Пилоты купили права и возили «випов». Это закончилось авиакатастрофой над Мехико

30 867
30 декабря 2023 в 10:16

Осенью 2008-го самолет Learjet 45 под регистрационным номером XC-VMC, принадлежавший Министерству внутренних дел Мексики, совершал рейс из Сан-Луис-Потоси в столицу страны — Мехико. Learjet 45 — это легкий бизнесджет, разработанный в 90-х годах прошлого века, он позиционировался как конкурент популярному Cessna Citation Excel (внешне они даже похожи). На борту находились шестеро высокопоставленных представителей правительства, а также три члена экипажа.

Пилоты

Самолетом управляли два пилота: командир воздушного судна 39-летний Мартин Олива и второй пилот 58-летний Альваро Санчез. В состав экипажа также входила 24-летняя стюардесса Жизель Каррильо. Как следовало из личного дела Мартина Оливы, за свою карьеру коммерческого пилота он налетал чуть менее 4500 часов, Альваро Санчез казался куда более опытным с 11 800 часами налета.

В документах также указывалось, что пилоты были хорошо знакомы с Learjet 45, а Альваро Санчез и вовсе работал инструктором на таком воздушном судне. Само собой, оба пилота имели сертификаты, подтверждающие их квалификацию. Это важный момент, так как в тот злополучный день 4 ноября 2008 года Learjet 45 под их управлением перевозил весьма представительных пассажиров. На борту находились тогдашний министр внутренних дел Мексики Хуан Камило Моуриньо, бывший помощник генерального прокурора Хосе Луис Сантьяго Васконселос и еще четверо высокопоставленных государственных служащих.

Полет и заход на посадку

Вылет из аэропорта Сан-Луис-Потоси состоялся в 18:04 по местному времени. В течение следующих 36 минут полет происходил без сучка и задоринки, экипаж начал готовиться к заходу на посадку в аэропорту Мехико. Вышка дала пилотам указание увеличить скорость до 220 узлов, перед ними на посадку должен был зайти Boeing 767-300 (это был Mexicana Flight 1692, летевший из Буэнос-Айреса). Огромный пассажирский самолет, в свою очередь, снизил скорость до 160 узлов, чтобы обеспечить эшелон шедшему перед ним Airbus A318.

Когда Boeing 767 в 18:42 вошел в зону действия всенаправленного азимутального радиомаяка (позволяет по радиосигналу точно определить скорость и положение воздушного судна), его скорость составляла 224 узла, Learjet 45 в этот момент находился на расстоянии примерно восьми морских миль за ним и шел на скорости 272 узла.

В 18:44 диспетчер попросил пилотов Boeing 767 снизить скорость до минимальной, необходимой для посадки. В это же время борт с мексиканским министром МВД вошел в зону действия радиомаяка на скорости 262 узла, расстояние до впереди летящего самолета сократилось до 5,7 морской мили. Вышка дала пилотам Learjet 45 указание снизить скорость до 180 узлов, но спустя пару десятков секунд расстояние до Boeing 767 по каким-то причинам составляло уже 3,8 морской мили.

Это стало фатальной ошибкой: бизнесджет потерял управление, сделал бочку, вошел в пике и через мгновение разбился. В 18:45 самолет упал в районе одного из деловых кварталов Мехико. В авиакатастрофе погибли все пассажиры и члены экипажа Learjet 45, а также семь человек на земле: общее количество жертв составило 16 человек погибшими, 40 случайных прохожих получили травмы. На месте падения были повреждены и сгорели десятки машин, пострадали несколько зданий рядом.

Гипотезы и расследование

Сразу после крушения местная пресса и жители выдвинули свою гипотезу: саботаж. Мексиканские власти вели борьбу с наркокартелями, что не исключало их заинтересованности в смерти высокопоставленных лиц (особенно с учетом того, что на борту Learjet 45 находился бывший прокурор, попивший немало мафиозной крови). Эту теорию опровергли первые же результаты экспертизы спустя пару дней: на месте не было найдено следов взрывчатки, что, правда, не мешало спекулировать на теме заказного убийства на протяжении некоторого времени.

Поврежденный фасад здания

Второй и основной гипотезой стала ошибка пилотирования. Так ли это и в чем заключалась ошибка, предстояло выяснить. С учетом того, что министр внутренних дел Мексики Хуан Камило Моуриньо был другом президента Мексики Фелипе Калдерона, который выступил с официальным заявлением по поводу инцидента, за дело взялись со всей рьяностью. В поддержку неотложного создания комиссии выступили также несколько крупных политических партий и деятелей.

