На экраны вышел фильм ужасов «Носферату» о древнем вурдалаке графе Орлоке, снятый хоррормейкер-новатором Робертом Эггерсом. Ранее вампиров в кино часто романтизировали, как это делал Джим Джармуш в «Выживут только любовники», представляли их в образе героев боевиков, как в «Блэйде», и даже потешались над существами, как это было в комедии «Реальные упыри». Роберт Эггерс взялся восстановить жуткое реноме вампиров, чтобы сделать их вновь по-настоящему страшными. Рассказываем, как у него это получилось.
Мы живем в киноэпоху ремейков и сиквелов. 10 самых кассовых фильмов 2024 года были продолжениями или переизданиями уже существующих историй. «Носферату» Роберта Эггерса — тоже ремейк. Но в данном случае это не бездушная и прагматичная цель голливудских студий собрать побольше денег, а нечто гораздо большее.
«Носферату» — новая адаптация канонического одноименного хоррора 1922 года, снятого Фридрихом Вильгельмом Мурнау, который сформировал основные тропы вампирских фильмов ужасов. Например, тот факт, что вурдалаки не выносят солнечный свет, впервые появился именно в том фильме.
Оригинальный «Носферату, симфония ужаса» 1922 года — это немой фильм о графе Дракуле из романа Брэма Стокера 1897 года. Однако создателям фильма не удалось получить права на экранизацию первоисточника, и они решили изменить важные детали, сохранив фабулу истории. Поэтому граф Дракула стал графом Орлоком, события «переехали» из Великобритании в Германию и на 60 лет в прошлое, а в название лег синоним слова «вампир», который употреблял писатель в своем романе, — «носферату».
Кино в те годы было непривычной диковинкой, и фильм Вильгельма Мурнау так впечатлил зрителей, что родилась легенда, будто актер Макс Шрек, сыгравший графа Орлока, и в самом деле был вампиром.
Хоррор для Роберта Эггерса — фирменный жанр. В 2015-м он дебютировал на большом экране с фильмом «Ведьма», который запустил карьеру Ани Тейлор-Джой, а через четыре года поставил выдающуюся ленту «Маяк», в которой раскрыл с новых сторон Роберта Паттинсона и Уиллема Дефо. Но несмотря на то, что это отличные работы, кажется, для постановщика это была лишь разминка перед созданием настоящего Magnum opus.
Фильм Мурнау «Носферату, симфония ужасов» не только привил режиссеру ремейка любовь к жанру, но и определил его профессиональный путь. В одном из интервью Роберт Эггерс рассказывал, что еще в детстве он посмотрел эту картину и остался под большим впечатлением, которое никогда больше не отпускало его. Будучи подростком, будущий режиссер вместе с одноклассницей поставил историю о графе Орлоке в школьном театре и даже получил приглашение в нью-йоркский театр, чтобы повторить работу на более профессиональном уровне. По словам самого постановщика, это изменило его жизнь, и именно тогда он понял, что хочет заниматься режиссурой. Как могущественный вампир овладевает своими жертвами, так же Роберта Эггерса пленила эта история еще в юном возрасте, и достойно переснять фильм стало для режиссера настоящей идеей фикс.
Сценарно новый «Носферату» во многом следует оригиналу. На дворе 1838 год. Торговый посредник Томас (Николас Холт) по поручению босса отправляется из родного Визбурга (вымышленный город в Германии) в далекие земли. Там среди гор и лесов в одиночестве живет представитель высокого рода в своем собственном замке. Им нужно заключить сделку о продаже недвижимости: некий граф Орлок желает переехать в их город, дабы спокойно встретить свою старость. Но это лишь предлог.
Дома остается беспокойная жена-красавица Томаса Эллен (Лили-Роуз Депп, дочь Джонни Деппа), которая начинает вести себя странно, страдать припадками, лунатизмом и пророчить прибытие некоего «его». Она во власти неизвестной темной силы, но может распознавать лишь предчувствие чего-то очень плохого и одновременно желанного.
