Круче, чем «Гарри Поттер»? Рассказываем про фэнтези «Плоский мир», от которого сложно оторваться

Автор: Герман Клименко. Фото: Пол Кидби, Джош Кирби, Полина Граф, Имонн МакКейб
02 ноября 2023 в 8:00

40 лет назад на полках магазинов появился «Цвет волшебства» — книга Терри Пратчетта, с которой начался цикл «Плоский мир». Ее купили больше 100 миллионов раз и перевели на 37 языков, но есть вероятность, что вы о ней даже не слышали. Исправим это. Рассказываем, чем хорош «Цвет волшебства», почему Терри Пратчетт крутой, а «Плоский мир» — фэнтези, в которое стоит нырнуть с головой.

Что такое «Плоский мир»?

Один из самых масштабных книжных циклов в принципе. Там 41 книга, и это без дополнений вроде справочников, карт, псевдонаучных и кулинарных книг по «Плоскому миру».

Фишка в том, что все эти тысячи страниц не посвящены одним и тем же героям. Сквозным сюжетом связаны только две первые книги — «Цвет волшебства» и «Безумная звезда». Потом Пратчетт фокусируется на других персонажах, которых тасует на протяжении всех книг.

В итоге «Плоский мир» можно условно поделить на пять циклов, в каждом из которых будут свои чудаковатые персонажи с не менее чудаковатыми приключениями. И самое главное, что с этими приключениями необязательно знакомиться по порядку. Раз сам Пратчетт на несколько лет отодвигал в сторону историю про ведьм, чтобы написать книгу про стражников-лузеров, то почему вам нельзя поступить так же?

Эта фрагментированность — фишка, благодаря которой «Плоский мир» не успевает надоесть. Подустали от одного сеттинга? Перешли к другому без ощущения «а что тут вообще происходит?».

Кто такой Терри Пратчетт, который все это понаписывал?

Один из самых популярных британских авторов. Из мальчика, который вырос в доме без водопровода, а школу так и не окончил, Пратчетт превратился в писателя, которого Елизавета II посвятила в рыцари-бакалавры.

До «Плоского мира» Пратчетт писал добротную, но не выдающуюся фантастику. Он бы и дальше совмещал писательство с работой журналиста и должностью пресс-атташе компании, занимающейся атомной энергетикой, но в один момент у Терри сдали нервы. И не из-за количества рабочих часов, а из-за того, что в 80-х творилось с фэнтези. Львиная доля книг, написанных в этом жанре, походила на фанфики — неуклюжие, простецкие сюжеты, нашпигованные пафосом и штампами.

Пратчетт решил взбаламутить воду с помощью «Цвета волшебства» — книги-пародии, высмеивающей фэнтезийные штампы. По словам самого автора, он дебютировал тогда, когда в фэнтези с юмором было совсем неважно, — и попал в яблочко. Читателям «зашло», они требовали добавки и получили ее спустя три года в виде «Безумной звезды». Снова успех, за которым потянулись следующие книги серии, а вместе с ними — многомиллионные переиздания, премия «Локус», Британская премия фэнтези и постоянное местечко в топе бестселлеров.

11-го поколения, экран 6.8" E-Ink Carta, 1236 x 1648, сенсорный, с подсветкой, память 16 ГБ, Wi-Fi
Onlíner рекомендует
экран 7.8" E-Ink Kaleido 3, цветной экран, 1404 x 1872, сенсорный, с подсветкой, память 32 Гб, Wi-Fi

Превратился ли Пратчетт в человека, жившего лишь «Плоским миром»? Нет. Англичанин обожал все, что связано с фантастикой, наукой, фэнтези и поп-культурой. У себя дома он оборудовал небольшую обсерваторию, разводил в оранжерее плотоядные растения и обожал компьютерные игры вроде Half-Life 2 и The Elder Scrolls IV: Oblivion.

Также писатель ратовал за защиту животных: особенно его заботила судьба орангутанов. Пратчетт был попечителем фонда защиты этих приматов и даже утянул орангутана в «Плоский мир». Там он стал библиотекарем в заведении, близком к Хогвартсу.

Орангутан-библиотекарь? Да что вообще происходит в «Плоском мире»?!

На самом деле примат, выдающий книги, — это совершенно обычная в мире Пратчетта вещь. Точнее, в мире, который покоится на спине четырех слонов, а те стоят на панцире гигантской черепахи А’Туина, плывущей в космосе.

