Спецпроект

«Меня постоянно узнают на улице». Белорусские IT-блогеры о том, как прийти к успеху без хайпа

Источник: Полина Лесовец. Фото: Влад Борисевич, архив героев. Обложка: Максим Тарналицкий
28 151
20 февраля 2024 в 10:00

В эпоху разговоров о том, что традиционные медиа пришли к своему закату и их место займут YouTube и соцсети, принято горько вздыхать и вспоминать времена, когда газеты пахли типографской краской, а листки папируса приятно шелестели на ветру. На самом же деле рассуждения в духе «Вот этих блогеров развелось!» мешают увидеть, как много по-настоящему качественного контента появилось на YouTube. Парадоксально, что некоторые успешные авторы изначально не имеют никакого отношения ни к журналистике, ни к продакшен-индустрии. Как наши сегодняшние герои — парни из IT Кирилл Розов и Алексей Маршал. О том, чем измеряется успех в IT-блогинге, как заработать на собственном канале и почему войти в профессию становится все сложнее, читайте в сегодняшнем спецпроекте с «Тинькофф Центр Разработки».

«Да, я не собираю 100 тыс. просмотров, но вопрос: нужно ли это?»

Кириллу Розову 32 года, он живет в Гродно и ведет YouTube-канал Android Broadcast. Кирилл — один из самых известных экспертов в русскоязычном сообществе мобильной разработки.

— Мой блог появился абсолютно случайным образом. В 2018 году я возглавлял команду разработки и завел чатик во внутреннем мессенджере, куда скидывал всякие полезные статьи. А потом этот чатик трансформировался в телеграм-канал Android Broadcast. Спустя какое-то время появился подкаст, а позже — YouTube-канал. Сейчас мой блог — это уже целое семейство каналов и крупнейшее русскоязычное Android-сообщество.

Идея, из которой вырос блог, — помочь разработчикам делать приложения, прокачивать знания, чтобы они понимали, как нужно и не нужно писать код. Темы для видео я беру из реальных кейсов, когда нахожу ошибки коллег или смотрю чужой код. Правда заключается в том, что разработчикам очень сложно уследить за новыми практиками. Когда я начинал в IT 12 лет назад, информации было на порядок меньше. Сейчас, чтобы войти на нижнюю ступень Android-разработки, нужно знать столько, что в мое время хватило бы на сеньора — ведущего специалиста! А сегодня это уже стало минимумом. Множество технологий, усложнений… Я помогаю людям разбираться во всем этом.

Я считаю, что возможно делать контент без хайпа и прийти к успеху. Вопрос в том, что мы считаем успехом. У меня нет цели собирать сотни тысяч просмотров или снимать видео в духе «Вы станете Android-разработчиком за 30 минут, посмотрев этот ролик». Однозначно нет. Я никогда не нацеливал свой канал на начинающую аудиторию, на джунов, а ориентировался на тех, кто уже работает и что-то понимает, при этом хочет расти дальше: мидл, мидл+, сеньор, тимлид… Честно, какое-то время я думал, что 5 тыс. подписчиков для моего телеграм-канала — это просто манна небесная, несусветное количество. А сейчас их уже 13 тыс. Я считаю, что в своей нише занимаю хорошее место. Делаю правильные, классные вещи. Да, я не собираю 100 тыс. просмотров, но вопрос: нужно ли это? Или лучше делать качественный материал? Я выбрал второе. В моей нише золотую кнопку YouTube точно не получишь (улыбается. — Прим. Onlíner). Образовательный формат для продвинутых, для людей со специальными знаниями и бэкграундом, в отличие от обзоров техники или веселых роликов, сильно ограничивает аудиторию, и это закономерно.

Конечно, любому художнику хочется признания и массовости: просмотров, лайков, комментариев… Но нужно трезво оценить, какова аудитория в IT-нише. И если твой ролик собрал 5 тыс. или 10 тыс. просмотров, это суперкруто. И если он собрал 1 тыс., это тоже довольно неплохо. Важно, чтобы ожидания были реалистичными.

