Белорус создал игру, которая наказывает за каждый неправильный вздох

Автор: Герман Клименко. Фото: Александр Ружечка
18 733
19 октября 2023 в 8:00

На последнем Unicon & Game Expo Minsk мы наткнулись на небольшую гору цветных фигурок. Они оказались настольной игрой, работающей на спирали Фибоначчи. Мы поговорили с ее создателем — о том, как сделать настолку в Беларуси, сколько на это нужно средств и почему эта игра «карает за каждый вдох». 

Рипердок и комплексные творческие задачи

При разговоре с Виктором чувствуешь, как трещат шаблоны. Внешне он напоминает хэви-металлиста, который обязан ездить на байке, отобранном у Терминатора. Но если закрыть глаза, кажется, что разговариваешь с актером дубляжа, зарабатывающим на жизнь записью аудиокниг.

На деле же Виктор закончил не актерский, а архитектурно-строительный колледж. Но променял работу по специальности на косплей и крафт. А сейчас к этому добавился целый список занятий:

— У меня есть масса увлечений по созиданию всякого не продающегося в магазинах. Когда-то я рассказывал, что делаю подарки для тех, у кого все есть. Иногда я работаю с театрами и музеями, иногда — с рекламой. Также под эгидой юрлица выпускаю компоненты для настольных игр. Например, у нас есть авторские кубики для партий в Dungeons & Dragons.

Помимо прочего, озвучиваю аудиогиды и делаю интерьерные маски. А также активно участвую в «Юниконе» и стендостроении — это площадка для бесконечного роста.

Мне разношерстность занятий Виктора напоминает будни Геральта из Ривии, которого нанимают для самых разных заданий. Но мужчина отвечает, что ему этот архетип не близок: роднее образ рипердока Виктора Вектора из Cyberpunk 2077, на которого он даже внешне похож.

На просьбу сжать свою деятельность в одну строчку Виктор называет себя «человеком, который занимается комплексным решением творческих задач». К которым полгода назад добавился выпуск настольной игры, созданной по DIY-мотивам.

Dark Souls от мира настольных игр

— Fibo я запустил со своей подругой. Это самостоятельный проект, под который открыто юридическое лицо. Мы игру производим, раскручиваем, сейчас патент получаем. 

Игра выглядит просто, но мозгов в ней очень много. Это самая сложная вещь, которую я пока что сделал в своей жизни. Я занимался многосуставчатыми механизмами, но эта задача посложнее. 

Если вещь существует хотя бы в воображении художника — одно дело. А когда этого нет нигде, и это нужно вынуть из человека — уже интереснее и сложнее. Потому что, когда ты сам не знаешь, чего хочешь, но хочешь непременно, начинаешь искать способы это реализовать.

Ты исследуешь технологии, тебе в руки попадает новый материал, и ты думаешь, как это можно применить. С кубиками просто хотелось сделать кости, которые прямо будут «мои-мои». Точно так же, как с шахматами: я хотел свой индивидуальный набор. Насмотрелся Тима Бертона, слепил жуков с кривыми глазами — все, теперь у меня есть мои-мои шахматы.

И как родилась идея этой настолки?

Мне мой приятель задал задачку: а что если бы надо было придумать фигурки, где первые три ложились бы друг на друга спокойно , а дальше  начинался бы лютый хардкор? Вот и все техзадание. 

Что это, как это? Я заразился этой мыслью и трое суток не выпускал ее из головы. Хотелось найти ключик. Сначала придумал что-то сложное — начал упрощать. А что самое простое? Ну, фиксированная форма, правильные геометрические тела. А есть еще спираль Фибоначчи. И я пришел к элегантной формуле, вокруг которой геометрия фигурок и строится. 

У каждой фигурки есть визуальный центр. От него проходит плоскость, а на плоскости — спираль золотого сечения. Я попробовал — и понял, что преуспел. 

Я всегда считал, что нет лучше правил, чем правила физического мира, в котором мы живем. Принцип «Бритвы Оккама»: не создавай сущности сверх необходимого. И вот в моей игре все правила задают гравитация, сила трения и сердцебиение игрока.

Как я понял, вся игра — это выстроить как можно более высокую башню из фигурок. Насколько это сложно?

— Игроку мешает гравитиация, тремор. Фигурки соскальзывают, нужно искать нужные углы, чтобы конструкция удержалась. Мы в кругу друзей называем эту игру «Dark Souls от мира настольных игр». Она карает за каждый неправильный вдох. Чуть рука дрогнула — и все рушится. 

Насколько высокая башня получалась у вас?

— Максимум — из 20 фигурок. При мне выше пока никто не собирал.

«Сними трубку, набери номер»

Какой путь нужно пройти от «вот бы сделать настолку» до финального релиза?

