Хит или провал? Обзор «‎Элио»‎, нового космического мультфильма Pixar

6352
26 июня 2025 в 8:00

После громогласного успеха второй «Головоломки», предыдущего релиза Pixar, «Элио» входит в кинотеатры с робким стуком. Мультфильм показал худший старт в истории студии и в США собрал 21 миллион долларов вместо запланированных $25—30 млн. С отзывами и рейтингами у «Элио» тоже есть шероховатости: 7,1 из 10 на IMDb, 66 из 100 на Metacritic и 84 из 100% — на Rotten Tomatoes. Неужели у Pixar случилась осечка или критики просто не разглядели весь потенциал этой картины? Разберемся с этим космическим приключением здесь и сейчас.

Кто сделал этот мультфильм?

У режиссерского штурвала «Элио» стоят два человека: Мадлен Шарафьян и Доми Ши. Первая работала над локальными шорт-мультфильмами «Омлет» и «Нора», вторая — над пиксаровскими короткометражками и полнометражным «Я краснею».

«Элио» — третий мультфильм Pixar на фантастическую тематику: до этого у студии выходили хитовый «ВАЛЛ-И» и спорный «Базз Лайтер». Для Шарафьян и Ши это вообще первая работа, сделанная в космическом сеттинге: работу над «Элио» они называют «забавной возможностью поиграть в новой песочнице». Впрочем, отсутствие фантастического бэкграунда не помешало режиссерам утыкать фильм отсылками с налетом этого жанра — например, на второго «Терминатора» или «Нечто» Карпентера.

Ши и Шарафьян концентрируются не на технической стороне мира «Элио» (который частенько больше напоминает фэнтези, а не фантастику), а на том, с чем они привыкли иметь дело, — на чувствах и эмоциях. И в этом мультфильме ключевым чувством становится одиночество. По словам Шарафьян, они постоянно возвращались к одиночеству как к теме и хотели продемонстрировать, что его испытывают все герои проекта — как люди, так и инопланетяне.

К слову, инопланетяне — одна из главных фишек «Элио». И если персонажи других мультфильмов их боятся, то главный герой этой ленты сам стремится к ним в лапы (а также шупальца, клешни и пасти). Но об этом — чуть ниже.

Космическое одиночество

Элио Солис — 11-летний мальчик, который живет вместе со своей тетей Ольгой. Живет он с ней из-за того, что его родители погибли. Поэтому Ольге, которая трудится в Космических силах США, приходится взять паренька под опеку. Элио же, раздавленный утратой родителей, натыкается на презентацию проекта «Вояджер» — и находит утешение в космосе.

Вернее, не в самом космосе, а в идее быть похищенным его обитателями. Мальчишка даже не пытается завести друзей на Земле и делает ставку только на пришельцев. Элио носится в плаще, расшитом звездами, носит шлем, утыканный антеннами, и периодически пытается отправлять радиосигналы в космос.

В один момент парнишка получает доступ к технике, которая находится на базе Ольги. Элио обесточивает все предприятие, но все-таки зашвыривает в космос мощный сигнал. Ответ от инопланетян застигает его в пикантный момент — за несколько секунд до того, как Солису устроят взбучку его сверстники.

Затягивающий луч, таинственный портал — перемещение Элио с ненавистной ему Земли в другой мир происходит по всем канонам фантастики. Мальчика встречает живой компьютер, похожий на каплю воды, ассорти из пришельцев и Руководство Пользователя Вселенной — разработка, которая знает ответы на все вопросы этого мира. Она предлагает Элио узнать, в чем смысл жизни, но того больше интересует, кто победит в драке: горилла с бейсбольной битой или восемь макак.

Фишка в том, что всезнающие инопланетяне с их фантастическими технологиями принимают 11-летнего мальчика за повелителя Земли. Ему предлагают место во Всезвездном союзе — организации, в которой собраны лучшие умы Вселенной. Но, чтобы стать членом такой штуки, Элио придется доказать свою компетентность — и отвадить от Всезвездного союза вояку Лорда Григона, который может пройтись по этой организации бластером и лазерным мечом.

Отцы и дети, но с инопланетными гусеницами

Элио, вокруг которого вертится вся эта история, получился бойким, но ранимым героем. Просто представьте, насколько одиноким должен чувствовать себя человек, который больше рассчитывает на космические дали, чем на родной дом.

Кроме того, что Элио гложет одиночество, его еще и подгрызает чувство вины. Мальчик думает, что из-за него Ольге пришлось поставить крест на своей карьере. И логика 11-летнего пацана подсказывает ему, что единственное, что он может сделать, — это сбежать, избавив тетю от заботы о себе.

К одиночеству и чувству вины следует прибавить груз ответственности. Элио притворяется взрослым, и не просто взрослым, а лидером целой планеты. Из-за нежелания возвращаться домой он решает бодаться с воителем, который кошмарит десятки галактик, — решает не столько из-за желания помочь, сколько из-за детского стремления ухватиться за последнюю соломинку. Мальчик пытается выдавать себя за взрослого, но это ему больше мешает, чем помогает. Собой Элио становится только в те моменты, когда может вести себя как ребенок — например, во время общения с Глордоном.