Эггерс развивает вампирскую жажду плоти в своем ремейке, смешивая страх с эротичностью, любовь с ненавистью и желание с отвращением. Этот мотив тонкой нитью проходит сквозь всю историю и получает максимальное развитие в финале.
В фильме тусклые цвета, контрастность понижена, а герои часто предстают на экране лишь в виде силуэтов и теней при натуральном освещении. За этим всем не спеша наблюдает камера Джарина Блашке — соратника Эггерса, который снимал все его фильмы. Многие кадры выверены и симметричны, и будто превращаются в художественные картины. Все это создает работающую атмосферу, которая обволакивает зрителя густым черным туманом тревоги и страха.
Графа Орлока мы долгое время не видим. Режиссер очень постепенно раскрывает нам образ главного злодея. Сначала показывают лишь силуэт, потом персонажа в расфокусе, затем отдельно длинные холодные пальцы кровососа. К слову, ни в трейлере, ни в каких-либо еще промоматериалах вампир не был показан. Так создатели фильма усиливают впечатление от первой встречи с антагонистом и добавляют таинственности вурдалаку.
Роберт Эггерс хорошо понимает, что рисует наше воображение в попытке представить вампира, и смело разбивает эти стереотипы, выстроенные более ранними фильмами об этих фантастических существах. Удивить внешностью зловещего чудовища создателям фильма удалось. Он может вызвать страх, отвращение, восхищение и даже улыбку, но это точно разрыв шаблона.
Билла Скарсгарда, сыгравшего Орлока в «Носферату», вы можете помнить по роли жуткого клоуна из фильмов «Оно». Но если там хоть как-то можно было узнать актера, то в образе древнего вампира это сделать невозможно. Скарсгард мощно вжился в роль: сильно похудел ради съемок и даже занимался с оперной певицей, чтобы научиться разговаривать очень низким хриплым голосом. Ему приходилось сниматься в многослойном гриме, который накладывали несколько часов каждый съемочный день, и в громоздких протезах. В одном из интервью актер сказал: «Когда зло вселилось в меня, я еле-еле от него избавился».
Несмотря на то, что центральный персонаж, безусловно, граф Орлок, Роберт Эггерс сделал не менее важной героиню Лили-Роуз Депп. Она запускает всю историю в открывающей сцене и является связующим звеном между мирами людей и нечисти. Многие именитые критики признали, что это лучшая роль в карьере актрисы. Девушка действительно прекрасно изображает меланхоличную молодую жену, страдающую от психических расстройств и жаждущую соития со смертью.
Хорош и Николас Холт, сыгравший простого доброго парня, который пытается обеспечить семью и подарить жене счастье. Настоящая неподдельная растерянность, перемешанная со страхом, не покидает его лица с того момента, как все идет не так.
Второстепенная, но довольно яркая роль досталась Уиллему Дефо, который снимается уже в третьем фильме Роберта Эггерса. Он сыграл безумного доктора, который верит в потусторонние силы и изучает оккультизм. Персонаж привносит в фильм долю хаоса и легкого юмора, что идет только на пользу повествованию.
В «Носферату» режиссер также сыграл на свежих страхах людей всего мира. Вместе с вурдалаком в город приходит пандемия чумы, которая выкашивает людей одного за другим. Многие и в далеком, и в близком прошлом связывали приход эпидемии с потусторонними нечистыми силами. Ведь только настоящее зло может нести смерть так буднично и массово.
Неспешный темп картины может кого-то оттолкнуть, но таков режиссерский стиль Эггерса. Его страхи не в скримерах и тошнотворных мерзостях (хотя и это все тоже присутствует), а в ползучем липком неуютном ощущении, которое не покидает весь фильм. Своим «Носферату» режиссер вновь напоминает, что хорроры — это не только легкомысленное развлечение для любителей острых ощущений, такое кино может быть настоящим искусством.
Картину делают страшной не только образы графа Орлока и мощные сцены, но и оседающее внутри чувство, что настоящему злу не стоит даже пытаться сопротивляться. Единственный шанс на спасение — отдаться тьме и принять ее. При этом надежда тоже есть, ведь любовь и красота все равно оказываются сильнее любого зла, пусть даже без жертв обойтись невозможно.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by