PlayStation 5 Pro от Sony, вероятно, самая мощная игровая приставка в мире на сегодня. Правда, ощутить это сложно. Забегая наперед, скажу, что недостаток игр, которые бы показывали реальное преимущество в графике между «прошкой» и обычной PS5, как минимум вводит в недоумение. Что, с учетом цены в 3,6 тысячи рублей, заставляет еще раз задуматься о целесообразности покупки новинки.
По крайней мере, в сравнении с моей PS5 самой первой ревизии, купленной в ноябре 2020 года. «Прошка» ниже и ýже, а еще — легче. Оригинальная версия без дисковода весит 3,1 килограмма (если его присоединить — 3,7 килограмма). «Слимка» (название неофициальное), правда, еще меньше (2,6/3,2 килограмма соответственно), но назвать разницу критичной нельзя.
Да и в целом, установив приставку — что Pro, что Slim или «Фатку» — единожды рядом с телевизором, вряд ли вы будете часто менять ее расположение.
Про дизайн «прошки» сказать нечто новое тоже сложно: «полосы» посередине корпуса скорее нужны, чтобы визуально выделить ее на фоне обычной PS5. Отказ от портов UBS-A на фронтальной стороне в пользу только USB-C, как по мне, правильное решение. Для «ретроградов» такой разъем (даже два) оставили сзади. Там же — HDMI, Ethernet и питание.
В «прошке», впрочем, обновили и беспроводные модули — в активе теперь Wi-Fi 7. Дома для надежности я подключал консоль к сети по кабелю, но в офисе по «беспроводу» проблем со скоростью также не заметил.
В остальном все плюс-минус одинаковое. Если не считать отказ от — внимание — ранее комплектной подставки в пользу миниатюрных снимаемых ножек, которые позволяют установить приставку горизонтально.
Для вертикального использования, по версии Sony, понадобится специальный «держатель», который в коробку, уже по аналогии со «Слимкой», не положили — его предлагается докупать (в Европе стоит около €30).
Правда, и без него поставить консоль без всяких подставок не проблема. Компания говорит, что в таком случае возможны проблемы с забором воздуха для системы охлаждения, но утверждать подобное я не рискну.
Честно говоря, за несколько дней при любом расположении приставки (что горизонтально, на ножках, что вертикально и без подставки) трудностей с перегревом и/или шумом с PS5 Pro не было.
В остальном комплект привычный: белый контроллер DualSense (жаль, что не Edge), кабель питания, провода USB и HDMI.
Во всех ревизиях PS5 компания предлагала модификации как со встроенным дисководом, так и без. Начиная со «Слимок», digital-модель можно дооснастить дисководом, присоединяющимся отдельно.
С PS5 Pro положение чуть иное: версии со встроенным дисководом в принципе нет. Его, если есть такая необходимость, в любом случае придется докупать отдельно. В Беларуси за него (подходит от Slim-версии) на момент публикации просят около 800 рублей, или €217 по курсу. При этом официальная цена аксессуара в Европе крутится в районе €120.
Установить его несложно: одна из боковых панелей консоли снимается, внешний дисковод входит в паз. Закрывается все это второй, измененной по форме, крышкой — она есть в комплекте с дисководом. После, правда, «внешнее устройство» нужно активировать по сети и привязать к конкретной PS5 Pro.
Можно ли отсоединить уже имеющийся внешний дисковод от одной связанной по сети консоли и переставить на другую? Однозначного ответа я не нашел.
Нужен ли внешний дисковод в принципе? Вопрос открытый и зависит скорее от того, как часто и во что вы играете.
PS5 Pro используют CPU от обычной PS5 — 8-ядерный AMD Zen 2, изменений он не претерпел. GPU-чип при этом, по словам Sony, обновился достаточно:
Впрочем, в активе все те же 16 ГБ GDDR6-памяти, плюс 2 ГБ DDR5. Из более заметного — целых 2 ТБ хранилища на очень быстром SSD-накопителе, выдающем скорость чтения порядка 5500 Мб/с. Для сравнения: в моей «фатке» только 825 ГБ памяти, в более новых Slim-версиях — 1 ТБ. Кроме того, часть этих объемов отведена под системные нужды, так что увеличение объема SSD — явный плюс.
Еще одним важным нововведением оказалась технология PlayStation Spectral Super Resolution (PSSR). Если по-простому, это аналог DLSS от NVIDIA, призванный использовать ИИ-алгоритмы для повышения разрешения игр (причем как отдельных элементов, так и общего апскейла). Если еще проще, то технология (по идее) должна помочь сделать изображение четче, при этом не затрачивая чересчур много дополнительных «железных» ресурсов.
