РЕЦЕНЗИЯ

Самая медитативная игра года? Оценили научно-фантастическую The Invincible

16 609
23 ноября 2023 в 8:00

В этом году вышло несколько крупных блокбастеров, которые вправе претендовать на номинации в «Игре года» благодаря бюджетам, голливудским постановкам и выразительным спецэффектам. The Invincible, или «Непобедимый», из другого теста: этот проект сделан относительно небольшой студией почти что «на коленке» и выступает адаптацией известного научно-фантастического романа середины прошлого века. Но это, на мой взгляд, не мешает «Непобедимому» соревноваться с ААА-проектами по нескольким важным параметрам. Но обо всем по порядку. 

Скажу честно: о «Непобедимом» (The Invincible) польского писателя Станислава Лема до выхода видеоигры я ничего не знал. Впервые роман опубликовали в 1964 году, позднее его перевели на несколько десятков языков. В мире научной фантастики произведение если и не является культовым, то как минимум весьма значимым и известным. Тем более что «Непобедимый» появился в самый разгар космической гонки, когда человечество впервые вышло за пределы нашей планеты, — тогда тему романтизировали куда больше, чем сегодня.

Обложка оригинального романа вместе с его автором, Станиславом Лемом

За адаптацию в формате видеоигры взялись разработчики студии Starward Industries — польской команды, члены которой в разное время занимались созданием Dying Light и третьего «Ведьмака». Назвать их новичками геймдева сложно, так что еще во время анонса, три года назад, на проект делали большие ставки.

Оправдались ли ожидания? Сложный вопрос. Скорее да, но лично для меня проект получился чересчур медитативным (если не сказать грубее). В сети The Invincible окрестили «симулятором ходьбы», и не согласиться с этим трудно. По сути, весь геймплей — подчеркиваю, практически во всех ипостасях — завязан на продвижении персонажа по пустынной планете, причем на своих двоих. На первых порах в голову так и приходят аналогии с Death Stranding Хидео Кодзимы, которую игроки поспешили назвать «симулятором курьера». Хотя в остальном общего между проектами мало.

55" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR10, HLG, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт

Позволю небольшой спойлер: машину-ровер для более быстрого перемещения в «Непобедимом» дадут по сюжету, но до этого момента придется наиграть часов четыре-пять. Остальное время (как до, так и после) главная героиня, астробиолог Ясна, прочесывает местность самостоятельно. От драк, перестрелок, гринда вещей в проекте сознательно отказались.

Сама ходьба как основополагающий элемент геймплея выполнена нетривиально. Я играл на PS5, и фишки геймпада DualSense разработчики использовали. Но не в полной мере: натяжение на «курках» (L2/R2) отсутствует, хотя применять их нужно достаточно часто. Но вместе с тем ощущения от игры за хрупкую женщину, которая вынуждена шататься по не самой дружелюбной для человека местности, переданы хорошо.


Ясна может как спокойной идти по заданному маршруту, так и изредка увеличивать темп, переходя на бег, — переход с одного на другое демонстрируют интересно: забрало космического шлема начинает запотевать, видимость ухудшается, картинка двоится. Так в студии Starward Industries еще раз подчеркивают: Ясна — не супергерой, ей необходим отдых, забираться на отвесные уступы раз за разом девушка неспособна. Поиск обходных маршрутов — наше все.

Хотя последнее в том числе скрывает обидное геймплейное ограничение: залезть на любой понравившийся и встретившийся на пути выступ не получится. Места, где это возможно, заранее определены разработчиками. Как и в целом путь, по которому следует продвигаться персонажу, — вариативность в этом плане минимальна.

В экипировке Ясны есть несколько приборов, которые помогают ученой осваиваться в незнакомой обстановке. Например, бинокль для оценки перспективы, а еще передатчик, ловящий сигналы от оставленных другими членами экипажа предметов (на самом деле не только их, но это уже спойлеры). В активе есть «камера», видящая сквозь материю. Но у меня сложилось впечатление, что эти предметы добавили скорее для галочки, чтобы геймплей не состоял исключительно из ходьбы. Моментов, когда какой-нибудь из приборов оказался бы жизненно необходим вне сюжета, я не припомню.

За что The Invincible стоит похвалить, так это за дизайн и сеттинг. Планета Регис III, на которой происходит действо, пустынна, но не монотонна — скриншоты вроде того, что снизу, хочется делать постоянно.

