«‎Первые полгода жил на закатках». Этим белорусам не повезло с зарплатой в IT

19 августа 2024 в 8:00

Считается, что высокие зарплаты в IT — такая же данность, как свекла в борще. На деле же оказывается, что солидные чеки достаются далеко не всем работникам этой индустрии. Хитрости в контракте, подлянки от руководства, штрафы и коварные заказчики: пообщались с белорусскими айтишниками, которым не повезло с зарплатами.

«‎Всем добавят по заслугам»

 У Андрея было как профильное образование, так и понимание процессов в IT. Поэтому молодому человеку удалось устроиться в небольшую продуктовую компанию.

— Через пару недель после собеседования вышел в штат. Условия оговаривались: обещанная зарплата после испытательного срока была практически равна зарплате, которую я получал на прошлой работе. Опыт в любом случае иным путем не получишь, поэтому пошел на эти условия.

 Испытательный срок был три месяца, но через два его уже закрыли. Однако до обещанного уровня зарплату не подняли — без объяснения причин. Естественно, это вызвало недовольство, но я решил понаблюдать, что будет дальше, — говорит Андрей.


Андрей вспоминает, что через какое-то время в компании анонсировали всеобщее повышение зарплаты: работодатель заявил, что «‎всем добавят по заслугам».

— Мне добавили или 27, или 30 рублей. При этом работы было огромное количество, и все, что можно было получить за овертаймы, — это отгулы. Но я упорно продолжал работать, чтобы продержаться какое-то существенное время.

В итоге ‎сгорел через полгода и решил уйти в никуда. Позже повезло найти вариант, который меня устроил, и все закончилось хорошо. До сих пор в этой профессии, а тот период вспоминаю в качестве трамплина. Может быть, если бы его не было, то я бы вообще не работал в IT, — заключает мужчина.

10.1" 1920 x 1080, IPS, 60 Гц, сенсорный, Intel Pentium Silver N5030, 8 ГБ DDR4, SSD 128 ГБ, видеокарта встроенная, Windows 11 Home, цвет крышки белый
15.6" 3200 x 2000, IPS, 120 Гц, AMD Ryzen 7 7840HS, 16 ГБ LPDDR5, SSD 512 ГБ, видеокарта встроенная, цвет крышки серый, аккумулятор 72 Вт·ч
Выбор покупателей
15.6" 1920 x 1080, IPS, 144 Гц, AMD Ryzen 7 7435HS, 16 ГБ DDR5, SSD 512 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce RTX 4060 8 ГБ (TGP 140 Вт), без ОС, цвет крышки серый, аккумулятор 90 Вт·ч

«‎Сейчас идет второй месяц без премии»

В IT Кирилл уже больше года: туда молодой человек попал после полуторагодовой отработки, во время которой трудился в отделе автоматизации производства. Сейчас он 1С-разработчик в международном IT-интеграторе.

— В первые месяцы зарплата устраивала. В компании принято держать минимальный оклад и большую премиальную часть, зависящую от «‎эффективности часов сотрудников». Была мотивация работать больше, потому что зарплата напрямую зависела от количества выполненных работ. У меня выходило больше $900, — рассказывает Кирилл.


По его словам, вся эта схема работала до увольнения руководителя минского офиса. После у руля встали коллеги из Москвы.

— После изменений в руководстве начались перебои с выплатами зарплат. Изменилась система мотивации, добавились сгораемые часы. Казалось бы, что это распространенная система для расчета зарплаты разработчиков 1С. Но только ввелись новые документы по начислению премии, которые ни с кем не согласовывались. А в контракте прописывается лишь минимальный оклад без упоминания системы премирования.

Кирилл говорит, что меньше чем через полгода после очередного несогласованного изменения мотивации сотрудников разработчикам выставили нулевую премию.

— Начали кормить «‎завтраками», мол, выплатим все с окладом, с авансом. Сейчас идет второй месяц без премии, которая составляла преобладающую часть заработной платы сотрудников. Работодатель до сих пор не выплачивает деньги, ссылаясь то на опоздания в подаче документов, то на нехватку финансирования. А самое главное, что он обвиняет работников в отсутствии мотивации и нежелании приносить деньги офису, — сетует Кирилл.