— Концепт Fibo я придумал лет шесть назад. Первые фигурки были картонными. И мы думали, как их размножить. Попробовали пособирать развертки — не получилось. Стали выпиливать их из древесины — очень долго и сложно, на одну фигурку уходило около полчаса.

Одно время игра оставалась в картонном воплощении. Она легла на полку, в формат продукта перевести ее не пытались. А потом пришла моя подруга и сказала: у тебя есть Fibo — я плачу, давай доведем ее до релиза. Вбухали денег на эксперименты — но подруга была к ним готова, за что я ей извечно благодарен.

Мы пробовали самые разные технологии и материалы, но в итоге пришли к текущему исполнению. Приятель отрисовал нам визуальное оформление — и мы запустились.

Из чего сделаны фигурки?

— Из пенополиуретана. Это американская пена flex foam. Классный материал, созданный специально для тех, кто занимается хобби.

Пена двухкомпонентная. Определенное ее количество забирают, потом смешивают, и затем она всходит, как тесто. Позже это тесто заливают в специальные формы. После этого нужна небольшая ручная обработка.

Еще мы сотрудничаем с типографией, которая делает нам коробочки для игры. И есть специально обученные люди, которых мы нанимаем для изготовления фигурок. Подводный камушек — тот факт, что это жутко дорого. Производство находится здесь, много ручного труда… Сейчас мы ищем способ выйти на большое производство, чтобы фигурки не стоили так дорого.

Как много средств и времени нужно было потратить на разработку?

— Где-то полгода работы на все пробы. И эквивалент пяти тысяч долларов — точно не подсчитывали, но сумма вышла кругленькая. На данный момент стоимость производства одной игры — это примерно половина от суммы, за которую ее приобретает покупатель в магазине.

Вы продаете игру через представителя одного из крупнейших производителей настолок в СНГ. Как удалось «толкнуть» им Fibo?

— Большинство таких вопросов решается простым телефонным звонком. Как в фильме «Волк с Уолл-стрит» — сними трубку, набери номер. 

Вот мы задумались над реализацией, стали перебирать большие магазины. О — Hobby Games! Звоним в контактный центр, говорим, что у нас есть своя настольная игра. Им прикольно — договорились встретиться. Встретились — игра понравилась, ее взяли на реализацию.

«Я ратую за то, чтобы люди относились к окружающему их миру деликатнее»

Вашу игру часто сравнивают с «Дженгой»?

— Да, частенько. Просто Fibo — это «Дженга» для интровертов и любителей тишины. В нее интересно играть даже одному. А «Дженга», особенно в компании, ездит по ушам. Мне как любителю чего-то упорядоченного не нравится, когда что-то грохочет и стучит. И вот Fibo не грохочет и на пальцы не падает — она делает больно иначе.

Вы видели у других что-то похожее на Fibo?

— Она хоть чем-то и похожа на игрушки-балансиры, но все-таки с принципиальной разницей. В уровне сложности — в том числе. Например, с людьми, которые поиграли в Fibo, сложно тягаться в «Дженге».

Кстати, то, как работает Fibo, высоко оценил мой знакомый реабилитолог. Мол, полезная штука в посттравматической реабилитации конечностей.

В мире настолок десятки разных жанров. Почему вы решили делать игру, где все завязано на пропорциях и балансе?

— У меня пространственное мышление. Например, на меня сильно повлияла книга «Оригами для знатоков», которая попала в руки в пять лет. Мама устала делать для меня кораблики и самолетики, а однажды принесла мне эту книжечку. Я в нее просто влюбился. Самолетики? То ли дело тетрагексаэдр! Я получил массу удовольствия и экзистенциального опыта, собирая фигуры оттуда.

А еще Fibo — это игривый поклон всем великим умам прошлого. Умам, искавшим в мире соответствия и строившим из этих соответствий формулы, которые позволяют человечеству быть таким, каким оно представлено сейчас.

Как бы вы сформулировали главную идею своей игры?

— Я ратую за то, чтобы люди относились к окружающему их миру деликатнее. И Fibo это отражает через моторику игрока.

В игровой форме проще донести концепцию баланса чувственности, чуткости и пространственного мышления. В них фишка, в глубоких вещах. И мы ведь homo ludens, «человек играющий»: лучше и быстрее всего развиваемся, играя.

Выбор покупателей
логическая/карточная, жанр: дедуктивная, количество игроков: 4–16, возраст: 18 лет
логическая/детская, жанр: коммуникация и общение/дедуктивная/кооперативная, количество игроков: 2–4, возраст: 5 лет, партия 20–30 мин
карточная, жанр: коммуникация и общение, количество игроков: 3, возраст: 18 лет, партия 15 мин

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by