27", 16:9, 2560x1440, IPS, 144 Гц, AMD FreeSync Premium/совместимый с NVIDIA G-Sync, интерфейсы HDMI+DisplayPort


То, с какой проработкой выполнены детали костюма героини, ее экипировки, космического корабля, посадочных модулей, радует. Эти элементы отсылают нас к ретрофутуризму (напомню, что время выхода оригинального романа — середина прошлого века). Чего стоят кассетные бобины для записи разговоров астронавтов, соседствующие с человекоподобными роботами и выпуклыми экранами бортовых компьютеров.

Сюжет — главная фишка проекта. Оторваться от него сложно, следить за событиями, по сути, передвигаясь от одной контрольной точки к другой, интересно. К литературному первоисточнику разработчики отнеслись бережно. Но только после прохождения я выяснил, что в книге события показаны от лиц других героев, которые напрямую с персонажами игры пересекаются не то чтобы часто. Хотя, опираясь на мнения почитателей оригинального произведения, показанные с другой плоскости события хорошо со всем согласуются. Да и в целом, если не знать о существовании романа Лема, сюжетная линия The Invincible все так же остается превалирующей — ради нее даже можно вытерпеть «симулятор ходьбы».

Если коротко и без спойлеров, то главная героиня игры, биолог Ясна, оказывается на пустынной планете Регис III. Проснувшись посреди бескрайнего простора, женщина сначала не помнит, как она вообще здесь оказалась. Но со временем воспоминания возвращаются, а вместе с ними появляется цель — найти пропавший экипаж исследовательского корабля. Впрочем, довольно быстро становится понятно, что на Регисе III их миссия оказалась неслучайно: планета интересна не только ученым.

По рации с Ясной постоянно общается командир их космического судна, астрогатор Новик (он не смог присоединиться к девушке на планете, оставшись на корабле из-за сломанной ноги, тем не менее он всеми способами старается помочь биологу в ее поисках, давая ценные советы, поддерживая, да и просто беспокоясь за явно неподходящую на роль спасателя сокомандницу).

Диалоги Ясны и Новика — еще одна важная часть игры, раскрывающая подноготную сюжета и не дающая еще больше заскучать во время передвижения героини по планете. Исследователи зачастую беседуют о вечном, обсуждая не только насущные проблемы, но и роль человека в освоении других миров наряду с невозможностью нарушения традиций отличных от нас цивилизаций.

Впрочем, Ясна вольна как соглашаться, так и не соглашаться с Новиком по целому ряду вопросов — для этого в игре предусмотрена специальная диалоговая система. В зависимости от ответов Ясны изменяются и концовки. В сети пишут, что их целых 11 штук! Впрочем, насколько радикально они отличаются друг от друга, выяснить я пока не успел. Да и делать этого по большей части не хочется: у каждого получится свое, пускай и не самое уникальное, путешествие.

И еще: игра переведена на русский язык — дубляжа нет, но все диалоги покрываются субтитрами, меню тоже адаптированы. Интересно, что в переводе не стесняются достаточно забористых выражений. Увидеть «Ох, черт!» вместо куда более выразительного мата на английском не выйдет. А еще в меню можно вызвать комикс, дополняющийся по мере прохождения и описывающий события, — хорошее решение, которое тем не менее маскирует отсутствие кат-сцен. Видимо, бюджета на них не хватило.


Так что в итоге, The Invincible стоит своих денег? С учетом того, что за игру просят около $30 по курсу вместо $70, — вполне. За сюжетом на самом деле интересно наблюдать (именно наблюдать, а не участвовать): он держит игрока в тонусе, заставляя не обращать внимания на монотонный геймплей. И все же меня бесконечная неспешная ходьба по красивой, но пустынной планете утомляла — разнообразия проекту явно недостает: разговоры по рации Ясны с командиром Новиком увлекают, но иногда вгоняют в сон. А они, по сути, единственное постоянное развлечение, если не брать в расчет созерцание видов далекой планеты.

Короче говоря, проходить «Непобедимого» есть смысл тем, кто точно понимает, на что идет. А всем остальным, возможно, лучше прочесть (или перечитать) именитый роман — уверен, любителям жанра впечатлений он принесет не меньше.

825 ГБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom
Выбор покупателей
1 ТБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom
1 ТБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by