Ведь что убивает начинающих авторов контента? Завышенные ожидания: сейчас я сделаю два видео — и просмотры полетят в космос, подписчики набегут! Нет, так не бывает. Собственный канал — это игра вдолгую. И успех вовсе не гарантирован.

На маленьком YouTube-канале сложно зарабатывать деньги, и логика здесь простая: любому рекламному агентству нет смысла вкладываться в рекламу, когда у тебя 23 тыс. подписчиков. По меркам YouTube я вообще малыш. Рекламные агентства начинают рассматривать тебя с 100 тыс. И это проблема, потому что они не вникают в суть. Отдельные рекламные интеграции у меня бывают, да, но не слишком часто.

Первые видео я снимал «на коленке»: с плохим светом, без сценария и монтажа, черт-те как, прямо у себя дома, за рабочим столом. Дочери тогда было чуть больше года, и я пользовался моментами, когда она спала, чтобы записаться (улыбается. — Прим. Onlíner). Сейчас арендую офис, оборудовал там собственную студию — и камера совсем другая, и свет, пишу сценарий, нанял профессионального монтажера, освоил графику… Больше всего горжусь двумя курсами, которые выложил на YouTube: по Dagger и Kotlin Coroutines. Получились прямо долгоиграющие вещи, которые люди пересматривают.

В самом начале сложнее всего — психологически — было научиться говорить на камеру. Одно дело — выступать перед аудиторией на конференциях и митапах, слышать вопросы, получать обратную связь, совсем другое — записываться на камеру, просто посылать энергию в никуда. Первые два-три месяца я пытался с этим освоиться. Были, конечно, кривые записи. Помню, как-то раз снимал видео целый час, уже весь потненький и уставший, и только потом понял, что забыл включить микрофон. Ну, что делать? Берешь исходники, выдыхаешь и записываешь еще раз.

В итоге я познал многое про SMM, маркетинг, рекламу, технический пиар, про то, как делается видео… Научился говорить и держать себя в кадре, брать интервью. Но я не считаю себя журналистом — я просто энтузиаст разработки и блогер, который делится своим опытом. На конференциях ко мне подходят люди и рассказывают, как им помогли штуки из моих видео. И это самое классное. Значит, то, что я делаю, не напрасно.

5 советов от Кирила Розова для тех, кто хочет делать собственный технический блог:
  1. Четко осознавать, что создание успешного блога — это игра вдолгую. Одно видео или один-два месяца написания статей, какой бы формат вы ни выбрали, — это несерьезно. Блог — игра минимум в год, с постоянной регулярностью. Подготовьтесь и стройте ожидания, исходя из этого.
  2. Делайте контент, который интересен именно вам. Если кто-то уже завел канал, условно говоря, о Python, это не значит, что вы не расскажете о Python по-другому, с новыми оттенками. Не оглядывайтесь вокруг, не пытайтесь подражать и имитировать — будьте самим собой. Зритель любит уникальность и придет на ваш формат.
  3. Перед тем как стартовать, подготовьте базу: посмотрите курсы и научитесь делать красивую обложку видео, превью, хорошее описание. Потому что зритель сейчас требовательный.
  4. Не спешите вливать деньги в рекламу. Попробуйте нарастить число подписчиков естественным образом: делайте контент, полагайтесь на систему рекомендаций на площадках, приходите в профильные телеграм-каналы. Есть много бесплатных опций, а потратить деньги вы всегда успеете.
  5. Относитесь к каждому своему видео как к важному и ценному. Ведь старые ролики будут находить через поисковики и тоже смотреть. Рано или поздно они взлетят и начнут приносить популярность не меньше, чем то, что вы сделали недавно.

«Дочка любит мой блог, узнает на видео: „О, папа в телике!“»

Алексею Маршалу 31 год, он QA-инженер и тимлид из Минска. Его лицо вы, вероятно, видели в популярном YouTube-канале.

