Комедии, выходящие в предновогодний сезон, — это отдельный вид искусства, живущий по своим правилам. Обычно логика в таких картинах берет отпуск, а ее место занимают гэги и елочные игрушки. «Миссия: Красный» отличается тем, что здесь из похождений Санты Клауса сделали блокбастер в стиле «Мстителей». Насколько эта затея получилась удачной — давайте разбираться.
О реальности, в которой Санта — это не волшебный дедушка с рождественских открыток, а чуть ли не супергерой, сотрудничающий со спецслужбами по всей Земле. Здешнего Санту зовут «Красным», и его главная задача — раздача подарков детям по всему миру. И для того, чтобы одна ночь в году прошла без осечек, Красный проводит 364 дня в подготовке к Рождеству.
В этом ему помогает Служба безопасности Северного полюса. В классических историях Санте прислуживали эльфы — маленькие остроухие человечки в ботинках с загнутыми носами. Здесь же Красный руководит армадой спецагентов, вооруженных волшебными гаджетами. Возглавляет их Каллум Дрифт, который уже больше 500 лет следит за тем, чтобы Рождество проходило как по маслу.
Но Каллум ловит классическое выгорание: если раньше он мог в каждом взрослом разглядеть ребенка, то сейчас все взрослые кажутся ему избалованными и жалкими существами. Каллум подает в отставку, и в этот же момент неизвестные злодеи похищают Красного.
До Рождества остается меньше суток, и один из главных праздников на Земле находится под угрозой срыва. Чтобы спасти и Рождество, и Красного, Каллум объединяется с Джеком О’Мэлли — ужасным человеком, но отличным хакером, способным выследить кого угодно.
Режиссером фильма стал Джейк Кэздан. Работа в кинематографе — семейная фишка. Его отец, Лоуренс Кэздан, создал сценарии для «Возвращения джедая», «Империя наносит удар», «В поисках утраченного ковчега» и «Хан Соло. Звездные войны: Истории». И если как сценарист Кэздан-старший выбирает размашистые блокбастеры, то как режиссер останавливается на камерном формате: например, черной комедии «Я люблю тебя до смерти» с Киану Ривзом или оскароносном «Туристе поневоле».
От своего отца Джейк Кэздан унаследовал как любовь к незамысловатым, но забавным сюжетам, так и тягу к высокобюджетному экшену. Судя по его фильмографии, первое проявляется в комедии «Очень плохая училка», второе — в дилогии «Джуманджи». В «Миссия: Красный» Кэздан-младший решил не изменять себе, поэтому мы получили двухчасовой экшен-фильм. Без попыток покопаться в высоких материях, но с вагоном спецэффектов, хорошим кастом и бодрым темпом.
«Миссия: Красный» — фильм настолько же звездный, насколько мемный. Бюджет ленты — 250 миллионов долларов, и есть ощущение, что львиная доля этой суммы ушла на гонорары актеров-хедлайнеров.
Например, Дуэйн Джонсон, сыгравший Каллума Дрифта, получил за участие в фильме 50 миллионов долларов. Это и рекордный гонорар для этого актера, и знаковая сумма для Голливуда в принципе. Для сравнения: Роберту Дауни — младшему за роль Тони Старка в «Противостоянии» досталось только 40 миллионов долларов. При этом солидный гонорар не повлиял на пунктуальность Скалы: из-за постоянных опозданий актера в производстве фильма приходилось делать регулярные паузы, что повлияло и на дату выхода картины, и на ее финальную стоимость.
Справляется ли Джонсон с ролью сурового эльфа-охранника? В принципе, да: в экшен-сценах он все так же хорош. А вот в его серьезный драматический отыгрыш сложно поверить из-за амплуа актера-мема: когда Скала поднимает бровь, хочется не затихать, а хихикать.