«‎Перед Новым годом я получил зарплату чуть больше 1000 рублей»

Войти в IT Максим пытался еще во времена учебы в Гомельском университете, но в итоге распределился в родной город в Гомельской области. Там он три года проработал инженером-программистом на предприятии.

— Улучшил навык общения с разными людьми, зарплата была довольно большая, еще и отслужил в резерве. Но вновь задумался про работу в IT, потому что на заводе я чувствовал себя не в своей тарелке. Хотелось писать код и получать большие деньги, а не мчаться к восьми утра на проходную, чтобы пробить пропуск, — вспоминает Максим.

У него начался период самообучения и первых собеседований. Параллельно заканчивался контракт на заводе, а работы в IT еще не было. Но молодой человек решил, что лучше попробовать и потерпеть неудачу, чем сожалеть об упущенных возможностях:

— Примерно полгода я прокачивал скилы и проваливал собеседование за собеседованием. Хотел даже пойти бариста в кофейню, но в итоге работа в IT меня нашла.

Это была небольшая компания из пятнадцати человек, в которую меня взяли на позицию фулстек-разработчика. По сравнению с процессами на госпредприятиях там был полный хаос. Были и переработки, и дикая нагрузка с переключением между несколькими проектами, и непонятные постановки задач.

По словам Максима, он все равно благодарен этой компании и за опыт работы, и за коллектив. Правда, спустя полгода работы он начал подыскивать себе новое место:

— Дело в том, что руководителей устраивали сотрудники, которые приходили к ним поработать год-полтора за низкую зарплату, а затем увольнялись. Например, перед Новым годом я получил зарплату чуть больше 1000 рублей: объяснили это тем, что я не участвовал в проектах, которые закрыли в декабре. А хотелось купить подарков родным и близким, но тут бы прожить на эти деньги.

На том месте я пробыл практически год. А затем прошел собеседование в другой компании: там и предложили больше, и процессы настроены были лучше — так, что не хотелось помирать к концу рабочего дня.


«Работать за 1000 рублей просто не хотелось»

В первую очередь визит Михаила в IT был обусловлен не желанием попасть в перспективную сферу, а попыткой скоротать время.

— Я из маленького городка на севере Беларуси, но учился в Минске. Так получилось, что на третьем курсе мне пришлось ездить домой чаще, чем обычно, — минимум раз в неделю. И картина была такая: пары заканчиваются в три, поезд — в восемь, и у меня 5 часов времени, которое просто некуда деть.

Я не люблю проводить время в видосах и играх. Сначала я просто читал книги, а затем, сидя с книжкой на вокзале, увидел рекламу курсов для тестировщиков. Школа как раз находилась в районе вокзала, поэтому я пошел на пробное занятие, — вспоминает Михаил.


Попробовал — и втянулся: тестирование молодому человеку понравилось, поставленные задачи давались ему легко. Год обучения, еще полгода самостоятельной практики — и Михаил уже получает заветный оффер.

— Попал в маленькую компанию, главным продуктом которой был сервис для проката велосипедов. Коллектив был классным, офис небольшим, но уютным. Проект сам по себе был интересным, и я рад, что смог над ним поработать.

Единственным нюансом была зарплата. Как джун-тестировщик я получал только $300. Это очевидно маленькая сумма, но на собеседовании меня заверили, что в компании регулярно случаются премии и раз в квартал можно получить что-то около тысячи долларов в дополнение к зарплате. Я поделил эту гипотетическую тысячу на три месяца, и с учетом зарплаты выходило уже больше $600 — жить можно.

Правда, за год работы Михаил этой премии так и не увидел. Всегда появлялась причина, из-за которой дополнительные деньги проходили мимо нашего читателя: то заказчик задерживает оплату, то премиальные тратились на обновление техники для сотрудников, то один из десятка показателей не удавалось довести до нужного уровня.

