«Попасть в IT очень просто» — такая фраза у одних вызывает чувство негодования («Не вводите людей в заблуждение!»), а другие полностью согласны. Нюанс в том, что подобные слова актуальны практически для любой профессии: результат обычно складывается из уймы переменных, среди которых предпринятые самим человеком усилия, внешние условия и что угодно еще. И ничего не происходит моментально. Мы поговорили с Татьяной, которая спустя много лет работы в сфере, совершенно не связанной с айтишкой, решила кардинально изменить жизнь. И ее путь нельзя назвать простым.
В минском офисе компании GameMod, которая ведет разработку масштабного игрового проекта (пока о нем молчок), нас встретили арт-директор проекта Алексей и Татьяна — она левел-артист, человек, который оперирует игровым пространством, собирая воедино труд других художников.
Алексей кратко ввел нас в курс дел в белорусской айтишке и на рынке труда. По его словам, в индустрии — речь в первую очередь о геймедеве — ситуация стабилизируется, хотя среднего звена специалистов может и не хватать.
— Есть эксперты и есть джуны, а вот мидлов надо еще поискать: тех «сержантов», которые тащат продакшен, — говорит наш собеседник.
Два года назад мы столкнулись с тем, что нужно растить этих ребят, набирать «с улицы». И у меня был некоторый опыт еще с одного из прошлых мест работы: я смотрел на мотивацию людей, иногда, основываясь на ней, просто открывал сотруднику позицию. Чаще всего они очень быстро «съедали» всю историю с технологическими аспектами, а потом на своей мотивации, на заряде, нагоняли.
Нередко это были «смежники» — люди, косвенно знакомые со спецификой игрового направления.
— Есть товарищ, который, допустим, знал Solidworks: проектировал станки. И на его заряде, на его любви к видеоиграм он проскочил два года на энтузиазме, на молодости. А теперь — отличный мидл, который «тащит» на себе, обучает и развивает сотрудников. У Тани похожая история, — рассказывает Алексей.
— Я окончила художественное училище имени Глебова и после распределения ушла работать в мозаичную мастерскую Свято-Елисаветинского монастыря. У нас были очень интересные объекты, многие не в Беларуси — это была Европа, страны СНГ. Плюс интересная команда, все с художественным образованием, сильные художники и как люди приятные.
Вначале я была рядовым сотрудником, но, когда нравится работа и ты пытаешься полностью научиться всему, ты будешь развиваться и идти дальше. Потому спустя время я получила руководящую должность и стала ответственной за определенные рабочие процессы, — вступила в разговор Татьяна.
По ее словам, та работа пришлась ей очень по душе. Мозаика — это монументальный художественный вид искусства, очень скрупулезный и требует большой усидчивости, а некоторые заказы выполнялись в течение нескольких лет. Наверное, в будущем, когда девушка решила сменить работу, это помогло справиться с абсолютно новым для нее начинанием.
— У нас достаточно сильная мозаичная школа, мы выигрывали очень много тендеров и были признаны лучшей мастерской в мире, — добавляет она.
В этой сфере Татьяна проработала около 10 лет. Это был интересный период жизни: менялись локации, проекты, люди, заказчики. Однако затем она решилась на изменения:
— Я начала думать, чем заниматься дальше. Я понимала, что у меня сильно развит навык художественного видения и у меня есть профессиональный взгляд на какие-то вещи, и работу надо искать именно в связанной области.
Чем же я хотела заняться? Все мое детство прошло в компьютерных играх: я росла со старшим братом, с которым мы прошли немало игр — волей-неволей ты смотришь, заряжаешься этим всем. И мне безумно нравился «Принц Персии: Пески времени». Я смотрела и думала: вот это да, люди создают этот мир, ты в этом всем находишься, погружаешься в эту атмосферу. И меня так сильно привлекло, что ты можешь создать то, что может повлиять на игрока и погрузить именно в этот мир, заставить вообще почувствовать совсем другое что-то. Подумала: вот это мне подходит.
Здесь, правда, была загвоздка: Татьяна не была знакома с компьютерами как с рабочим инструментом.
— Это было только открыть, включить, фильм посмотреть и закрыть. Да я даже программы не умела скачивать, у меня не было знакомых в IT… То есть я была конкретно полным нулем, — внешнее спокойствие Татьяны прерывает яркая улыбка.
Дальше все по классике: изучение вопроса, поиск ответов на то, какие программы нужно изучать, какие курсы могут помочь, смотрела видеоролики и искала людей «в теме». Цель еще не нарисовалась, девушка выбирала направление, так как сфера оказалась на удивление широкой.
Татьяна определилась с курсами: это была школа компьютерной графики и разработки игр.
— Курсы были единственные, которые мне показались подходящими, но они специализировались больше на казуальном жанре. А мне он не очень нравится с его мультяшностью, мне хотелось пойти в реализм — все-таки мой жизненный путь был связан с ним.
На курсах пришлось изучать ПО для 3D-моделирования, что для не слишком знакомой с компьютерами Татьяны было очередным вызовом.