— По образованию я юрист, не сразу пришел в IT. Работал много где, и в каждой компании, так уж вышло, занимался обучением. Меня всегда хвалили: «Как круто учишь! Тебе нужно преподом работать!»

В какой-то момент я сделал свои онлайн-курсы по тестированию ПО, и их благополучно, как это часто бывает, умыкнули и разместили в бесплатном доступе. Я расстроился и записал новый курс — его тоже умыкнули. Тогда я подумал: ладно, раз уж вам так хочется бесплатного видео — пожалуйста. Страдать не стал, выложил все на YouTube и завел блог.

Вначале у меня не было желания показывать свое лицо в кадре: это ведь задумывалось просто как обучение — зачем там моя рожица? Да и телефонная камера в те годы была довольно печального качества… Со временем картинка и звук стали лучше.

Я начал вести блог, когда родилась моя дочка, Евлалия — сейчас ей 4 с половиной года. Помню, мне писали комментарии: «Почему такое замученное лицо?» А я отвечал: «Ну, ребят, отцовство — оно такое». На некоторых видео вполне можно было услышать плач дочки. Я его не убирал. Крик ребенка в видео про API? Ну и ладно, черт с ним (смеется. — Прим. Onlíner). Дочка очень любит мой блог. Естественно, она не понимает, что происходит, но узнает меня: «О, папа в телике! Папа — блогер!» Посмотреть на папу «в телике» — это она с удовольствием.

Блог стартовал как возможность отдать людям бесплатно то, что у меня украли. После этого я понял: окей, есть еще много всего, что я могу сделать для ребят, которые хотят войти в профессию. И начал записывать видео. Потом появилась идея снимать интервью, и я сделал какое-то их количество — получилось классно. Приглашал известных в нашей сфере людей — например, Святослава Куликова. Это один из самых признанных тестировщиков, многие читали его книгу «Тестирование программного обеспечения. Базовый курс». Получилось значимое для меня интервью.

Вообще, у меня много классного контента (улыбается. — Прим. Onlíner). Например, шестичасовое видео, где собрана вся теория, все, что должен знать джуниор-тестировщик. Мегакачественная выжимка полезного в одном ролике — пожалуйста. Или, например, мотивационные видео. Я пытаюсь донести такую мысль: если ты работаешь тестировщиком, не останавливайся в профессии, не забывай учиться, проходи курсы, узнавай новые технологии. Потому что — давайте начистоту — ребята попадают на проекты с тем багажом знаний, который получили, будучи джунами, и, не проходя никакого дополнительного обучения, становятся мидлами и сеньорами просто за выслугу лет. А потом попадают ко мне на собеседование и не могут ответить на вопросы, которые, казалось бы, сегодня даже джун должен знать. Я очень грущу по этому поводу.

Для джунов и тех, кто хочет войти в профессию, на моем канале отснято просто все, что только можно (улыбается. — Прим. Onlíner). Вероятно, я продолжу снимать для более опытных ребят. Но ирония в том, что аудитория у таких видео сильно меньше. А когда просмотры маленькие, ты, как блогер, смотришь на это и думаешь: что-то мотивации нет…

Блог приносит мне деньги, ведь у канала 147 тыс. подписчиков. Во-первых, монетизация на YouTube все еще существует, а во-вторых, я делаю рекламные интеграции.

Вероятно, мысль о том, что можно делать контент без хайпа и прийти к успеху, кажется парадоксальной. Но здесь нужно понимать, где именно ты делаешь блог. Каждая площадка подразумевает определенный вид контента. За развлекательным мы пойдем, скорее всего, в TikTok или Instagram, а за обучающим — в YouTube.

Естественно, нужно понимать, что у тебя вряд ли будет миллион подписчиков, потому что есть критическая масса аудитории, которая интересуется IT-темой. Я слежу за статистикой и понимаю, что в своем блоге эту критическую массу уже собрал. После 100 тыс. подписчиков она существует, и дальше особо не продвинешься. Но это все равно хорошие цифры.

