«Гладиатор 2» в личном списке самых ожидаемых фильмов находился где-то в топе: первая часть была пересмотрена много раз, и даже легкие намеки на саундтрек Ганса Циммера и вокал Лизы Джеррард с ходу возбуждают нейроны и вызывают эстетический озноб. С момента выхода первой части прошла почти четверть века — вечность, которой должно было хватить на создание достойного продолжения.
«Гладиатор 2» — исторически-античное эпическое кино (такие иногда называют «пеплум»), которое рождалось в творческих муках. Сперва, судя по всему, Ридли Скотт как режиссер и Рассел Кроу в качестве продюсера видели продолжение примерно одинаково.
Спустя годы разногласия, вероятно, постепенно разрастались: Скотт представлял себе нового «Гладиатора» как историческую драму с уклоном в реальные события, а Кроу не желал окончательно расставаться со знаковым персонажем и потому предлагал добавить фэнтезийности и мифологии о загробной жизни. Но работа над проектом полностью остановилась после продажи DreamWorks Pictures — второго «Гладиатора» отправили пылиться до лучших времен.
Они настали в 2018 году, однако Рассел Кроу более не значился среди продюсеров, а позже, уже в преддверии релиза, в одном из интервью заявил: «Да ладно вам, мой герой погребен под двумя метрами земли».
Как бы то ни было, в итоге «Гладиатор 2» оказался на рельсах, предложенных Ридли Скоттом: это историческая драма, что легко читается, когда слышишь имена действующих персонажей — сплошь реальные личности, да и взаимоотношения проглядываются в том виде, в котором их преподносят историки.
События нового фильма разворачиваются спустя 16 лет после описанных в первой части, основным действующим лицом становится Луций (Пол Мескал) — наследник Римской империи в изгнании. Империей же правят братья Каракалла и Гета (Фред Хехингер и Джозеф Куинн), при жестком управлении которых растет коррупция и появляются недовольные как в народе, так и в ближайшем окружении тиранов.
Луций долгое время под именем Ханно успешно скрывается в Африке, сюда он попал в далеком детстве, здесь он живет и сражается против римских легионеров плечом к плечу со своей супругой. Однако судьба распоряжается так, что вскоре после начала осады города, защитой которого занимался Луций, он оказывается в плену у римлян и становится… гладиатором.
Не станем подробно раскрывать дальнейшие детали сюжета, хотя внимательный зритель наверняка разберется во всех родственных связях (а также разделит героев на плохих и хороших) за первые 20—30 минут фильма продолжительностью более двух часов. А еще 10 минут спустя сделает выводы о том, кто выживет, кто погибнет и при каких условиях. Это не слишком плохо, если дальше нам предложат интересную историю.
Создатели фильма быстро вводят несколько дополнительных важных действующих лиц, задача которых — добавить подковерных интриг в политическую борьбу. Замысел хорош, однако второстепенным (по сюжету) персонажам не дают развернуться во всю мощь.
Кто-то из них справляется за счет собственной харизмы: это вполне успешно выходит у работорговца и бывшего гладиатора Макрина (Дензел Вашингтон), которому удается сохранить о себе интригу чуть дольше остальных, да и Марк Акаций (Педро Паскаль) временами хорош на своем месте. Временами, потому как его участие больше походит на камео. Луцилла (Конни Нильсен), кажется, единственная из «старичков», вернувшихся во втором «Гладиаторе». Ей досталась роль связующего звена между первым и вторым фильмами, и одновременно героиня помогает поднять любимую американским кинематографом проблему отцов и детей.
Ситуация с братьями-цезарями вызывает вопросы. С одной стороны, у Ридли Скотта получилась отличная и омерзительная парочка античных фриков с декадентским макияжем. С другой, не совсем ясно, а чем они так плохи? Тем, что довели империю до ручки? Ощущения упадка нет. Желанием завоевывать мир и смотреть гладиаторские бои, попивая вино? Вполне себе римская мечта. А на фоне Коммода из первой части в исполнении Хоакина Феникса они выглядят бледной калькой. Проблема в том, что многое во втором «Гладиаторе» кажется уже виденным, но в лучшем свете.
Ридли Скотт стремится продемонстрировать масштабность с самого начала за счет как будто эпичной, но очень скоротечной битвы. Потом показывает прекрасный, хоть и далеко не утопичный мир древнего Рима, правда, лишь в виде ярких задников, как на театральной сцене. На их фоне — с иголочки одетые горожане да бедняки с ухоженными бородами. Как итог: «Гладиатор 2» оставляет ощущение камерности, которая вновь чуть отступает разве что во время боев в Колизее.
Создатели стараются передать идею скрытой борьбы за власть с политическими заговорами и подготовкой переворота. На деле же драматургия прямая, как монорельс, и в этом новая работа именитого режиссера походит на режиссерскую же работу позднего Клинта Иствуда. Правда, во втором случае это воспринимается как фишка, а не изъян.
К сожалению, Ридли Скотт часто копирует самого себя. «Гладиатор 2» повторяет первый фильм, и вся история Луция выглядит как ремейк жизни Максимуса, но на минималках — часть того, что пережил персонаж Рассела Кроу, теперь испытывают другие, и Марк Акаций в частности.
Более того, в течение фильма случаются флешбэки, которые сопровождаются знакомой музыкой Ганса Циммера — в этот момент можно пережить приятные воспоминания, но потом сразу вернуться в реальность. Своя музыка? Улетучилась почти сразу.
Луций, будучи персонажем, вокруг которого и должно все происходить, быстро забывается, он не видится главным героем, за которым пойдет народ и армия: в нем нет харизмы, брутальности, мотивы расплывчаты и меняются. И снова проблема не только в актерской игре, но и в воспоминаниях о первом «Гладиаторе». К тому же Луций прописан странно и больше напоминает героя второго (если не третьего) плана, от которого ничего особенно не зависит, а вся его важность для повествования продиктована исключительно происхождением. Его мотивы по глубине далеки от важных, а авторитет он зарабатывает на пустом месте.
Что ж, до широкого проката звучало, насколько кровавые, брутальные и динамичные сражения ждут зрителя в «Гладиаторе 2». Да, они могли бы оживить картину, если бы не все та же камерность, скоротечность, слабая постановка и хореография. Надо отдать должное операторской работе, благодаря которой ракурс обычно поставлен так, чтобы скрыть огрехи.
Там, где монтажом и ракурсом взять нельзя, на помощь приходит компьютерная графика: ее немного, в основном ее использовали для батальных сцен, а их кот наплакал. Зато есть разнообразие и красочность — этого не занимать (неплоха идея драки с лысыми бабуинами, а вот исполнение…). На фоне остального, в том числе массовки, где актеры смотрят то в камеру, то на руководителя группы, который показывает, что делать, воспоминания о батальных сценах теряются так же быстро, как и о главном герое.
Насколько хорош фильм, показывает «послевкусие» после его просмотра. «Гладиатор 2» не хочется пересматривать — в отличие от первой части, а перед глазами стоят те самые бабуины, одна отрубленная рука и опасная улыбка Макрина. И важно то, что картина Ридли Скотта плоха не тем, как снята, а тем, что она полностью вторична.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by