Мультипликация совершила твист, и список самых кассовых мультфильмов в мире возглавила не лента Disney, Pixar или DreamWorks, а работа локального режиссера Ян Юя из Китая. Общие сборы «Нэчжа побеждает Царя драконов» составили $2,2 млрд: картина обошла сиквел «Головоломки», ремейк «Короля Льва» и продолжение «Холодного сердца». Посмотрели новинку, чтобы разобраться в причине фурора — и рассказать, стоит ли вам тратить время на этот релиз.
Во-первых, «Нэчжа побеждает Царя драконов» не дебютная картина о похождениях Нэчжи, а сиквел мультфильма, вышедшего в 2019 году. Искренне рекомендуем глянуть его перед походом в кинотеатр, так как без этого сюжет продолжения может показаться лабиринтом из отсылок и пасхалок. Да, в начале «Нэчжа побеждает Царя драконов» есть поверхностный рекап предыдущего фильма, но фактуры там меньше, чем в трейлере картины.
Во-вторых, сама по себе история Нэчжи не нова — как минимум из-за того, что в 1979 году он уже становился героем мультфильма «Нэчжа покоряет морского дракона», который в плане анимации напоминал то ли советскую «Золотую антилопу», то ли «Цветик-семицветик». А основу для этой истории создатели почерпнули в «Инвеституре богов» — китайском романе XVI века, в котором нашлось место как богам, так и демонам.
Грубо говоря, за плечами у «Нэчжа побеждает Царя драконов» растянулся серьезный бэкграунд, которым умело воспользовался Ян Юй. Режиссер, самостоятельно сгенерировавший мир этого мультфильма, отказался от сотрудничества с западными аниматорами: Юй был недоволен тем, что они ничего не смыслят в китайской мифологии. Вместо них воплощение его идей легло на плечи 138 анимационных студий — забегая вперед, отметим, что те со своими задачами справились достойно.
Культовый первоисточник, выход во время китайского Нового года, любовь китайцев к своей истории и нестандартный взгляд Ян Юя на анимацию стали краеугольными камнями, из которых сложился успех релиза. «Нэчжа побеждает Царя драконов» стал единственным анимационным фильмом, который смог собрать $1 млрд в рамках одной страны.
Парочка бессмертных — добродушный Тайи и коварный Шэн Гунбао — пытаются укротить жемчужину первородного хаоса. И первый, и второй терпят фиаско, а жемчужину в итоге разделяет их мастер. Делит он ее на две части: Духовную жемчужину и Демоническую. Первая должна быть помещена в еще не рожденного ребенка, которому в будущем предстоит стать героем, вторая — уничтожена проклятым ударом молнии через три года.
Но из-за проделок Шэн Гунбао все идет наперекосяк. Духовная жемчужина попадает в Подводный мир, к царю морских драконов, а Демоническая воплощается в теле Нэчжи — сына генерала Ли Цзиня, управляющего крепостью Чэньтангуань. В итоге вместо безупречного ребенка они получают несносного чертенка, который больше всего напоминает разъяренную фигурку лабубу. Царю драконов везет больше: из Духовной жемчужины, которую он поместил в свое яйцо, появляется Ао Бин — могучий, но кроткий принц, в котором отец не чает души.
Если с воспитанием Ао Бина все было просто, то взращивание Нэчжи было нервным: малец получился не только злобным, но и сверхсильным. Чтобы Ли Цзянь с женой не сошли с ума, им на помощь был отправлен Тайи. Он должен был не только обучить Нэчжу, но и попытаться отменить смертельное проклятие, которое должно было настигнуть его через три года.
В итоге Нэчжа и Ао Бин встречаются. Из знакомых они превращаются в друзей, из них — во врагов, готовых сразиться насмерть. Но в итоге дружба побеждает, и они становятся союзниками, готовыми пойти друг ради друга на что угодно, даже на смерть. В принципе, в финале первого фильма так и случается: тела героев разрушаются, и спасти получается только их души.
Переход из врагов в друзья, подмена семей в стиле «Принца и нищего» Марка Твена — в мультфильме хватает классических сюжетных тропов. Да, они припорошены китайской мифологией и нагромождением непривычных для нас имен, но Ян Юй грамотно обставляет все так, что «Нэчжа» воспринимается так же просто, как и рандомный мультфильм Миядзаки.