— Это оказалось очень сложно для меня… Курсы длились полгода, и я каждый день просто вставала с такой [разводит руки] головой и думала: ужас какой, ну как это вообще они делают? Это было на грани какого-то безумия, потому что я верила, что у меня получится, но я не понимала, как все это произойдет.
О том, что получается, девушка узнала, разместив дипломные работы после окончания обучения на Sketchfab: они вошли там в топ-10 по итогам месяца.
— Я действительно удивилась. Я подумала: ну, значит, 100% нужно двигаться дальше, — добавляет она.
«Для начала поставила цель: буду сидеть в компьютере пять часов, потом увеличу до семи и потом — восьми»
Была ли иллюзия, что после курсов ее сразу куда-то возьмут на работу, она станет самым востребованным специалистом и каждая компания захочет закинуть оффер? Может быть, где-то в глубине души, хотя рациональная сторона Татьяны подсказывала: нужно приложить больше усилий, это только начальный этап, знакомство.
Курсы, к слову, приходилось совмещать с основной работой (а это командировки, работа на лесах), которая кардинально отличалась от нового начинания.
— Я возвращалась домой и до ночи сидела, читала, изучала и так по кругу. Выглядело как день сурка, — вспоминает Татьяна.
Уйти с привычного места работы удалось не сразу: весь процесс занял примерно два года, отпускать не хотели. Сложно было, вспоминает Татьяна, «перешагнуть и уйти с места, где тебя любят, где к тебе хорошо относятся, в неизвестность». Но и отказываться от мечты также не хотелось.
Когда появилось больше свободного времени (с учетом подработок — деньги-то нужны), девушка составила план: цель и маленькие пункты по ее достижению.
— Я понимала, что если хочу работать в этой индустрии, а она вся связана с компьютерами, то мне придется большое количество времени проводить за компьютером. Для начала поставила цель: буду сидеть в компьютере пять часов, потом увеличу до семи и потом — восьми. Мне нужно было понять, смогу ли я выдержать такое напряжение.
Сейчас вспоминаю, что это реально была какая-то суперборьба. Были моменты, когда я нажимала что-то, а оно пропадало, — я потом целый день сидела и искала, куда оно делось. Перезагружала двадцать пять раз компьютер. Вставала, ходила по комнате вот с такими красными глазами и думала, что произошло. В мышке садились батарейки? Я не понимала, почему она не работает. И самое обидное было в этом всем, что у меня не было ни одного знакомого, который мог бы подсказать.
Потом были тестовые задания, причем Татьяна пробовалась даже на сеньора, хотя тогда не понимала, кто это вообще такой (впрочем, и мидл с джуном тоже были просто словами). Да, опыта не было, в чем она призналась компании, предлагавшей позицию, но было желание сделать тестовое задание. На работу дали неделю-полторы, у девушки ушло больше.
— Провела с компьютером в обнимку две недели. И поняла, что такое выполнять сложный ряд заданий, делать работу от начала и до финиша, оценивать эстимейты времени, чтобы сделать вовремя. И понимала, что я не готова, однако хотела довести дело до конца. В итоге я сделала это тестовое задание и, думаю, сильно тогда прокачалась. Правда, больше не надеялась на то, что мне дадут работу, — вспоминает наша собеседница.
На работу тогда действительно не взяли: все-таки искали сеньора, который будет ответственным за команду. Были и другие попытки, которые позволяли получить опыт, появились люди, которые помогали советом.
«Мне прислали часы — я подумала: какие-то часы. Показалось, что все просто и я сделаю быстро, но не тут-то было»
Из видеороликов Татьяна узнала о существовании LinkedIn, а как-то раз у одного сильного художника подсмотрела анкету.
— В первой строчке он написал «Hard Surface моделирование», то есть обозначил себя как человека, который выполняет такой уровень работы. Я уже немного понимала, что это такое, и решила, что тот уровень, который у меня есть, подходит. Чуть-чуть. И первой строчкой (я не до конца заполнила анкету) у меня тоже появилось «Hard Surface моделирование». И закрыла компьютер: поздно было, думала, завтра допишу, — рассказывает Татьяна.
Потом добавляет, что уже смирилась с ситуацией и не особенно надеялась на то, что быстро найдет работу. А утром пришло уведомление с вакансией environment-художника и предложением выполнить тестовое задание.
— Мне прислали часы — я подумала: какие-то часы. Показалось, что все просто и я сделаю быстро, но не тут-то было. Мне дали неделю на эту работу, но, как я понимаю, такое делают за два дня, а то и за день, — говорит Татьяна, рассказывая о скрупулезной подготовке к этой работе. Итогом она была довольна, а компания пригласила ее на собеседование.
Тут важно понимать, что это было первое собеседование в жизни белоруски. Благо ей помогли соседи, занятые в HR: они позадавали вопросы, чтобы хоть как-то подготовить девушку.
— Я от волнения начинала такую околесицу нести… Думала, что это будет фиаско, — вспоминает.