В оригинале серия книг Пратчетта называется Discworld. Потому что здешний мир — это не Земля, а Диск, и его обитатели в курсе, что живут на плоскости. Вокруг их планеты-блина крутится миниатюрное Солнце, у них есть своя Луна (на которой живут драконы), а моря стекаются к Краю, с которого капают в никуда.

Не считая людей, Диск заселяют привычные для фэнтези-миров существа. Только тут все перевернуто вверх тормашками: многие вампиры записались в веганы, големы напоминают искусственный интеллект, а эльфы ведут себя как паразиты и боятся подков. Вся эта разношерстность живет на четырех континентах, где одна страна чудней другой. Например, есть Агатовая империя с разумными деревьями. Или Убервальд, где жир сочится из-под земли. Ну или Ужастралия, на территории которой будущее перетекает в прошлое — и наоборот.

Но главная изюминка Диска — город Анк-Морпорк. Это будто бы смесь Лондона, Нью-Йорка и Пекина, которую замешали в чане с мистикой, а по полученному вареву прошлись фэнтези-утюгом. Лучшее гуманитарное образование здесь можно получить в Гильдии убийц, местные хот-доги могут укусить в ответ, а закон превыше всего — поэтому преступность тут действительно организованная. Анк-Моркпорк — как Твин Пикс: самостоятельный персонаж, только держится он не на ногах, а на шатком фундаменте.

Большинство книг «Плоского мира» разворачиваются в одной-двух локациях. Например, в вышеупомянутом Анк-Моркпорке. Но это правило не распространяется на «Цвет волшебства», в котором Пратчетт прошелся галопом вдоль Диска.

А можно поподробнее про «Цвет волшебства»?

Сорок лет назад Пратчетт не подозревал, насколько масштабным будет его книжный цикл. И смысла в том, чтобы забрасывать удочку с интересными сюжетами «на потом», особо не было, читателя нужно было цеплять здесь и сейчас.

Поэтому «Цвет волшебства» вышел максимально концентрированным в плане событий, локаций и фактуры в принципе. Здесь история крутится вокруг Ринсвинда — волшебника-недоучки, который во время потасовки предпочитает убегать, а не колдовать. Он умеет кричать «Помогите!» на 14 языках, умолять о пощаде на 12 и почему-то постоянно влипает в неприятности. Одну из них зовут Двацветок — первый турист на Диске, которого Ринсвинду приходится сопровождать. Учитывая тот факт, что Двацветок обладает доверчивостью утенка, а по пятам за ним следует сундук, заполненный золотом, путешествие превращается в смертельный квест.

Парочку ждут тролли, злые божества и перспектива свалиться за край Диска. Пока Ринсвинд подгорает от абсурдности происходящего, читатель смеется — и это идеальная формула знакомства с новым миром. Через постоянное действие Пратчетт ловко превращает непонятное в понятное, а тебе хочется еще и еще.

Почему все так респектуют Терри Пратчетту?

Знаете случаи, когда в фильмах, играх и книгах второстепенные персонажи оказываются интереснее главных героев? В «Плоском мире» такого нет, потому что и главных героев тут нет. Точнее, у каждого фаната Пратчетта они разные.

У кого-то это командор Ваймс, руководитель Анк-Морпоркской стражи, превратившийся из пьянчуги в героя. У других — Смерть: аналог Аида, который «ВСЕГДА ГОВОРИТ ВОТ ТАК». Кто-то фанатеет от мошенника Мойста фон Липвига, который, аки Воланд, хочет зла, но совершает благо. Или от ведьмы Матушки Ветровоск, тысячу раз доказавшей, что мозги важнее магии.


Благодаря тому, что Пратчетт в одной вселенной создал сразу несколько циклов, пул героев-любимчиков максимально широкий. Та же ситуация и с жанрами: периодически «Плоский мир» из чистого приключения превращается в детектив, философскую притчу или историю становления.

А еще Пратчетт классно пишет. Не просто бодро, а невероятно остроумно: приходится хихикать, даже если за книгу ты взялся с самым кислым лицом в мире. И это мы еще не упоминали отсылки: Пратчетт кивает не только в сторону Толкина или Лавкрафта, но и цитирует «Криминальное чтиво» с «Форрестом Гампом».

В целом «Плоский мир» — это будто бы взрослый «Гарри Поттер». Тоже родом из Британии, но в десятки раз острее, эффектнее и смешнее. Кажется, что 41 книга — это много, но поверьте: это ровно тот случай, когда хорошего много не бывает.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by