«Квадриллионы долларов прибыли». Как на астероидах хотят добывать платину и золото, но пока не получается

Автор: Антон Мерзляков. Фото: использованы в иллюстративных целях
2073
10 мая 2025 в 8:00

Сперва о теоретически возможной добыче ресурсов за пределами Земли говорили фантасты и энтузиасты. После к ним подключились ученые вместе с государственными космическими агентствами. А сейчас о подобной добыче из пролетающих мимо астероидов начали напоминать уже частные компании — это действительно возможно? Разбираемся в деталях. Спойлер: вопросы, ожидаемо, есть как с технической стороны, так и с юридической.

«Промышленное освоение астероидов»

В сети нашлось определение: «Промышленное освоение астероидов предполагает добычу сырья на астероидах и космических телах в поясе астероидов и особенно в околоземном пространстве».

Откуда подобный интерес? Предполагается, что разнообразные минералы (и летучие элементы), которые находятся в составе пород астероида или кометы, способны быть источником железа, никеля и титана. В частности, на астероидах М-типа (теоретически) возможна добыча платины, кобальта, золота, марганца, палладия и множества других важных элементов.

Но почему мы вообще хотим что-либо добывать в космосе? Ответ довольно прост: ресурсы на Земле, в отличие от пространства вне планеты, ограничены. И хотя точного осознания, когда именно человечество подойдет к точке, когда их станет не хватать, нет, многие предполагают: такой сценарий может наступить в обозримом будущем.

При этом такие металлы нужны для производства аккумуляторов, элементов микроэлектроники, солнечных панелей, прочей высокоточной техники. Нахождение надежного (и финансово эффективного) способа их «доставки» из-за пределов планеты сюда — опять же, по выдвигаемым предположениям — решает задачу.

Более того: если научиться извлекать воду из астероидов, ее может получиться расщеплять на кислород и водород, а значит — создать «заправки» в космическом пространстве. Подобное откроет более простой путь к Марсу (и дальше).

В чем тогда основные трудности?

Лететь далеко и дорого. Ведь даже «ближайшие» потенциально подходящие (по внутреннему составу) астероиды по факту далеки от нас, на расстоянии в миллионы километров. Полет к таковым может занимать месяцы, а то и годы — при этом все это время зонды должны оставаться стабильны, защищены от радиации, а также поддерживать связь с планетой.

Например, миссия NASA OSIRIS-REx к астероиду Бенну — важно: успешная — по доставке его образцов грунта длилась семь лет (с 2016 по 2023). Стоимость зашкаливающая: порядка $1 миллиарда. А теперь представьте, что нужно не просто исследовать поверхность и забрать немного грунта, а пробурить астероид, расплавить руду и привести «результат» обратно.

OSIRIS-REx

Сложности с доставкой груза. Этот пункт стоит выделить. Предположим, что каким-то образом добраться до «добычи» вышло. Пришло время ее доставить. Технически это скорее возможно, но сложностей много: нужна возвратная капсула, требуется попасть в определенную траекторию, не допустить сгорания в атмосфере, оптимизировать автоматику. И, что не менее важно — по крайней мере, пока та же платина еще осталась на Земле — сделать так, чтобы весь процесс оказался дешевле, чем отыскать ее на планете.

Юридические тонкости. Например, существует так называемый «Договор о космосе» от 1967 года, который на 2020-й подписало 110 государств (еще 23 страны подписали, но не ратифицировали). В нем говорится в том числе о «недопустимости национального присвоения космических тел».

Но о частных космических компаниях там, как понятно по дате изначального подписания, ничего не говорится — есть некая «серая зона». Сегодня как минимум несколько стран — США, Люксембург, Япония, Португалия, ОАЭ — готовят (или даже уже приняли) правовые основы, разрешающие собственным компаниям добывать ресурсы в космосе. Впрочем, международного консенсуса пока нет.

Отсутствие инфраструктуры. Добыча полезных ископаемых на Земле основывается на целой инфраструктуре: дорогах, портах, системах подачи энергии, логистике, переработке, рабочей силе.  В космосе этого нет вообще. И опять же: потенциальная стоимость возведения, при условии технической возможности создания условных «орбитальных заводов», о которой пока говорят теоретически, еще несоизмерима с затратами на добычу на планете.

Нет рынка. Даже если все вышеперечисленное удастся — кому продавать? Условно, если завалить рынок «тонной» иридия, цена на элемент обрушится. Некоторые специалисты предполагают: если космическая добыча полезных ресурсов окажется успешной, она обесценит сама себя.

Впрочем, это мнение — далеко не единственное, есть и противоположные. Например, ученая NASA Линди Элкинс-Тэнтон оценивает стоимость одного железа на астероиде Психея в $10 тысяч квадриллионов (1 квадриллион равен 1 тысяче триллионов) — в разы больше мировой экономики практически по любым из методик расчетов.

Попытки все-таки были?

Команда AstroForge

Формально — да, и одна из самых амбициозных — совсем недавно. Речь об американской (если быть точнее, калифорнийской) частной компании AstroForge. По заявлениям ее представителей, долгосрочная цель организации — именно в добыче минеральных ресурсов на астероидах.

Проще говоря, речь не о научном интересе (или, по крайней мере, не только о нем), а о вполне коммерческом — пускай и на достаточно долгую перспективу. Это отличает AstroForge от той же экспедиции к астероиду Бенну от NASA. Впрочем, путь до коммерчески успешной реализации, забегая чуть вперед, даже по самым оптимистичным оценкам неблизкий — в районе 30 лет. Но давайте по порядку.

Общий вид аппарата Brokkr

AstroForge основали лишь в 2022-м — за несколько лет стартап сумел привлечь инвестиции в размере около $55 миллионов. Что не менее важно, компания получила коммерческую лицензию от Федеральной комиссии по связи США «на эксплуатацию и связь с космическим аппаратом в дальнем космосе» (то есть на расстоянии более двух миллионов километров от Земли) — ранее «частникам» подобные права не предоставлялись.

В общем, планы компании выглядели вполне серьезно. Кроме того, команда включала инженеров из SpaceX, NASA и Virgin Orbit. Первая миссия под названием Brokkr-1 должна была продемонстрировать технологию переработки ресурсов в космосе. Но все пошло не так. Спутник потерял ориентацию, солнечные панели не развернулись — связь потеряли.

Odin

Вторая миссия, Odin, запущенная в феврале 2025 года для облета околоземного металлического астероида 2022 OB5, «потерялась» на старте. Аппарат вышел на связь, но спустя сутки замолчал — кажется, навсегда. Критики отмечали, что подобного исхода стоило ожидать, учитывая, что на конструирование «Одина» ушло всего 10 месяцев и в районе $3,5 миллиона.

Несмотря на неудачи, в AstroForge не сдаются и планируют третью миссию — Vestri — с посадкой на астероид и взятием проб. Если она состоится и окажется успешной, то станет первым частным «прилунением» на небесное тело вне системы Земля — Луна.

За водой — на Луну?

Зонд Intuitive Machines

Есть, например, еще один интересный проект, не связанный с астероидами напрямую, но, как уточняется — с разработкой важного соединения, без которого на планете не обойтись. Речь про воду, которую в NASA совместно с компанией Intuitive Machines решили отыскивать на Луне. Но не для ее транспирации на Землю, а чтобы снабжать будущие лунные базы.

Впрочем, и тут на первых тестовых этапах все не прошло гладко. Лунный зонд «Одиссей», который стал первым частным аппаратом, приземлившимся на Луне (в феврале 2025-го), завалился на бок при посадке.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by