Думаю, каждый выбирает для себя меру успеха. Мне кажется, успех — это когда начинают узнавать на улице, зовут на спецпроекты, например на Onlíner, приглашают на митапы. Потому что знают, кто ты и что делаешь. Меня много раз узнавали на улице — это всегда забавно и всегда неловко. Например, хожу по торговому центру, чтобы купить себе новую одежду, и тут подходит парень: «Ой, а ты же Леша Маршал?» — «Да». — «Я тебя знаю! Давай сделаем селфи». — «Ты серьезно, не шутишь? Ну давай». И неважно, сколько раз это происходит, я всегда чувствую себя неловко. Я ведь такой же парень, как и все, работаю в компании. Да, у меня есть блог, но это не делает меня особенным. А тут со мной обращаются как с селебрити.

Было забавно, когда мы с женой пришли в кафе и к нам подошли две девушки с горящими глазами: «Леша, это ты? Давай, пожалуйста, сфоткаемся». Мне было немного неловко перед женой, но она восприняла это хорошо, сказала: «Здорово! Горжусь тобой, муж». Наверное, это можно назвать успешным блогом (улыбается. — Прим. Onlíner).

На самом деле, хороших блогов в IT-сфере мало. Их может быть больше, я в этом уверен. Если в QA-сегменте есть я и еще несколько сильных блогеров, которые отлично раскрывают тему, то практически в любом другом направлении типа разработки мобильных устройств присутствия авторов очень не хватает.

4 совета от Алексея Маршала, чтобы перестать откладывать и наконец запустить свой блог:
  1. Откажитесь от совершенства. Желающих завести собственный блог много, но все страдают одной и той же «болезнью идеальности»: не начинают записывать видео, потому что боятся, мол, будет плохо, некрасиво, непрофессионально. Поэтому мой совет — делайте так, как получается. Со временем сможете улучшить то, что уже есть.
  2. Сконцентрируйтесь на чем-то одном. Я вижу много начинающих блогеров, которые делают все подряд: одно видео на канале рассчитано на начинающих, второе — на профессиональную аудиторию, третье — вообще почему-то в жанре лайфстайла. Если контент слишком разнообразный, то непонятно, зачем подписываться.
  3. Цените мультиплатформенность. Первое время в блоге всегда тяжело: маленький охват и небольшая аудитория, не хватает обратной связи. Мотивация держится исключительно на внутреннем «надо», но она не бесконечна. И тут важный момент: если хотите, чтобы все действительно развивалось, несите свой блог не через одну, а через все доступные площадки: YouTube, Instagram, Telegram, TikTok, VK, X. Каждая платформа будет помогать развивать соседнюю.
  4. Производство видео должно быть максимально дешевым и простым, иначе вы постоянно будете откладывать на потом. Я стараюсь, чтобы каждый ролик требовал минимум трудозатрат. Записываю видео дома, на микрофон, который изначально делает звук довольно качественным, и профессиональную камеру, которая сразу дает хорошую картинку. Монтаж делаю сам за 15 минут.

Кирилл и Алексей в разговоре с Onlíner вовсе не претендуют на идеальность, не надевают «белое пальто», хотя, вообще-то, могли бы — и заслуженно. Искренний рассказ о собственных ошибках и неловких моментах в начале большого блогерского пути обладает чуть ли не магическим свойством: «Раз получилось у ребят, почему бы и мне не попробовать?» Если вы искали знак, чтобы начать собственный блог, пусть этот текст станет таким знаком.


Партнер проекта — «Тинькофф»
«Тинькофф» создает финтех-сервисы для миллионов людей. Мы поддерживаем IT-комьюнити и регулярно проводим конференции и митапы, где делимся кейсами и опытом. Чтобы не пропустить наши события, следите за новостями на странице митапов «Тинькофф». А если хотите присоединиться к команде, заходите на сайт с вакансиями.
Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Тинькофф Центр Разработки», УНП 193534138.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by