Подобная технология, AMD FSR 2, есть и на обычной PS5, но мощности консоли для нее было маловато, да и исполнение от AMD, без дополнительных усилий инженеров со стороны Sony, давало не лучший результат. В Digital Foundry пишут, что PSSR справляется с масштабированием грамотнее, хотя не настолько, как могла бы DLSS. Вероятно, PS5 Pro выбрали для «обкатки» решения перед еще более серьезной имплементацией в будущей PS6.
На данный момент обозначение «PS5 Pro Enhanced» (то есть тайтлы, получившие официальные обновления для использования всех возможностей «прошки») имеют около сотни проектов — как от внутренних студий Sony, так и от сторонних разработчиков.
Есть ли улучшения у PS5/PS4-игр, которые не «Pro Enhanced»? Да, но с большего в зависимости от конкретного проекта. Кадровая частота может стать выше (Sony внедрила вариацию функции Game Boost), но только если в игре разблокирована частота кадров.
Проще говоря, в условной Elden Ring на «прошке» можно получить на 10—15 fps больше, чем на PS5 (по Digital Foundry). Но тот же Red Dead Redemption 2, так и не заимевший патча даже для обычной PS5, на Pro-консоли идет во все том же разрешении и при все тех же 30 fps — автоматического улучшения не произошло.
Кроме того, важно иметь в виду: некоторые новшества PS5 Pro могут раскрыться только при подключении приставки к ТВ с 120 Гц и VRR (переменная частота обновления). Если телевизор не поддерживает подобные функции, то тот же буст fps в Elden Ring увидеть не получится.
PS5 Pro Enhanced-тайтлы, по крайней мере, те три, что я успел попробовать сам на телевизорах с VRR и без — при работе с ТВ, поддерживающим режимы, давали больше графических опций. Например, Hogwarts Legacy вместо трех режимов качества графики предложила пять, часть из которых требовали переменной частоты обновления матрицы.
Больше времени я провел с PS5 Pro, подключенной к 55-дюймовому OLED-телевизору с 120 ГЦ/VRR — ограничителя в этом плане не было. Пробовал три Enhanced-игры в разных графических режимах: Stellar Blade, Hogwarts Legacy и Marvel’s Spider-Man 2.
Если коротко, во всех трех случаях оказался скорее разочарован. С расстояния полутора метров от телевизора различия в детализации с обычной PS5 (в режимах с приоритетом качества графики, а не fps) заметить крайне сложно. Особенно в динамике геймплея.
Разницу в рейтрейсинге, если задаться такой целью, в «Пауке» (разработчики обещали улучшить трассировку в соответствующем режиме) можно разглядеть, но только «в статике». В идеале — оценивая одинаковые сцены в сравнительных роликах на YouTube, а не играя самому.
А если выбрать приоритет fps? В «Стеллар Блейд» есть режим Pro Max, в котором кадровый прирост ощущается. И, что важно, не в ущерб картинке. Но это, по крайней мере на сегодня, скорее исключение.
В «Хогвартсе» из доступных пяти режимов — «качество», «качество с рейтрейсингом», двух «модах с приоритетом на fps» и «Балансе» — комфортно поиграть, как по мне, можно лишь в «Балансе».
В таком варианте получается около 40—45 кадров с дальней прорисовкой и заметным количеством «лучей». Впрочем, если выбрать «качество с рейтрейсингом», то буста в fps в сравнении с обычной PS5, у которой имеется такой же режим, не ощущается совсем — показатель явно не превышает 30 fps.
В промоматериалах Sony ни один раз говорила: PS5 Pro позволит не выбирать между «Качеством» и «Производительностью», совместив эти игровые режимы в один. Формально производитель не лукавил: унификация действительно произошла.
Но нюансов, особенно от одного проекта к другому, довольно много. Положения, при котором все игры будут идти в заветных «4K/60 fps и ультранастройках», нет. Хотя графических режимов, напротив, стало еще больше. А для заявленного буста fps (в играх, где такой в принципе возможен) нужно играть на телевизоре, поддерживающем технологии VRR/120 Гц.
В будущем ситуация может измениться? Если вспомнить про «Киберпанк» на PS4 Pro и на обычной PS4, на которой пройти игру было практически нереально, возможно. Но проекты, задействующие все технические возможности PS5 Pro, делая их на порядок красивее на фоне версий простой PS5, вряд ли станут массовым явлением. Sony продала уже 65 миллионов приставок PS5 и повторения ошибок прошлого, когда решающая часть аудитории останется недовольной, вряд ли допустит.
PS5 Pro на момент публикации можно купить за 3640 рублей ($1070 по курсу на 10 декабря). Дисковод стоит еще порядка 800 рублей (около $235). Стоит ли игра свеч при общем ценнике в $1300? Особенно учитывая, что PS5 Slim со встроенным дисководом продается от 2150 рублей ($630), то есть вдвое дешевле? На мой взгляд, нет, по крайней мере пока.
За предоставленную на тесты приставку благодарим магазин Gamepark.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by