Максим — коренной минчанин. Он окончил радиотехнический институт и много лет проработал IT-специалистом. Ближе к 30 парень задумался о здоровье, стал правильно питаться и практиковать йогу. А побывав в Индии, и вовсе решил круто повернуть жизнь: женился и вместе с семьей переехал на хутор под Браславом. Завели хозяйство, родили дочку. Сейчас Максим водит экскурсии по болоту и организует ретрит для желающих убежать от городской суеты. Этот видеомонолог — о том, как не изменять своим ценностям и не бояться круто менять свою жизнь.
Еще в детстве Максим все летние каникулы пропадал на даче. Любовь к природе ему привила бабушка, ей нравилось собирать полевые цветы: ромашки, колокольчики, васильки.
Мальчик тоже периодически бродил вдоль Минского водоканала, находил лекарственные растения, сушил их и готовил чаи, своими руками делал гербарий-книгу. Соседи и местные смотрели на него как на подрастающего ботаника.
Со временем парень пошел учиться на радиомеханика по ремонту телевизоров в училище, а потом поступил на вечернее отделение радиотехнического института.
Последнее место работы Максиму вспоминается смутно. Он был сервис-инженером в «айтишке», занимался пусконаладкой сложного оборудования в Беларуси и России. Это были постоянные командировки, времени на себя не оставалось.
— Чувствовал себя роботом во всей этой городской суете и, по сути, не жил полноценной жизнью. Поработал, съел что-то готовое в столовой — и спать, — вспоминает режим дня 45-летний мужчина. — Уже тогда я понимал, что здоровье проседает. Пытался выходить на утренние пробежки, делать зарядку, проращивал пшеницу и квасил капусту в домашних условиях, по выходным выбирался на природу.
А еще парень пообщался со знакомым, который давно практиковал йогу, и увлекся сам. Ежедневные медитации помогали ему настраиваться на день и сохранять энергию. Это полезно любому человеку, особенно в городах.
В 2015 году жизнь забросила Максима в пеструю Индию. Раньше эта страна ассоциировалась у мужчины с веселыми музыкальными фильмами из девяностых.
— Больше всего удивило то, что люди там живут в бедности и при этом счастливы. Постоянно улыбаются, даже когда гаишник выписывает им штраф. Там можно за копейки вкусно поесть риса или фруктов — того, что, грубо говоря, растет под ногами, — и на долгие годы сохранить здоровье. Плюс люди там очень дисциплинированны, постоянно выполняют духовные практики. Та поездка меня очень вдохновила, и уже дома я перешел на славянское питание: квашеную капусту, проросшие семена злаковых, лепешки.
Но это еще не все. Однажды, сидя за компьютером в офисе, Максим познакомился по интернету с девушкой из Башкирии. Она успела пожить в российских экопоселениях, а последние лет десять работала полиграфическим дизайнером в Москве.
Мужчина съездил к Алие познакомиться, а в следующий раз забрал ее с вещами в Беларусь. Как раз после Индии они покупают домик на хуторе под Браславом (подальше от столичной суеты) и еще один на краю деревни в той же местности.
— Это был 2017 год. Наверное, подтолкнул еще и кризис. Имея крепкий домик, дрова на зиму и классическое пропитание, ты уже особо не зависишь от экономики и курса доллара, — объясняет мужчина.
Четыре года назад у Максима и Алии родилась дочка. Растет она в абсолютной свободе. Бегает босиком по траве и изучает природу. В общем, ни в чем себе не отказывает. Родители пытались отдать дочку в садик, но ей там не понравилось. Настаивать не стали.
— В целом мы думали про домашнее обучение. Дети, которые растут в экопоселениях, ничем не отличаются от городских. Наоборот, становятся более здоровыми и крепкими.
Когда Алия была беременна, семья завела коз. Потом у них появились корова, куры, собаки.
— Мы учимся на своих ошибках. На хуторе иначе смотришь на вещи. Чтобы все получалось в плане хозяйства, нужно идти не вразрез с природой, а об руку с ней, не сопротивляться. Мы приехали сюда и изучали опыт пахотного земледелия в разных странах, а потом испытывали разные подходы с учетом нашего климата. К примеру, выращивали картошку под соломой. Местное население смотрело на нас как на чудиков.
Первое время Максим занимался ремонтом техники и оборудования, а потом начал задаваться вопросом: чем бы ему хотелось заниматься на самом деле, находясь на природе?
