Штампы под ногами майора. Вот каким получился фильм «Майор Гром: Игра»

13 392
24 мая 2024 в 8:00

Вчера в прокат вышел фильм «Майор Гром: Игра» — сиквел картины 2021 года, снятый по комиксу Bubble Comics. В первой части полицейский Игорь Гром боролся с линчевателем и зрительскими ожиданиями. Сейчас же ему придется пободаться с медными трубами и новым злодеем. Справился ли он с этими задачами — дальше по тексту.

Ответ Marvel, о котором тот не просил

Перед разбором сиквела давайте вспомним, каким получился «Майор Гром: Чумной доктор», который вырос в полноценный фильм из бодрой короткометражки 2017 года.

Ленту про хмурого полицейского, олицетворяющего фразу «Добро должно быть с кулаками» в рецензиях в основном хвалили. Особенно удачно картина выглядела на фоне предыдущих попыток российского кинематографа ступить на тропу кинокомикса. Нафталиновая «Черная молния» (вы про нее еще помните?) и абсурдные «Защитники» Андреасяна выгодно оттеняли дебют Bubble Studios.

В сравнении же с западными кинокомиксами «Майор Гром» выглядел уже не так убедительно. На фоне топовых релизов Marvel и DC история Игоря Грома блекла из-за нехитрого сюжета и прямолинейных персонажей. Не обошлось и без очевидного «дай списать»: Петербург подозрительно напоминает Готэм, а главный злодей фильма — Лекса Лютера из «Бэтмена против Супермена».

Но все-таки лента собрала достойную кассу, и фан-база Игоря Грома из комиксов пополнилась новыми обожателями. Выпуск сиквела был только вопросом времени. Но стоило ли его на это зрелище тратить? Давайте разбираться.

Блиц-отзыв без спойлеров

Ощущения от сиквела примерно такие же, как и от оригинала. На одной чаше весов — классная съемка и бодрый саундтрек, на другой — невыразительный и одновременно с этим перегруженный сюжет, от которого через полтора часа просмотра просто устаешь.

В принципе, получилось как у Marvel. Если, конечно, мы говорим про фильмы Marvel последних трех лет, которые не обругал только ленивый. К «Игре» сложно придраться с технической стороны, но вот в плане художественного повествования здесь россыпь вопросов.

Однако, если вам понравилась первая часть, то должна зайти и вторая. И наоборот: все, что заставляло вас кривиться во время просмотра оригинала, осталось на месте. Если создатели и проводили работу над ошибками, то случилась она где-то за кадром, а на экран выпустили проблемный чистовик.

Теперь — во всех подробностях и с горсткой спойлеров.

Каковы правила «Игры»?

После событий первого фильма Игорь Гром переквалифицируется в местную рок-звезду. Он все еще служит в полиции и носит кепку-восьмиклинку, но теперь с ним делают селфи, в его честь выпускают игрушки, а в Петербурге майору даже устанавливают памятник.

Гром и дальше поколачивал бы преступников, купаясь в лучах нежеланной славы, если бы не таинственный Призрак. Этот террорист сначала навешивает Грому, а затем затягивает полицейского в игру, ставка в которой — людские жизни. Грому нужно отыскивать бомбы, спрятанные Призраком. Получается у майора так себе: памятники архитектуры взрываются, люди гибнут, и вчерашние обожатели переводят Грома в разряд неудачников и пьяниц.

Параллельно с этим полицию Петербурга хотят проредить, заменив людей дронами. Их производством занимается компания Holt International, которую возглавляет напыщенный магнат Август ван дер Хольт, которого Гром и подозревает в покровительстве Призрака.

Вместе с Хольтом в когорту злыдней притянут и линчевателя Сергея Разумовского из первой части, и его дружка-наемника Олега Волкова. А в какой-то момент на Грома будет точить зуб не только троица злодеев, но и весь город.

Впечатляет ли сюжет? Ну, если «Майор Гром: Игра» — ваш первый супергеройский фильм, то можно словить парочку «вау». Но если вы не пробыли последние 15 лет в бункере и успели глянуть парочку фильмов Marvel, DC или Sony, то готовьтесь к перманентному дежавю.

