рецензия

Сделать Нифльхейм (снова) великим. Рецензия на фантастический фильм «Микки 17» с Паттинсоном

Автор: Дима Михеев
24 362
17 марта 2025 в 8:00
Покупайте в приложении Каталог Onlíner и получите шанс выиграть один из трех Samsung Galaxy S25 Series!

После вышедших в 2019 году «Паразитов», которые триумфально взяли четыре «Оскара», включая награду за «Лучший фильм», в 2020-м, следующей работы корейского режиссера Пон Джун-хо пришлось ждать шесть лет. До этого, пожалуй, самым заметным фильмом постановщика был антиутопический «Сквозь снег», по которому даже сняли сериал. То есть в научной фантастике режиссер не новичок. «Микки 17» можно назвать смесью этих двух картин корейца: это его фирменная, едкая и сатирическая критика проблем общества, но в космофантастическом сеттинге с Робертом Паттинсоном на авансцене. Получилось ожидаемо необычно, но увлекательно и весело.

Фильм «Микки 17» основан на фантастическом романе американского писателя Эдварда Эштона «Микки-7», а права на экранизацию выкупили еще до того, как книга была опубликована — настолько горячая борьба у голливудских продюсеров за интересные истории. Как нетрудно догадаться из названий, Пон Джун-хо решил убить главного героя на десять раз больше, чтобы жирнее подчеркнуть идею сотрудника-расходника.

Таким сотрудником стал главный герой фильма по имени Микки, которого блистательно играет Роберт Паттинсон. Стоит порадоваться за актера, что он смог успешно отмыться от всех своих сумеречных клише, которых успел нахватать на раннем этапе карьеры. Роберт регулярно снимается в больших фильмах и у именитых режиссеров, и теперь в его портфолио добавилась работа с одним из самых знаменитых южнокорейских мастеров. В «Микки 17» Паттинсону есть где развернуться: он сыграл две версии одного персонажа, которые совсем не похожи друг на друга.


Выбор покупателей
43" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Android TV), HDR10, Wi-Fi, смарт пульт
Выбор покупателей
43" 3840x2160 (4K UHD), матрица VA, частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Samsung Tizen), HDR10, HDR10+, HLG, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт

Сюжет развивается на холодной и заснеженной планете Нифльхейм, куда непутевый Микки отправился с родной Земли, чтобы избежать неприятностей из-за долгов. Парень по глупости подписался в научно-колонизаторскую экспедицию на должность, которую никто не хотел, — человек-расходник. В недалеком будущем, где происходят действия фильма, изобрели специальный биопринтер, который может распечатывать людей, достаточно лишь иметь сырье из отходов и скопированные заранее на жесткий диск воспоминания личности. Так можно отправлять человека на любые смертельно опасные миссии, а когда он погибнет — сделать клона и отправить на следующее задание. Но все меняется в тот момент, когда одна версия еще не погибла, а новую уже напечатали.


Пон Джун-хо таким образом критикует отношение корпораций к своим сотрудникам. Большим бизнесам зачастую сложно разглядеть в своих работниках людей, человек для них лишь функция. А технология с печатью клонов — и вовсе мечта любого капиталиста, ведь не нужно платить зарплату всем членам компании, достаточно лишь одного сотрудника вкупе с биопринтером. Вспоминая, что режиссер фильма родом из Южной Кореи, где люди страдают не очень здоровым трудоголизмом, можно резонно предположить, что для Пон Джун-хо это острая тема. Да и большинству зрителей несложно себя ассоциировать с Микки, ведь разве с вами не случалось, что на работе загружают настолько, что, кажется, не просят только умереть?

Из-за рабочего амплуа к Микки все относятся как к бумаге из принтера, обесценивая его страдания в моменты смертей и думая, что все нивелируется воскрешением в новом теле. Лишь одна девушка видит в нем человека и личность — Наши (Наоми Аки), с которой у главного героя завязываются романтические отношения. Но даже та при появлении лишнего клона радуется, что теперь у нее на одного парня больше, забывая, что дубликаты запрещены и подлежат уничтожению.


Режиссеру, очевидно, неприятны любые институты, имеющие власть над человеком, будь то бизнес-корпорации, государство или церковь. И всю свою едкую критику в адрес власть имущих Пон Джун-хо высказывает через персонажа Кеннета Маршалла, которого сыграл Марк Руффало («Мстители», «Остров проклятых», «Бедные-несчастные»). Маршалл — одиозный и самовлюбленный политик-неудачник, который решил заработать, колонизируя далекую планету. Корейский постановщик не стесняясь показывает прямо, аллюзию на кого изображает этот персонаж: у Кеннета много безумных сторонников в красных кепках. А сам Маршалл жаждет сделать Нифльхейм (снова) великим с помощью геноцида местного населения — снежную планету населяют жукообразные животные, похожие на больших мокриц. Подыгрывает политику не менее антипатичная жена Илфа в исполнении Тони Коллетт («Достать Ножи», «Реинкарнация», «Шестое Чувство»).

