Новый развод: мошенник прикинулся сотрудником сотового оператора и предложил установить «специальное приложение»

Автор: Сергей Сергеев. Фото: Hassan Ouajbir
13 595
25 января 2024 в 14:00

В редакцию Onlíner обратился читатель, который рассказал о ранее неизвестном нам способе развода. Начинается все стандартно: со звонка в мессенджер — WhatsApp. Номер входящего абонента с первого взгляда напоминает белорусский, начинается с цифр +372 537… Если не приглядываться, похоже на международный код Беларуси +375, но на деле код эстонский (номер наверняка подставной).

Однако на этот раз рассказывают не о кредитах, посылках и уже знакомых вещах, а о рассылке спама, сообщает читатель Onlíner. По его словам, мошенник представился сотрудником оператора A1 (вероятно, название выбирают в зависимости от номера потенциальной жертвы), а затем поведал, что с телефона абонента якобы ведется рассылка спама. Мол, «поступило более десяти жалоб, мы будем вынуждены заблокировать ваш номер».

Затем в речь звонящего вклинивается техническая, хоть и бессмысленная информация наподобие «вижу в приложении „Мой А1“ сессии с нескольких телефонов, подскажите — у вас Android или iOS?». По итогам «опроса» звонящий уверяет в необходимости установить некое приложение, чтобы «отключить сторонние сессии».

Какое именно, белорус не запомнил, но можно предположить, что это программа удаленного доступа.

«Я понял все сразу, немного повеселился. Но в какой-то момент он тоже все понял и послал меня», — рассказал читатель Onlíner.

Мы отправили запрос в A1 с просьбой уточнить, поступают ли в компанию жалобы на подобные действия неизвестных.

Пока же наши рекомендации внимательно смотреть, с какого номера поступает звонок, но в любом случае официальные представители белорусских компаний (банков, операторов, экстренных служб и так далее) не будут связываться с клиентами звонками через мессенджеры.

Вне зависимости от того, кто звонит, мы не рекомендуем устанавливать по их требованию какие-либо приложения из любых источников. Если звонящий уверяет вас в краже личных данных, денег, взломе вашего смартфона, компьютера, завершайте разговор, а затем сами связывайтесь по телефонам организации (оператора, банка и так далее), указанным в договоре или на официальных сайтах компании. Если вы не понимаете, как поступить, расскажите о создавшейся ситуации друзьям, близким знакомым, родственникам, более подкованным технически.

Дополнено
В A1 нам сообщили, что действительно фиксируются попытки противоправных действий третьих лиц: мошенники звонят с незнакомых номеров, а также в мессенджерах и представляются сотрудниками компании. Цель злоумышленников, как правило, заполучить конфиденциальную информацию, также они подталкивают жертв к различным действиям со счетами.

«Сотрудники компании А1 используют только официальные исходящие телефонные номера (к часто используемым относятся 150, 411хх и +375 29 600-01-50) или альфанумерические номера А1 при проведении рассылок (А1, A1 banking, VOKA, 150), но никогда не звонят через мессенджеры, даже если профиль оформлен с использованием логотипа компании. Со списком актуальных контактов компании можно всегда ознакомиться в соответствующем разделе „Контакты“», — пояснили в компании.

Также специалисты A1 рекомендовали установить ограничение на поступление звонков с неизвестных номеров, оставив возможность дозвона только из списка телефонных контактов. Необходимо установить двухфакторную аутентификацию, чтобы избежать входа в аккаунт мессенджера сторонних лиц.

Если разговор кажется реалистичным, не нужно сообщать собеседнику идентификационный номер паспорта, номер карты, CVV и SMS-код, номер договора и другую личную информацию. Если просят перезвонить на продиктованный номер, игнорируйте это предложение.

Если вы хотите убедиться в надежности своего собеседника или сообщить о его подозрительности, узнайте его имя, а затем перезвоните по официальному номеру организации с просьбой подтвердить, что звонок был инициирован компанией.

Если вам будут рекомендовать установить на телефон какие-либо сторонние приложения, проигнорируйте это предложение. Если собеседнику удалось заполучить реквизиты карты и другие личные данные, в результате чего произошло хищение денежных средств и другие неправомерные действия, незамедлительно обращайтесь в правоохранительные органы.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро