рецензия

Какой-то неправильный пионерлагерь. Полная рецензия на сериал «Укрытие»

Автор: Сергей Сергеев. Фото: Apple
5422
19 января 2025 в 8:00

Подошел к финалу второй сезон сперва многообещающего, а потом не очень научно-фантастического сериала «Укрытие». Эффект новизны, который отчасти проявлялся во время показа первого сезона, не сохранился: создателям сериала оставалось развивать идею изолированного постапокалиптического общества — причем изолированного не желанием, а буквально закрытого и скрытого от внешнего мира.

Основой для сериала стала серия американского писателя Хью Хауи Silo. Телеадаптация рассказывает о таинственном подземном многоэтажном сооружении, где проживает 10 тысяч человек — это потомки тех, кто по каким-то неведомым причинам был вынужден бежать с поверхности.

Наверху многие поколения царит кладбищенский покой: живые существа, уверяют в администрации Укрытия, выжить там не могут. А потому нужно всеми силами сохранять общество, как того хотели не менее таинственные Основатели, и не пытаться открыть шлюз. Да и делать там нечего. Исключение возможно для провинившихся, которых в качестве наказания (или вдруг по желанию) отправляют наружу — протирать объектив камеры, которая транслирует серый мир на огромные экраны внутри Укрытия.

Первый сезон одновременно рассказывал о том, как может выглядеть общество в миниатюре, а также готовил основу для второй части. Делал это аккуратно, постепенно превращая утопию в антиутопию — так бывает всегда, никаких сюжетных неожиданностей нет.

Создав набросок общественно-политического строя, добавив детектива и конфликтов, шоураннеры также соорудили эдакую буквально пирамиду (точнее, вертикальную «Шахту», как можно перевести Silo) социальных классов: внизу — обслуживающий плебс, практически не имеющий шансов подняться выше, в середине — серая масса среднего же класса, в целом довольная ситуацией, и управляющая верхушка, живущая ближе к поверхности и ведомая как будто правильными мотивами.

Все это перекочевало во второй сезон, правда, идея не получила особенного развития. Шоураннеры достаточно грубо демонстрируют разделение, но не уделяют внимания тому, как это может работать в выбранном ими формате («Сквозь снег» выглядит, вероятно, изящнее, хотя там камерность возведена в степень).

И вопрос, который волновал еще в первом сезоне, заиграл новыми красками: действительно ли закрытая экосистема может существовать так долго? Причем речь не только о социальной напряженности, но и о ресурсах. Однако надо отдать должное: намеки на то, как удается и удавалось в прошлом нормализовать общество, не давая ему излишне поднимать голову, регулярно звучат. Может, в третьем сезоне появится ответ и на второй вопрос, в том числе откуда здесь современная техника и как ее умудряются поддерживать в идеальном состоянии.

После просмотра первых эпизодов создавалось впечатление, что «Укрытие» станет раскрывать тайны прошлого. Да и главная героиня Джульетт Николс (Ребекка Фергюсон) вроде как была полна решимости докопаться до правды. В определенной мере так и произошло, однако повествование начало тонуть в желании авторов сериала растянуть хронометраж.

В то же время подтвердились предположения о том, что зрителя готовили к новым «откровениям»: «плохие» и «хорошие» принялись снимать маски, оставляя свои мотивы не ясными. Как бы плюс, потому что возникает внутреннее метание: «А кто прав?» И действительно ли «эти» злые, а «другие» на стороне правды? Однако же все идет по накатанным рельсам и спрогнозировать дальнейшие сюжетные повороты можно заранее (поэтому остается только желание досмотреть, чтобы удостовериться).

Здесь работает привычная (и порочная) практика современных стримингов, которые увлекают началом, затем выдают обойму филлеров — серий, в которых как бы что-то происходит, но чрезвычайно медленно, а затем вновь возвращаются к активной фазе. Зачем? Обычно мы оцениваем увиденное по последним кадрам, в случае сериала — по завершающим сериям, чем воспользовалась Apple.

В определенный момент «Укрытие» напоминает не слишком хороший пионерлагерь, в котором решили показать постановку по мотивам собственной жизни. Вроде что-то происходит, создается иллюзия кипящей жизни. Но все это как-то ненатурально, на условностях, способствует лишь появлению вопросов о том, как вообще может функционировать созданная здесь система, общество, производство, обучение и так далее. У всех блэкаут после празднования Нового года? Закрепляется и ощущение того, что шахта на самом деле состоит из двух этажей с парой комнат, подвала с недовольными и мансарды с чиновниками.

И Николс в соседней шахте. А компанию ей составляет новый персонаж — Соло (Стив Зан), как он себя называет вначале. Милый, немного не в себе, запоминающийся. Заодно вокруг него выстраивается еще одна история, которой уделяют немало времени, чтобы ближе к финалу максимально компактно расставить все точки над «i». Хотя в целом именно эта парочка и генерирует интерес к сезону — потому что это нечто новое, а не бесконечные перемалывания набившей оскомину темы сопротивления и политических интриг в родном Укрытии (хотя все интриги кончились в первом сезоне), то есть уже не раз показанного материала с вполне очевидным исходом. Никаких тайн.

Правда, Николс, которая вроде является одним из центральных и ключевых персонажей, в определенный момент может исчезать, возвращаясь эпизодически, чтобы разбавить тягомотину крупных планов размышляющих о необходимости что-то предпринять других героев.

И, на самом деле, это вызывает определенный диссонанс: все актеры первого и второго плана прекрасно справляются со своими ролями. Ситуация меняется в лучшую сторону ближе к финалу сезона, которому недостает атмосферы первого: тот прекрасно выплывал за счет своей загадочности, второму же требуется экшен — в виде действий или развития сюжета. Нам раскрывают какие-то тонкости, показывают немного изнанки, а события, наконец, начинают активно развиваться — вот-вот достигнем апогея. Тем более тайминг местных событий выстраивается максимально удобно для повествования, чтобы все сложилось как надо (находится даже место браваде «Посмотри, как мы тебя надурили, глупыш»).

А затем создатели сериала «Укрытие» используют нечестную и самую банальную из возможных манипуляций, отгружая натурально вагон клиффхэнгеров для продолжения. Проблема в том, что этот процесс можно будет повторять без конца до тех пор, пока заказчик сериала — Apple TV+ — будет закупать новые сезоны: «Мы расскажем, чем все закончилось в прошлый раз, а потом, может, и предысторию, но в час по чайной ложке». Тем более сейчас уже официально подтверждены третий и «заключительный четвертый» сезоны.

Одновременно «Укрытие» — вовсе не плохой научно-фантастический сериал с отличной атмосферой, однако он стал жертвой современного подхода к съемкам телешоу: недорого и чтобы продолжительный хронометраж. Выходит «бутерброд» с вкусным, но тонким хлебом, а также с толстой прослойкой арахисового масла с вареньем. Если ориентироваться на сиюминутные переживания, выглядит напряженно и интересно. А если рассматривать сезон полностью, появляется чувство пустоты.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by