Рецензия

С белоруской в главной роли. Какой получилась «Гостья из будущего» для зумеров

38 300
19 апреля 2024 в 8:00

Вчера состоялась премьера фильма «Сто лет тому вперед», снятого по мотивам одноименной повести Кира Булычева. Напомним, что последняя стала базой для телесериала «Гостья из будущего» 1984 года. Похожи ли эти экранизации, какой получилась новая Алиса и есть ли в новом фильме миелофон — побывали на предпоказе картины и узнали ответы на все эти вопросы.

Алиса ностальгирующая

Перед тем, как взяться за разбор фильма Александра Андрющенко, давайте вспомним, какими были повесть «Сто лет тому вперед» и телефильм «Гостья из будущего».

«Сто лет тому вперед» — повесть из двух частей, схожая по атмосфере с «Гарри Поттером» Джоан Роулинг. В том смысле, что это тот тип произведения, который был написан для детей, но отлично заходит и взрослым. И если Поттер удивлялся волшебным палочкам и гоблинам, то Коля Наумов — машине времени и космическим пиратам.

По факту это приключение юного «попаданца», который умудряется переместиться из 1976 года в 2082-й. Коля успевает прихватить с собой миелофон, позволяющий читать мысли, увидеть живого бронтозавтра, а после — познакомиться с Алисой Селезневой, местной «красавицей-спортсменкой-комсомолкой». Есть тут и погони, и похищения, и обязательный хэппи-энд.

Глобально телесериал «Гостья из будущего» Павла Арсенова от оригинала Булычева отличается тем, что фантастика здесь задвигается на второй план. В местном Космопорте нет космических кораблей, в Космозоо — космических животных. Автобус-телепорт сделан из фанеры, а робот Вертер из механоида с суставами-шарнирами превратился в блондина в смешном костюме. К слову, дизайн последнего Арсенов подглядел в итальянском трэш-фильме «Война роботов».

При этом «Гостья из будущего» остается классикой, культовость которой можно обосновать ностальгией по пионерским галстукам, кефиру в стеклянных бутылках и школьным коридорам. Без ностальгической же подоплеки пятичасовая «Гостья из будущего» смотрится тяжко из-за растянутой экспозиции, скудных спецэффектов и Deus ex machina в виде Полины в финале.

Много ли «Сто лет тому вперед» Андрющенко взяли от оригинала?

По факту — крохи. Из произведения Булычева здесь имена главных героев, место действия да прыжки во времени. А в сторону «Гостьи из будущего» делается пара подмигиваний, да один раз прогоняется «Прекрасное далеко».

Сам Андрющенко, который был на предпоказе фильма в Минске, просил вспоминать «Гостью из будущего» с большой любовью и теплом. И призывал не сравнивать телесериал со своим фильмом. И просьба эта абсолютно справедливая: «Сто лет тому вперед» можно назвать ремейком только с очень-очень большой натяжкой.

Во-первых, действие переносится из 1984-го в 2024-й. Здешний Коля Герасимов учится не в шестом, а в одиннадцатом классе. Из-за этого «Сто лет тому вперед» перетекает из детского шоу в категорию young adult, в которой значатся те же «Очень странные дела». Вместе с Колей повзрослел и тон повествования ленты: есть тут и поцелуи, и убийства, и жутковатые злодеи, пришедшие на смену мелким жуликам.

Как и Герасимов, Алиса Селезнева учится в 11-м «Б», но не в 2024, а в 2124 году. Там человечество уже давно подружилось с инопланетянами, научилось контролировать климат, сменило говядину на синтетическое мясо и открыло путешествия во времени. Последние осуществляются за счет Космиона — сгустка энергии, благодаря которому можно переместиться или на 100 лет вперед, или на 100 лет назад.

Космион долгое время был в руках космических пиратов, но силы добра его отбили. Артефакт попадает на Землю, где его и находит Герасимов. Вжух — и парень оказывается в будущем, где и встречается с Алисой. Дальше — прыжки в прошлое и обратно, экшен и заигрывания с временным континуумом. Миелофона, кстати, тут нет: его место занял Космион.

И как там герои фильма: справляются со своими задачами?

Новая Алиса в исполнении Дарьи Верещагиной (к слову, актриса родилась и выросла в Лиде) хороша. Задиристым характером, боевой подготовкой и бесконечным желанием спорить с отцом она напоминает Гвен Стейси из мультфильма «Человек-паук: Паутина вселенных». А внешним видом и манерой боя — Вай из «Аркейна» (это сходство, кстати, подтвердил и режиссер фильма). Персонажу дали понятную мотивацию, и действия Алисы не вызывают желания пробить себе фейспалм.

С Колей Герасимовым, которого сыграл Марк Эйдельштейн, все чуть хуже. Это не то чтобы полноценный герой, а больше проводник в мир фильма, связывающий здешнее прошлое и будущее. В аниме есть архетип «обычный японский школьник», который на старте ничего из себя не представляет, но разживается сверхспособностями и начинает влиять на сюжет. Вот тут такая же история, только школьник не японский, а российский.