Глордон — сын Лорда Григона и одновременно как самый жуткий, так и самый забавный персонаж Pixar. Аниматорам студии показали фото тихоходки и спросили, получится ли у них сделать позитивного и эмоционального героя, у которого не будет ни глаз, ни бровей. Те со своей задачей справились: Глордон, похожий на космическую гусеницу, стал одной из визитных карточек «Элио». И если землянина тяготит одиночество, то Глордон мучается из-за ожиданий отца. Тот хочет сделать из сына могучего воителя, не уточняя, насколько тому это вообще нужно.

Лорд Григон — еще один фактурный персонаж мультфильма. Инопланетянин, который спокойно чувствует себя в битвах, с трудом справляется с ролью родителя. Ему проще захватить очередную планету, чем выслушать желания Глордона. Его сюжетная линия — демонстрация того, что дети не всегда идут по дорожке, которая была намечена их родителями.

Субъективно, Элио, Глордон и Григон — единственные запоминающиеся герои шоу. Тетя Элио Ольга — ходячее переживание в камуфляже. Сонм инопланетян нужен больше для фона, и имена представителей Всезвездного союза просто не запоминаются. Сайд-персонажи — слабое место мультфильма: Мадлен Шарафьян и Доми Ши смогли раскрыть главных героев, но окружение последних осталось без должного внимания. Для Pixar это непривычная история — их прошлые проекты вроде «Корпорации монстров», «В поисках Немо» или «Тачек» запомнились в том числе благодаря колоритным второстепенным героям.

Насколько красивым получился мультфильм?

Pixar уже касались космоса в «ВАЛЛ-И» и «Баззе Лайтере». Но в «Элио» эту область Вселенной сделали максимально сказочной. Особенно сильно это чувствуется на базе Всезвездного союза, которая больше походит на локацию из «Головоломки».

Идея создать настолько цветастую версию космоса принадлежит Харли Джессаму, художнику-постановщику, который в прошлом работал над «Тайной Коко», «Вверх», «Элементарно» и второй частью «Головоломки». В его планах локация Всезвездного союза была подобием утопии, способным сверкать так же, как диско-шар. В принципе, Джессаму удалось воплотить все свои идеи в жизнь.


«Элио» получился не только ярким, но и будто бы плавным, округлым. Здесь мало жестких линий и острых углов даже в характерных для фантастики элементах: например, в дизайне оружия, боевых костюмов и космических кораблей. Округлыми получились Глордон и Григон, биокомпьютеры, значки Всезвездного союза, гаджеты-переводчики, корабль Элио — через эту плавность Pixar будто бы хотела продемонстрировать, что космос может быть не таинственным и пугающим, а добродушным и комфортным.

Плавность отразилась и на лицевой анимации героев «Элио». Получился интересный контраст: во всех смыслах мультяшные персонажи, мимика которых максимально приближена к реальной человеческой экспрессии. Тут Pixar хочется только хвалить: если к стилизации еще можно придраться, то к технической стороне анимации вопросов нет никаких.

Галактический вывод: одновременно и круто, и спорно

Сомневаемся, что «Элио» ждет успех «Головоломки» или «Тайны Коко». Как минимум, против этого выступают сборы и оценки критиков.

Сейчас проект Шарафьян и Ши воспринимается как крепкий середнячок из обоймы Pixar. К этому же кластеру можно отнести «Элементарно», «Я краснею» и «Вперед». Это хорошие проекты в частности, но их поддушивает успех пиксаровских хитов вроде «Истории игрушек» или «Суперсемейки».

Причин, почему вам может не понравиться «Элио», несколько. Например, попытка проекта зацепить сразу несколько тяжеловесных тем: одиночество, сложные отношения с родителями и чувство вины. «Элио» целится в несколько жирных мишеней, но некоторые задевает лишь по касательной, и не все сюжетные ветки раскрываются до конца. При этом событий здесь много, и темп у мультфильма высокий, поэтому сюжет может показаться сумбурным.


Почему же «Элио» может понравиться? Как минимум — из-за цветастого космоса и его самых колоритных обитателей. Ветка Глордона и Григона получилась особенно удачной, и хорошо, что где-то семейные дрязги пришельцев перетягивают весь фокус на себя. При этом все это дело отрисовано просто отменно и снабжено удачным саундтреком.

«Элио» не хит, но и не провал. Ши и Шарафьян говорили, что рассчитывают на расширение мира этого мультфильма: это подтверждает и клиффхэнгерная сцена после титров. Но в вопросах сиквелов финальное слово остается не за режиссерами, а за показателями сборов. А они, как мы писали выше, пока не впечатляют.

Выбор покупателей
55" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Android TV), HDR10, HLG, DTS:HD, DTS:X, Wi-Fi, смарт пульт
саундбар 2.0, 30 Вт, частота 80-20000 Гц, Bluetooth, цвет черный

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by