С персонажем Марка Руффало связан один удивительный момент. Съемки «Микки 17» закончились еще в январе 2023 года, но по некоторым причинам постпродакшен затянулся, а дата премьеры несколько раз переносилась. Этот факт делает удивительно пророческой одну сцену, которая магическим образом пересекается с реальностью. Примерно в середине фильма в выступающего Кеннета Маршалла стреляют, но пуля задевает политика по касательной, оставив лишь царапину на лице. Если вы хоть раз заходили в интернет в июле 2024 года, то прекрасно помните очень похожий момент, произошедший в реальной жизни. Иронично, что, по всей видимости, Пон Джун-хо рассчитывал на другое развитие событий, ведь одиозный политик в фильме все свои выборы проигрывает.

В тональности картины легко угадывается фирменный почерк Пон Джун-хо. Несмотря на космический и научно-фантастический сеттинг, настроение у фильма игривое, а повествование приправлено щедрой щепоткой черного юмора и сатиры. Отсюда гротескная карикатурность Кеннета Маршалла и его супруги и непутевость главного персонажа. Это не баг, как может показаться на первый взгляд, а фича. Разные жанры смешаны в единый коктейль и постоянно сменяют друг друга, что придает увлекательную динамику при просмотре и роднит «Микки 17» с главным фильмом в карьере постановщика — «Паразитами». Поднимать проблемы общества и критиковать систему Пон Джун-хо любит с улыбкой на лице.


Исследуя Нифльхейм, люди находят на планете живых существ, которых в русскоязычной озвучке назвали «жутиками». Они довольно мерзко выглядят, ведь напоминают больших жуков с множеством жвал. Люди, не разобравшись, с ходу начинают в них палить из оружия и жечь огнеметами. Ведь, если отвратительно выглядят, значит, опасны и подлежат истреблению. Или это просто колонизаторская сущность людей — истребить всех локальных жителей, раз уж его величество человек здесь теперь пытается осесть? Этим вечным вопросом и задается режиссер «Микки 17».

Но на классической реакции истребить все пугающее и неизвестное Пон Джун-хо не останавливается. Именно «жутики» вместо того, чтобы сожрать пришельца Микки, когда тот оказывается в их логове, спасают одноразового сотрудника. Это и создает казус с лишним дубликатом, ведь люди уверены, что существа обязательно убьют Микки.


В кульминации фильма именно «жутики» покажут прибывшим людям, как нужно бороться за своих собратьев. Неприятно выглядящие инопланетные животные оказываются более человечными, чем сами люди, в то время как настоящим монстром является человек. Это один из главных месседжей режиссера. Пон Джун-хо желает простого, но важного: чтобы люди уважали друг друга, поддерживали и ценили жизнь каждого.

«Микки 17» — самый крупнобюджетный фильм в карьере Пон Джун-хо, созданный в копродукции с компанией Warner Bros. Ходили слухи, что переносы и затянувшийся постпродакшен был связан в том числе с разногласиями автора с продюсерами. Это косвенно подтвердил и сам корейский постановщик. Кажется, и правда, голливудская рука все-таки оставила свой след в авторском фильме, не позволив ему стать безупречным. Складывается ощущение, что некоторых сцен в фильме не хватает, а какие-то линии, напротив, лишние.


Финала у картины и вовсе, по сути, два. Выглядит так, что одна концовка была авторским замыслом режиссера-сценариста, а на другой настояли продюсеры, но Пон Джун-хо умудрился впихнуть оба варианта. Это лишь домыслы, но нет дыма без огня.

Тем не менее «Микки 17» — прекрасный многослойный фильм, весело рассказывающий о мрачных темах в сайфайном сеттинге, который стоит увидеть как поклонникам научно-фантастического жанра, так и всем остальным. Финал картины оставляет позитивное чувство надежды и веры в людей, хоть это и не похоже на Пон Джун-хо, который обычно оставался пессимистом. Поэтому если уж такой скептик смог в беспросветном мраке разглядеть свет в конце туннеля, то и у нас есть все шансы на светлое будущее.


Выбор покупателей
саундбар 2.0, 30 Вт, частота 80-20000 Гц, Bluetooth, цвет черный
Onlíner рекомендует
саундбар 2.1, 410 Вт, Bluetooth, USB, HDMI ARC, HDMIx1, цвет черный

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by