Веселее дела обстоят с космическими пиратами — Глотом и Весельчаком У в исполнении Юры Борисова и Александра Петрова. Этот дуэт — один из самых весомых плюсов фильма. Потому что Крыс и Весельчак У в «Гостье из будущего» — парочка комичных проходимцев. А здешние злодеи — реальная опасность, следующая за героями по пятам.

Глота, который больше всего напоминает то ли Волан-де-Морта, то ли Фейда-Раута из «Дюны», наделили псионическими способностями. Из-за этого бывший главарь космических пиратов может подавлять волю других живых существ и управлять их телами. Немногословный, бледный Глот здесь является главной причиной тревожности: отличный злодей, из-за которого периодически ловишь мурашки.

Весельчак У из толстячка, любящего кефир, трансформировался в смесь Джокера, Джека Воробья и Йонды из «Стражей галактики». Получился хохочущий социопат, который сначала размахивает клинками, а уже потом разбирается в ситуации. Чувствуется, что Петров от этой роли получал удовольствие. Его персонаж не то чтобы супероригинальный, но живой и запоминающийся.

Есть еще Профессор Селезнев (Константин Хабенский) и его жена, Кира (Виктория Исакова). Они просто находятся на своих сюжетных местах и особо в сердечко не западают. Но хотя бы не раздражают, как одноклассники Коли Герасимова. Это местный задира, его чванливая пассия и заучка-геймер. Все трое — наборы стереотипов, а их имена вы, скорее всего, даже не запомните.

Выбор покупателей
для домашнего кинотеатра, матрица LCD, FullHD (1920x1080), светодиодный (LED), яркость 450 ANSI лм, контраст 2000:1, расстояние 1.2-3.6 м, экран 40-120", Wi-Fi, Airplay
Выбор покупателей
для домашнего кинотеатра, матрица LCD, FullHD (1920x1080), светодиодный (LED), яркость 1100 ANSI лм, расстояние 1.3-6 м, экран 40-180", Wi-Fi
для домашнего кинотеатра, матрица DLP, UHD (3840x2160), лазерный, яркость 1500 ANSI лм, контраст 3000:1, расстояние 0.1-0.5 м, экран 80-150", LAN, Wi-Fi, Chromecast Built-in

А фильм получился красивым?

Очень даже. По словам режиссера, постпродакшн занял полтора года. А в титрах значится семь студий, занимавшихся компьютерной графикой.

Как итог — красиво получилась и выхолощенная футуристичная Москва в начале фильма, и ее киберпанковская версия в середине картины. Удивительно, но местами спецэффекты в «Сто лет тому вперед» выглядят лучше, чем в последних фильмах Marvel, DC и Sony. Графика не смотрится дешевой, процесс прыжков во времени показан интересно, и кринжовых CGI-элементов, наподобие летающих голов из последнего «Тора», замечено не было.

К слову, о CGI: с помощью графики и физического макета решили изменить облик Вертера. Теперь это не блондин, сочиняющий стихи, а летающий робот, которого можно зачислить в маскоты фильма. Миленький, умеет создавать голограммы и не передвигается в наряде из фольги.

Резюмируя: прекрасное ли далеко?

«Притяжение», «Защитники», «Майор Гром» — российский кинематограф периодически пытается то в супергероику, то в фантастику. В большинстве случаев получается нелепо, но «Сто лет тому вперед» — исключение.

Не подумайте, логические огрехи в ленте есть. Например Глот в прошлом пользовался  Космионом, однако забывает одно из главных правил по обращению с этим макгаффином. Весельчак У спокойно читает текст на русском языке, хотя для инопланетянина из будущего он должен казаться набором закорючек. А Коля Герасимов, за которым не наблюдалось никакой тяги к хип-хопу, в один момент начинает фристайлить. И это один из самых кринжовых моментов фильма.

Еще есть ощущение, что создатели картины не совсем понимают, как выглядят и общаются современные школьники. Местные одиннадцатиклассники выдают фразы вроде «не доводи до греха», с ярким цветом волос ходит только Алиса, а остальные тинейджеры вообще никак не пытаются выделиться из толпы. Серьезно, вы что, ни разу не видели школьников, обвешенных аниме-значками?

Если же оставить эти моменты за скобками, то получится картина уровня «Первому игроку приготовиться» или «Человек-паук: Возвращение домой». То есть добротный повод для визита в кинотеатр с ведром попкорна под мышкой. Тот самый релиз на 7 из 10, который не перевернет ваше представление о кинематографе, но насыпет хороших экшен-сцен и побалует интересными персонажами.

Их точно не хватало в последних фильмах Marvel и DC. И удивительно, обнаружились они в фильме, на постере которого красуется Александр Петров. 

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by