Кинофраншиза про воскрешенных динозавров, запущенная Стивеном Спилбергом в 1993 году, пополнилась очередным — уже седьмым — фильмом с названием «Мир Юрского периода: Возрождение». В режиссерское кресло усадили Гарета Эдвардса, поставившего фильм «Изгой-один» по «Звездным войнам», а в качестве сценариста привлекли Дэвида Кеппа, который написал сценарий к оригинальному «Парку Юрского периода». Среди актеров — звездный крепкий состав во главе со Скарлетт Йоханссон. Получилось ли у этой команды рассказать что-то новое о динозаврах и создать хороший блокбастер? Скорее нет, чем да. Рассказываем, что у создателей фильма пошло не так.
Название: «Мир Юрского периода: Возрождение» (Jurassic World: Rebirth).
Режиссер: Гарет Эдвардс.
Сценарист: Дэвид Кепп.
Актеры: Скарлетт Йоханссон, Джонатан Бейли, Руперт Френд, Махершала Али.
Жанр: фантастика, боевик, триллер, приключения.
Страна: США.
Где смотреть: в кинотеатрах.
В 2015 году «Парк Юрского периода» превратился в «Мир Юрского периода» с выходом четвертого фильма серии и первого во второй трилогии. Однако перезапуск франшизы получился смазанным. Это можно понять по снижающимся оценкам у всех трех частей на сайте iMDb: у первой — 6,9, вторая имеет 6,1, третью картину «Мир Юрского периода: Господство» оценили на 5,6 балла, а рейтинг фильма на портале Rotten Tomatoes на основе рецензий от критиков — и вовсе мизерные 29%. Казалось бы, самое время остановиться и закончить франшизу, в которой не осталось сока, но у фильмов были огромные кассовые сборы, которые заставили киностудию Universal Pictures продолжать.
Новый фильм, который, судя по названию, призван вновь возродить киносерию, решили делать с оглядкой на первую оригинальную картину. Режиссер Гарет Эдвардс вспомнил, что в «Парке Юрского периода» Спилберга были элементы хоррора, а динозавры по-настоящему пугали, и попытался сделать доисторических животных вновь страшными. Позвали даже автора сценария первого фильма, несмотря на то что после первого «Парка Юрского периода» Дэвид Кепп умудрился трижды номинироваться на «Золотую малину» за худший сценарий, в том числе за сиквел оригинальной картины о динозаврах.
По сюжету новой части действия происходят спустя пять лет после событий предыдущего фильма «Мир Юрского периода: Господство». Во вселенной кинофраншизы люди привыкли к существованию динозавров и перестали ими восхищаться — ровно как и зрители, которых каждые несколько лет кормят новым фильмом. Сами древние животные начали болеть и вымирать, так как им не подходит современный климат Земли. Хорошо они себя чувствуют только в зоне около экватора, где и расположен остров, на котором разворачиваются действия фильма.
Драйвером истории становится представитель фармацевтической компании Мартин Кребс (Руперт Френд — звезда сериала «Родина»). Его фирма пытается создать революционное лекарство от болезней сердца, которое могло бы спасти миллионы жизней. Однако для производства препарата нужны ДНК динозавров трех видов: наземных, водных и летающих. Фармацевт, прикрывающийся благородной миссией, оказывается главным антагонистом, ни во что не ставящим человеческую жизнь.
Для опасной миссии Кребс привлекает наемницу Зору Беннетт (Скарлетт Йоханссон) и палеонтолога Генри Лумиса (Джонатан Бейли). Также к выполнению задания присоединяется друг Зоры Дункан Кинкейд — военный моряк (Махершала Али) и несколько второстепенных персонажей, выступающих для сюжета в качестве расходников.
Проблемы у «Мира Юрского периода: Возрождение» начинаются сразу же, с открывающей сцены. В секретной лаборатории, где скрещивают на том самом острове разные виды динозавров, происходит масштабная катастрофа: из-за обертки от шоколадного батончика, которая выпала из защитного костюма ученого. Верим? Эта несуразица, к сожалению, задает тон всей логической составляющей фильма.
Для дополнительной драмы в сценарий добавили группу гражданских персонажей — отца с двумя дочерьми и парня одной из них, которые отправились в морское путешествие. Бойфренд старшей дочери — самый странный герой «Возрождения». У него необоснованно отвратительное поведение, глупые неуместные шутки, а сам персонаж ощущается абсолютно лишним в повествовании.
Гарет Эдвардс в качестве дани уважения творчеству Спилберга добавил в фильм сцены в духе «Челюстей» и «Индианы Джонса». Хоррор про акулы угадывается в моменте нападения водного динозавра на лодку семьи. В итоге гражданских спасают участники миссии, и, несмотря на то что задание секретное и незаконное, главные персонажи прямо при посторонних обсуждают детали операции. Отсылка к фильмам об Индиане Джонсе возникает, когда герои случайно оказываются в древней постройке, похожей на те, что строил народ Майя. Однако вскоре персонажи покидают загадочное строение, и больше в фильме это не показывают и не упоминают.
Странных сцен в фильме полно. Например, когда старшая дочь семьи гражданских оказывается тонущей за бортом судна, отец «помогает» ей истошным криком: «Тереза, нет!». Удивительно, но так персонажи реагируют на оказавшихся в беде соучастников не один раз на протяжении фильма. Недоумение вызывает и, например, сцена с персонажем Джонатана Бейли: палеонтолог сначала отказывается от участия в миссии, разыгрывая дешевую интригу, но соглашается после громкого хруста конфетой на протяжении 30 секунд хронометража. А разговаривая с Зорой Беннетт в ночь перед миссией, он сетует на скучную жизнь из-за того, что в него никогда не стреляли. Сама же наемница, которая обладает огромным опытом боевых действий, делает случайный выстрел в напряженной ситуации, будто не зная базовых правил обращения с оружием.
Страшными динозавров сделать тоже не удалось. В каждой сцене, где должна быть потенциальная опасность, героям либо неправдоподобно везет, либо животные оказываются неестественно медленными и глупыми, а гигантский тираннозавр и вовсе не может догнать и прокусить надувную лодку. Экшен-сценам не хватает грамотной режиссуры, чтобы от них замирало сердце. Даже главный козырь создателей фильма — огромный динозавр-мутант, похожий на помесь тираннозавра и ксеноморфа из «Чужого», не вызывает ужаса, а лишь вносит небольшое разнообразие во внешний вид древних животных.
Герои зачастую ведут диалоги уровня дешевых мыльных опер, и ни одному из персонажей не удается по-настоящему сопереживать. Профессионалы в лице Йоханссон и Али стараются, добросовестно играя свои роли, но сами персонажи написаны скучно и плоско, что умножает на ноль все старания актеров.
Так ли плох этот фильм? Нет, под сырный попкорн и колу после прогулки летним вечером вполне сгодится. Сцены с величественными динозаврами в красивой дикой природе все равно впечатляют своей зрелищностью. Древние животные мало кого оставляют равнодушными. Но вы забудете об этом фильме через полчаса после титров, а тот факт, что это седьмая итерация великой картины, выглядит как насмешка над наследием. Ощущение, будто побывал в парке аттракционов, где все весело и красиво, но понимаешь, что все — бутафория.
Оригинальный «Парк юрского периода» рассказывал об опасности игры человека в Бога, «Возрождение» же не хочет сказать ничего нового, а желает лишь накормить зрителя фансервисом и в очередной раз впечатлить компьютерной графикой, к высокому уровню которой все давно привыкли. Зачем появился этот фильм, кроме как для того, чтобы владельцы франшизы заработали еще несколько сотен миллионов, — не очень понятно. Однако есть ощущение, что и семи фильмов им будет недостаточно, и, возможно, это лишь первая часть очередной трилогии. Впрочем, это решат зрители, голосуя рублем, долларом и остальными валютами по всему миру.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by