Расследование вело Федеральное агентство гражданской авиации Мексики (AFAC), а так как разработчиком Learjet 45 является американская компания, ее специалисты оказывали поддержку: они взяли на себя работу по расшифровке данных бортовых самописцев. Кроме того, помощь по просьбе Мексики оказывали Федеральное управление гражданской авиации США, Национальный совет по безопасности на транспорте США и британский Отдел расследования авиационных событий.

Следователи практически сразу предположили, что бизнесджет попал в спутный след движущегося впереди Boeing 767-300. В пользу этого говорила и видеозапись, сделанная камерами наблюдения аэропорта.

Спутный след — вихревые потоки, которые создает за собой пролетающий самолет. Чем больше самолет (и поверхность крыльев), тем сильнее его спутная струя. Она создает эффект турбулентности, которая может дестабилизировать движущееся сзади летательное средство. Особенно сильно эффект проявляется, если за крупным самолетом наподобие Boeing 767 движется небольшой самолет, в данном случае — Learjet 45.

А вот так это может выглядеть высоко в воздухе в реальных условиях:

Но как это возможно с учетом заявленной квалификации пилотов? Существует минимальная дистанция между самолетами, есть требования к обеспечению безопасности и так далее. Следователи изучали не только технические данные конкретного полета, но покопались и в биографиях Мартина Оливы и Альваро Санчеза. И узнали много интересного.

Подготовка пилотов, которой не было, и купленные права

Расшифровка черных ящиков показала, что для обоих пилотов стало сюрпризом то, что они оказались в спутной струе самолета. Learjet 45 оказался в зоне турбулентности в том числе из-за запоздалой реакции пилотов бизнесджета на команду диспетчера снизить скорость: заминка составила около 16 секунд.

Высокая скорость и слишком быстрое ступенчатое снижение самолета с мексиканскими чиновниками привели к опасному сближению с идущим впереди тяжелым пассажирским самолетом.

Как следует из разговоров пилотов в последние секунды перед катастрофой, они поняли, что оказались в вихревом потоке, однако их Learjet 45 моментально потерял управление и времени среагировать не было. Кроме того, согласно отчету, воздушный поток был такой силы, что небольшой самолет, закрутившись в нем, потерял левый двигатель, а высоты в любом случае было недостаточно для корректировки курса.

Определенное удивление следователей вызвало то, что Олива и Санчез, судя по данным бортового самописца, слабо ориентировались в управлении вверенного им самолета. «В их голосах [когда начали разворачиваться трагические события] звучало мучительное бессилие и фрустрация», — говорилось в одном из первых отчетов. Следователи предположили, что пилоты не могли понять, как им действовать как в самой ситуации, так и до нее: на это указывают постоянные задержки при выполнении команд диспетчера, некоторые остались вовсе без исполнения.

На тот момент следователи все еще считали, что Олива и Санчез прошли должную подготовку, на что указывали полученные ими сертификаты — это отражено в документах.

Однако оказалось, что КВС не прошел полностью заявленную им подготовку на тренажере Learjet 45, он получил серьезные замечания по итогам тренировочных полетов, а второй пилот никогда не был инструктором на таких самолетах, хоть и указал это в своей анкете. Более того, оба пилота практически не имели налета на Learjet 45. Так, Олива провел за штурвалом аналогичного воздушного судна 82 часа, Санчез — всего 57. Дальше — больше: сертификаты и многие из документов, представленные пилотами при устройстве на работу в компанию-оператор злополучного борта, были подделаны или куплены.

Возможная коррупционная составляющая и, как следствие, отсутствие должной подготовки и знания систем управления Learjet 45 запустили трагическую цепочку последствий. Это объясняет внезапные изменения курса, неверный выбор скорости полета, угла захода на посадку и на последнем этапе — снижения. Ситуация усугубилась тем, что полет происходил в час пик в загруженном воздушном пространстве, в отчете указывалась недостаточно эффективная работа диспетчера, который не уделил должного внимания VIP-самолету из-за своей возможной усталости.

По итогам отчета были выпущены рекомендации, в которых предлагалось усилить контроль за проверкой квалификации пилотов, увеличить расходы на содержание авиационных ведомств, пересмотреть классификацию самолетов для повышения уровня безопасности, внедрить автоматизированные системы контроля и многое другое. Инцидент же с Learjet 45 стал примером того, как халатность, коррупция и желание заниматься «любимым делом» без подготовки могут привести к трагическим последствиям.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by