются как в обычных боях, так и в дуэлях с боссами. Для Mafia это свежая механика, и первые три-четыре дуэли размахивать стилетами и вправду интересно. Но затем такие драки случаются настолько часто, что набивают оскомину. Во многом из-за того, что развиваются по одному и тому же сценарию, и устаешь от них так же, как от стычек в Helbade 2.
А стелс как, хорош? Ну, если бы мы говорили про игру из 2012-го, то да. Для 2025-го стелс здесь допотопный, простой, как палка-копалка. Отвлекаешь врага брошенным предметом, он за ним наклоняется, и ты его душишь. Если врагов двое, нужно просто дождаться, когда завершится их заскриптованный диалог — и проделать вышеописанную схему. На закрытых локациях противники практически не занимаются патрулированием, и тела их поверженных соратников можно спокойно оставлять у них прямо под носом.
Как и в других частях Mafia, геймплей The Old Country не заканчивается на одной лишь боевке. Еще есть гонки, которые в релизе проходят или на лошадях, или на автомобилях. Они реализованы сносно, но встречаются преступно редко. С большего мы если и садимся за руль, то только для того, чтобы добраться с условным Чезаре из точки А в точку Б. И в итоге не исследуем долину Валле-Дорату, а подрабатываем бесплатным таксистом на побегушках у мафиози.
Плюсы, которых не отнять у Mafia: The Old Country, — это то, как игра выглядит и звучит. Итальянским колоритом здесь пропитано все: от виноградника, на котором обитает семья Торризи, до пыльных улочек Сан-Челесте. Встречаются тут и древние руины, и заброшенные поместья, и соборы, и уличные базары, и даже действующий вулкан: красоты вокруг хватает.
Звучит игра также отлично: как минимум из-за того, что здесь есть полная русскоязычная озвучка. Все актеры «попадают» в своих персонажей, и органичный дубляж удачно переплетается с игровым саундтреком. Во время игры периодически мелькала мысль, что из The Old Country могли бы сделать хорошее интерактивное кино, акцент в котором был бы сделан на историю и визуал.
Субъективно The Old Country оказалась базовым, беззубым релизом. Она точно не великолепна настолько, чтобы сразу же рекомендовать ее к покупке. Но и фатально ужасной ее не назовешь: как минимум здесь можно зацепиться за визуал, озвучку и сюжет.
Разработчики заявили, что они хотели начать совершенно новую сюжетную линию Mafia, с которой можно будет вникнуть в эту вселенную, не запуская другие игры серии. Но ирония в том, что если бы моей первой игрой в серии была The Old Country, я бы никогда и не притронулся к остальным релизам Hangar 13. Это смесь из нафталиновых механик, лени и скуки, завернутая в итальянскую фактуру: красивая, но безоговорочно бездушная.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by