С Джей Кей Симмонсом, который сыграл Красного (или Святого Николая), все иначе. Его персонаж — главный катализатор морали во всем фильме, и его нравоучения воспринимаются без испанского стыда. Особенно с учетом того, как ловко философские монологи Симмонса миксуются со сценами, в которых 69-летний актер тягает штангу.
Еще один повод глянуть фильм — Крис Эванс. Актер, к которому намертво приклеился образ Капитана Америки, сейчас пытается откреститься от выхолощенного супергероя с помощью диаметрально противоположных ролей. Одним из таких образов и стал Джек О’Мэлли: циник и пессимист, который предпочитает верить не в чудеса, а в деньги. Последние он берет у всех, кто готов ему платить: совесть Джека еще с детства находится в спячке. Эванс весь фильм ерничает и ехидничает: в определенные моменты, когда рождественского контента становится слишком уж много, его сарказм может стать для зрителя спасательным кругом.
Запоминающихся женских образов тут два. Первая героиня — Жаклин Фрост, которую сыграла Люси Лью. Она возглавляет агентство, контролирующее мифических существ. Персонаж не топовый, но появление Лью в роли главы тайной организации отдает дань олдскулу и навевает воспоминания об «Ангелах Чарли».
Вторая героиня — ведьма-великанша Грила в исполнении Кирнан Шипки. Последнюю вы можете помнить по сериалу «Леденящие душу приключения Сабрины» и фильму «Собиратель душ». У Шипки получилась фем-версия Локи из киновселенной Marvel. Точно не злодей года, но и не абсурдный персонаж, о котором хочется поскорее забыть.
Восприятие фильма очень сильно зависит от ожиданий, с которыми вы отправляетесь в кинотеатр. Если идете на сеанс с мыслями, что сейчас вам покажут новых «Стражей Галактики», то реальность окажется к вам жестока. «Миссия: Красный» — разовое удовольствие, которое обязательно должно сопровождаться здоровенным ведром попкорна.
Шит ли местный сюжет белыми нитками? При желании их тут можно собрать целый моток. Логические просчеты и ляпы можно найти в каждой третьей сцене — но только в том случае, если вы хотите их заметить. «Миссия: Красный» не претендует на высокоинтеллектуальное кино: это чистый аттракцион, guilty pleasure, завернутое в мишуру. Если акцентировать свое внимание на том, почему герои поступают так, а не иначе, то от нелогичности происходящего можно взвыть.
Что случится, если просто расслабиться и плыть по течению фильма? Как минимум, скучно вам не будет. Кэздан создал мир, в котором на Всадника без головы могут надеть наручники, а снеговики подрабатывают охотниками за головами. Чтобы победить местного духа зимы, нужно дать ему леща, а интернет в поисках информации прочесывают реальные тролли, а не боты. Путешествуют тут с помощью кладовок и машинок Hot Wheels, а секретной способностью практически двухметрового Скалы оказывается уменьшение до размеров классического эльфа. «Миссия: Красный» пускается в фансервис и гэги, миксует экшен и трогательные моменты. И все для того, чтобы выполнить свою главную задачу: развлечь зрителя.
Понравился ли мне фильм? Да. Буду ли я его пересматривать? Скорее всего, нет: «Миссия: Красный» — одноразовое развлечение, но в этом нет ничего плохого.
По словам Скалы, у них получилась смесь «Джуманджи», «Чуда на 34-й улице» и «Хоббса и Шоу» со щепоткой «Гарри Поттера». А это значит, что зрителя ждут экшен, рождественская магия и обязательная победа добра над злом. Вас от такого набора подташнивает? Значит, ничего достойного в картине Кэздана вы не разглядите.
Но вы же не открываете пачку чипсов для того, чтобы насытиться микроэлементами и витаминами? Вы делаете это, потому что прямо сейчас вам хочется какой-нибудь вкусной гадости. С «Миссией: Красный» история абсолютно такая же: это не лента, которая попадет в главные фильмы 2024-го. Но это картина, которая может сделать ваш вечер чуть веселее.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by