И жизнь снова сыграла несмешную шутку. В 2017 году в Миорском районе активно взялись за развитие зеленой экономики, в том числе стали обучать «болотных» гидов. Максиму откликнулось: ему точно надо туда.
— Когда я первый раз попал на Ельню, ощущения были непонятные. На самом деле, пугало, что болото засосет. Оказалось, оно не топкое и очень красивое, здесь растет много чего вкусного. К примеру, местные в сезон за день могут собрать по два картофельных мешка клюквы. Тогда я очень загорелся: нужно всю эту красоту беречь и показывать людям.
С тех пор Максим — гид по болоту. Зимой, когда несезон, он возвращается к старым навыкам и чинит технику по запросам.
На самом деле, технический склад ума и сейчас помогает мужчине изучать растительный и животный мир, копаться в тоннах литературы и структурировать всю эту информацию.
— Здесь, на хуторе, в уединенной жизни траты намного меньше. Плюс другой уклад жизни. Иногда починишь ноутбук, а тебе за это надают закаток, грибов, прицеп картошки. Как говорится, чем богаты, тем и рады. Люди здесь простые и очень открытые.
Кстати, я очень сильно удивился, когда понял: доходность от экскурсий вполне сравнима с заработком в IT. И если выбирать между тем, чтобы провести несколько дней в ремонте сложной техники или пройтись по болоту с интересом и пользой для себя, я выберу природу.
Максим признается, что поначалу водить экскурсии было сложно и непривычно.
— Это как экзамен — пытаться донести людям информацию, которую сам знаешь не так давно. Но потихоньку уверенности добавляется, каждый день узнаешь что-то новое, изучаешь, и это вдохновляет.
Когда экскурсий становится меньше, мужчина берется за то, до чего не доходили руки летом. Он по-прежнему любит заготавливать разные травы и занимается ферментацией чаев. Признается: чтобы получить пять килограммов чистого чая, нужно обработать легковой автомобиль сырья.
Излюбленным увлечением Максима остается хатха-йога, сейчас он практикует сам и тренирует других. Осенью запланировано обучение в Питере по йогатерапии.
— Йога помогает держать в тонусе мышцы, укреплять позвоночник и налаживать связь с собой. Когда человек приветствует солнце и выполняет комплекс простых и доступных каждому упражнений, спустя некоторое время он замечает скрытые ресурсы организма: как с легкостью делает растяжку или даже садится на шпагат.
Мужчина уверен, что у каждого человека в жизни наступают периоды, когда он сомневается в себе и нащупывает, в том ли направлении движется. Иногда у него возникали мысли вернуться в город.
— Там хорошо, магазины рядом, и печку топить не надо. Но посидишь неделю, и становится грустно от того, что бетонные стены давят со всех сторон.
Наш герой уверен, что заниматься творчеством и интересными для себя вещами возможно только при условии, если закрыты базовые потребности: крыша над головой и питание. Он убежден, что в деревне всего этого добиться проще.
— Здесь хоть и не дворец, но мы уже мало зависим от экономики.
Прежде чем ехать на землю, Максим придумал большой проект для оздоровления людей. Уже в ближайшее время мужчина планирует обустроить территорию хутора и создать ретрит для всех желающих, чтобы они могли отвлечься от городской суеты, заняться йогой, поддержать организм с помощью здорового питания и просто побыть в тишине.
— Сейчас в Беларуси возникает множество разных узкоспециализированных ретритов, где человек чаще всего находится в безмолвии. Очень хочется привлечь к проекту не только мой потенциал, но и других инициативных людей. К примеру, есть на примете человек, который по соседству хочет разводить лошадей и проводить занятия по конной ходьбе.
Мужчина верит, что со временем в Витебской области удастся создать целое экопоселение людей, которые стремятся к подобному образу жизни. Всего в Беларуси около 30 таких поселений.
Напоследок Максим признается, что в любой период жизни важно остановиться и найти время побыть с собой, заземлиться. Особенно важны такие моменты для принятия определяющих жизненных решений: что делать дальше и куда стремиться.
— Гораздо лучше в условиях природы наладить быт и найти интересное для себя занятие, чем быть офисным работником и к 40 заработать не только на квартиру в столице, но еще и букет болезней, — уверен Максим. — Для меня счастье в том, чтобы встречать и провожать день без сожаления, чтобы он был потрачен не зря и чтобы внутри были гармония с собой и спокойствие.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by