«Нэчжа побеждает Царя драконов» начинается практически там же, где заканчивается «Нэчжа» 2019 года. Тайи пытается запихнуть души Нэчжи и Ао Бина в тела, которые он сотворил из корней Священного лотоса. Происходит все это в окрестностях крепости Чэньтангуань.
Тайи справляется со своей задачей — юноши получают новые тела, которые в первое время отличаются особой хрупкостью. И в этот же момент на Чэньтангуань нападает Царь драконов Ао Гуан, отец Ао Бина. Драконы под его руководством наносят удар по обитателям крепости, и от смерти главных героев спасает только Ао Бин, чье тело не выдерживает такого удара.
Пару минут Ао Гуан переживает из-за того, что натворил, но быстренько берет себя в руки. С монаршей невозмутимостью он выставляет условие: если за семь дней его сын не получит новое тело, Чэньтангуань сгорит дотла. Чтобы сберечь крепость и помочь своему другу, Нэчжа в компании Тайи отправляется в Дворец нефритовой чистоты. Там обитает бессмертный Улян, который может даровать герою волшебный эликсир, с помощью которого Тайи сможет восстановить тело Ао Бина.
Чтобы получить этот напиток, Нэчжи придется пройти три испытания. Бессмертные с полудемоном якшаться не хотят, поэтому управление над телом Нэчжи берет дух Ао Бина. Теперь дуэту нужно не только сражаться, но и водить бессмертных за нос.
Анимация «Нэчжа побеждает Царя драконов» может показаться непривычной даже фанатам классического аниме. Во-первых, здешний мир трехмерный, а 3D-анимация — штука на любителя. Во-вторых, у китайцев собственные стандарты красоты: женственное лицо Ао Бина там подается как образец мужественности. В-третьих, дизайн некоторых героев может напомнить брейнрот-мемы в стиле Tralalero Tralala — еще одна особенность ленты, обоснованная китайским фольклором.
Воины, летающие в небесах, тюрьмы в виде гигантских котлов, пиратские армии, состоящие из осьминогов и крабов, оборотни, прыгающие по бамбуковым шестам, разношерстные божества — фактуры, вытекающей из даосизма и буддийской мифологии, здесь воз и малая тележка. Если вы находитесь в контексте даосского пантеона, можно словить забавные отсылки. Если нет, то многие моменты из «Нэчжа побеждает Царя драконов» покажутся вам вырезанным контентом из «Кунг-фу Панды».
При этом периодически мифологичность, пафос и эпичность разбавляются максимально приземленным юмором. Шутки про чавканье, испускание газов, поедание собственной рвоты и мочеиспускание тут присутствуют, так что просто будьте готовы. Но отметим, что с технической точки зрения аниматоры со своей работой справляются превосходно: они с одинаковой деликатностью отрисовывают как разряды молний, так и недожеванную еду в чьем-нибудь рту.
За ширмой тяжеловесной мифологии, обилия спецэффектов и нескольких сюжетных линий скрываются довольно простые, но достойные посылы. Например, что статус, данный при рождении, не определяет человека как личность. Или что люди из разных сословий запросто могут дружить. И что человек сам является хозяином своей судьбы наперекор мифам и предсказаниям.
Ключевых героев здесь много, но каждый из них получил хорошо прописанную мотивацию. Хронометраж в 144 минуты на старте может смутить, но вскоре оказывается, что все сюжетные ветки здесь прописаны внятно, а ненужных эпизодов просто нет. И, в принципе, с отведенным ему экранным временем Ян Юй обошелся бережнее, чем авторы пятой фазы Marvel.
Да, в финале мы получаем клиффхэнгер и жирнющий намек на третью часть, но такой эндшпиль не выглядит притянутым за уши. «Нэчжа побеждает Царя драконов» выглядит как второй том увесистой трилогии, в финале которой ставки задерутся до небес. Дальше наверняка будет ярче, размашистее и пафоснее, но в этом весь сок истории Нэчжи. Это многоликая мифология Поднебесной, которую удалось запихнуть в рамки неглупого блокбастера. Получилось весьма недурно, и как минимум в формате экзотического опыта этот мультфильм можно запускать со спокойной душой.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by