Смертельные загадки Призрака отдают «Темным рыцарем», попытка выставить Грома злодеем в лице общества — «Возрождением легенды». Оттуда же подцепили террориста в маске, а злобный торговец оружием Хольт будто бы списан с Джастина Хаммера из второго «Железного человека». На мой взгляд, норма по вторичности здесь выполнена на все 100%.

Что там с персонажами? Есть кто-то интересный?

Я больше всего радовался сценам с генерал-полковником Федором Прокопенко, которого сыграл Маклаков. Была надежда, что он сделает референс в сторону прапорщика Шматко и хоть раз скажет «Е-мое». Увы, не в этот раз.

А что с главными героями? Перед выходом «Игры» Тихон Жизневский, который сыграл Игоря Грома, называл своего персонажа «табуреточным». Мол, в первом фильме Гром был скуп на эмоции, и в сиквеле это планировали изменить. Но в результате его герой просто несколько раз поцеловался, один раз заплакал и пару раз побрыкался в приступе гнева. В остальном Гром остался насупленной версией Мэри Сью.

Его напарник, Дмитрий Дубин, так и остался зависшим где-то между Санчо Пансой и Шуриком. Практически весь фильм он посвящает собственному расследованию, которое практически ни к чему не приводит. Все, что старательно вынюхивает Дубин, просто проговаривает один из главных злодеев.

Призрак получился матрешкой из Бейна и Джокера. Разумовский — все еще бюджетный Лекс Лютер, которого тоже решили обмакнуть в джокеровщину. А Август ван дер Хольт — персонаж, который буквально первым своим появлением говорит «Я плохой, не дружите со мной», но замечает это только зритель. Связка этих злыдней выглядит карикатурно, и сопереживать им не хочется от слова «совсем».

Есть ли интересные герои? Фактурным получился Вениамин Рубинштейн — психиатр-гипнотизер, который занимается лечением Разумовского. Им стал Константин Хабенский: возможно, актеру просто захотелось сыграть кого-то, кто будет похож на Чехова.

Еще человеческие черты появились у Юлии Пчелкиной, девушки Игоря Грома. Из независимой журналистки она превратилась в пресс-атташе майора, но осознала это и позже взялась за новое опасное расследование. Ее линия напоминает историю внутри истории — не самую захватывающую, но и не кринжовую.

А как в целом смотрится фильм?

Очень хотелось бы сказать «на одном дыхании», но нет: лента тянется почти три часа. Мало того что это хронометраж в стиле Скорсезе, так еще и на зрителя давят центнером сюжетных перипетий.

Гром в одиночку ищет террориста. Полицейские пытаются отвоевать свою работу у дронов. Хольт хочет и заработать, и отомстить. Дубин ведет одно расследование, Пчелкина — другое. Рубинштейн экспериментирует с лечением, Разумовский покачивается на волнах безумия. В один момент все эти линии сводятся в одну точку, и получается сценарная каша.

Комками в ней оказываются ехидные подмигивания создателей в сторону зрителей. Вот вам и камео BadComedian, и отсылка на мем «Вы кто такие?», и даже превращение короткометражки про Грома в фильм внутри «Игры». Жаль только, что семилетний кинодебют Bubble Studios с Александром Горбатовым оказался бодрее и первого, и второго полнометражного фильма.

Почему? Да потому, что там не пытались сыграть по правилам западного кинокомикса, а решили сделать что-то свое. В полном же метре Bubble Studios косятся в сторону DC и Marvel, не до конца понимая, за счет чего работают их лучшие картины. Вместо постепенного раскрытия героев мы получаем ворох персонажей и сюжетные повороты, ведущие в тупик. А, и не забывайте про промашки с графикой и рояли в кустах — это чтобы прям точно, как у них.

Будет ли у истории Игоря Грома продолжение? Наверняка: это подтверждают и сцена после титров, и восторженные отзывы фанатов первой части. Но надежды на то, что это будет что-то свежее и самобытное, сейчас нет. Кажется, все, что готовы предоставить зрителю, — это прищур из-под твидовой кепки и штампы, которые другие франшизы пытаются с себя соскрести. «Майор Гром» же пока попросту не вырос из этих архетипичных для супергероики штанов.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by