Собеседование прошло неплохо, хотя в какой-то момент Татьяна устроила собеседование самим интервьюерам. Об этом она вспоминает со смехом: говорит, что ей было действительно интересно узнать о людях.
— У меня был вопрос про заработную плату, но на самом деле я шла не за деньгами, я шла за мечтой. И тогда мне было все равно, сколько я буду зарабатывать, главное, чтобы мне дали этот шанс.
Татьяна вспоминает: ожидания того, что на работу все же пригласят, не было:
— Я уходила, иду, ветер, это была сцена как из кино. Думала, сейчас меня «дует» домой, шла грустная, пришла, села на диван: ну ладно, не получилось. И тут мне закидывают оффер.
Пригласили ее на другую должность: не художником по объектам, а в левел-арт: кто-то из присутствующих обратил внимание именно на эту перспективу. Правда, на фоне стресса порадоваться не удалось. Затем было волнение, так как к работе надо было приступить быстро. Пришлось привыкать к «айтишной среде», новым способам коммуникации. Самыми сложными были первые три месяца, непростыми — полгода.
— Я понимала, что это сейчас вот выживание, ты должен показать себя.
Под финал разговора Татьяна добавляет, что влиться в итоге получилось, и оказалось, что айтишники вполне себе поддерживающие и общительные люди — просто «другие» [смеется].
Отдельно мы поговорили с Алексеем, который ответил на несколько вопросов о том, как попасть в IT и игровое направление в частности — с точки зрения арт-директора компании.
Что касается учебы, здесь все так же ценится классическое художественное образование, говорит он:
— Любое художественное образование, а училище — лучше, я думаю, так как люди тут свободнее мыслят. Плюсом будет базовое знание ПК: у художников есть классическая болезнь: они не умеют пользоваться компьютером, но это решаемая проблема. Да, может выглядеть как рискованный эксперимент, но иногда это стоит того. Татьяна — пример тому, притом что программное обеспечение приходится использоваться не самое простое.
Про выбор курсов вопрос оказался сложнее. По словам Алексея, он и сам ходит на обучение — поднимать экспертизы в смежных сферах для понимая процессов.
— Это не вопрос, идти ли, тут вопрос: как выбрать? Сложно попасть на действительно хорошие курсы: обычно они стоят очень дорого, длятся долго, и набирают туда немного людей. Но для получения базовых вещей, когда начинаешь с нуля, найти проще. Такие нужны, чтобы понять, как все работает, твое это или не твое. И при этом надо быть готовым к тому, что все, что тебе расскажут, не слишком актуально.
Пример: на собеседовании соискатель может рассказать свой пайплайн, и оказывается, что 80% человек говорят о процессах пятилетней давности. Это значит, что он делает все на 50% медленнее — просто из-за использования неправильного софта. Дело в том, что на курсах нередко «вгружают» устаревшие подходы: преподаватели редко одновременно занимаются практикой и учат по накатанной.
Что учить? Базой, по словам Алексея, еще очень долгие годы будет Unreal Engine 4, 5 и следующие версии.
— Это уже стандарт индустрии, многие движки используют части его кода и его принципы в своих наработках, в том числе проприетарных. Даже если ты никогда не будешь работать с этим движком, все равно весь твой контент экспортируют в него. И оценка будет происходить внутри этого движка. Соответственно, учим Unreal, учим 3D-софт (чаще это Blender, в анимации — Maya). Так что Photoshop, Unreal, Blender — достаточно для «влета» в айтишку, если хочешь стать персонажником — учи ZBrush. И качайте софт-скилы.
Как искать работу?
Если искать работу с нуля — отправляться на «выставку тщеславия» Artstation.
— Это как визитная карточка, но не более того. Не стоит публиковать все подряд: иногда одной работы достаточно, чтобы оценить уровень человека. Или это может быть ряд работ, которые демонстрируют наглядно процесс становления во времени. Плюс LinkedIn с анкетой и генерация контактов там.
С какими сложностями придется столкнуться?
— Менеджмент собственного рабочего времени — это важно. Для новых художников это большая проблема: они склонны сваливаться в перфекционизм и пиксельхантинг, но с опытом приходит понимание. При этом нужно уметь работать над чем-то одним действительно долго — месяцами.
Никуда не девается профессиональное выгорание. Нужен баланс, но его найти сразу не получится: вначале в любом случае придется работать много и выдерживать нагрузки. Плюс самостоятельность. Некоторые думают, что их будут подгонять палкой и конкурировать. Нет, хороший тимлид заинтересован в том, чтобы быстрее тебя обучить и передать часть работы. Если ты способен брать на себя ответственность, «тащить», тебе с радостью все помогут.
Также, по словам Алексея, сейчас достаточно нахвататься знаний в интернете, стать в какой-то мере квалифицированным специалистом, претендующим на высокую позицию. Проблема в том, что без опыта взаимодействия навыки могут не сработать:
— Человек должен сам понаступать на «грабли», совершить критические ошибки и найти выход из них.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by