— То есть чисто гипотетически эту премию можно было получить, но на практике все было сложно. Я продержался в режиме ожидания год, дальше просто стало жалко своих сил и нервов, да и работать за 1000 рублей просто не хотелось, — говорит Михаил.


«‎Работу трех джунов представляли за труд одного сеньора»

Анастасия отучилась на Python-разработчика: за плечами девушки и учеба в БГУИР, и пройденные курсы. Правда, диплом и сертификаты довольно долго не пополнялись оффером: первую работу девушка нашла только спустя полгода после окончания университета.

— До этого были неоплачиваемые стажировки и какие-то минимально оплачиваемые сайд-проекты. А в начале 2023-го я увидела предложение от одной белорусской IT-компании: там людей приглашали на стажировку с последующим трудоустройством. Я решила включиться, — рассказывает Анастасия.

Девушка вспоминает, что стажировка прошла легко: практически все, чему учили в компании, она уже знала. В конце Анастасия получила рабочее приглашение и вместе с двумя другими джунами попала в штат.

— Приколы начались спустя четыре дня после устройства. Нас позвали на «кол» с заказчиком, но проджект попросил просто посидеть нас рядом, без камер. Сам «кол» прошел нормально: мы просто узнали подробности о проекте, над которым будем работать. Но после него нам заявили, что мы становимся главными разработчиками на проекте.


Сейчас Анастасия не может понять, почему они тогда все просто согласились, а не уточнили, как это вообще возможно — стать ведущими разработчиками спустя несколько дней работы в компании.

— Но в итоге начали трудиться. Работы было очень много: были и овертаймы, и постоянные правки, и необходимость самим изучать что-то новое. Но все старались, потому что за этот проект можно было получить хорошие деньги.

Только вот хорошие деньги получал лишь наш тимлид. Потому что работу трех джунов представляли за труд одного сеньора. Условно, за труд такого специалиста требовали $3000, а джунам платили по $350—400.

На профильных форумах мы узнали, что такой подход для нашей компании — классика. Я хотела уволиться сразу, но не смогла: в контракте есть пункт, из-за которого досрочный разрыв контракта обязывает сотрудника оплатить стоимость стажировки. Якобы компания потратила на нас время своих сотрудников, и так мы должны его возместить.

Сейчас я работаю без какой-либо вовлеченности: просто дожидаюсь, когда закончится контракт. Еще четыре месяца — и увольняюсь, — заключает Анастасия.


«‎Первое время серьезных денег вы тут точно не заработаете»

Как говорит Владислав, однажды соцсети просто подсунули ему рекламу курсов в IT — и понеслось:

— Это была реклама одной из самых популярных платформ онлайн-курсов в Беларуси. Я тогда работал сисадмином в банке, и от той работы уже подташнивало. Поэтому реклама, в которой рассказывали про работу геймдизайнера, казалась знаком свыше.

Чтобы сосредоточиться на обучении, Владислав ушел с нелюбимой работы и полностью отдался курсам. Полгода мужчина шел по программе и еще полгода набивал руку на бесплатных проектах, просто ради опыта.

— Первую работу в сфере геймдева получил благодаря знакомству. В итоге оказался в конторе, которая занимается мобильными новеллами. Перспективы были хорошими, а изначальная зарплата — не очень, в районе $400. При этом все накопления у меня иссякли за время обучения, а вот привычки, которые выработались еще во времена работы в банке, остались.


Из-за проблем с распределением финансов и скромного бюджета Владислав умудрялся тратить зарплату за несколько недель до следующего зачисления.

— Первые полгода зарплата у меня пропадала за две недели. Дальше просто жил на закатках. Но со временем начал делать так же, как мои коллеги: набирать себе сайд-проекты, из-за которых финальный чек увеличивался.

Но хотел бы обратиться ко всем, кто мчится в геймдев с нулевым опытом. Прихватите с собой денежную подушку: первое время серьезных денег вы тут точно не заработаете, — советует мужчина.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by