Современные смартфоны по производительности давно ушли вперед в сравнении с компьютерами прошлого, даже самыми мощными и «самыми игровыми». А вот предпочтения некоторых геймеров остались прежними, а кому-то просто захотелось вспомнить детство и праздную молодость. Вместе с Infinix ищем бесплатные мобильные аналоги культовых и просто популярных игр прошлого. А заодно узнаем, что сейчас популярно у молодежи.
Мобильный гейминг давно стал мейнстримом: телефон всегда с собой, погонять шарики в очередном клоне Zuma, навести порядок в Homescapes или отстроить базу в Age of Apes можно во время сотого по счету кофебрейка, по пути на работу или учебу. А ведь еще есть мода на ретрогейминг, позволяющий окунуться в пиксельный шарм нулевых даже тем, кто его не застал.
Собрали для вас подборку игр «древности», все еще достойных внимания, а также полюбопытствовали, что интересует зумеров — представителей поколения, рожденных на рубеже веков (и здесь нас ждало откровение).
Prince of Persia — еще один лучик света из далекого прошлого. Хотя сайдскроллеры были, кажется, всегда. Это легко объясняется техническими возможностями игровых систем прошлого: бегущая вправо или влево (а также вверх и вниз) картинка позволяла создать иллюзию продолжающегося мира, хоть и в одной плоскости. Более того, этот принцип никуда не делся и в современных «объемных» играх. Яркий пример — файтинги наподобие Mortal Kombat, оставшиеся верными оригиналам, Trine и сотни других.
Первая игра «Принц Персии» вышла в невероятно далеком 1989 году. Причем издатель, компания Broderbund, имеет в портфолио и другие игровые легенды: как минимум это Lode Runner и Karateka. О них можно написать отдельную историю, а кто-то, наверное, вспомнит, как ходил в предтечи игровых клубов с кинескопными телевизорами и тратил «деньги на мороженое» вовсе не на сладкое удовольствие.
Prince of Persia появилась именно благодаря успеху Karateka, которая вскоре после релиза возглавила чарт Billboard. Однако разработчик Джордан Мекнер совершил ошибку: первая версия «Принца» предназначалась только для Apple II, которая тогда стремительно теряла популярность. Потому Prince of Persia сперва продавалась плохо — до появления портов для других ПК и консолей разного типа, став самой портированной игрой в истории.
Одной из фишек Prince of Persia стала технология захвата движений главного героя: сегодня это звучит обыденно, а тогда, когда пиксели были молодые, Мекнер использовал технику ротоскопирования (покадровая отрисовка кинопленки, моделью стал брат разработчика), благодаря которой персонаж двигался очень натурально даже по нынешним меркам.
Позже последовала череда продаж прав на франшизу (все из-за неуспеха Prince of Persia 3D), сейчас ими владеет Ubisoft.
Ожидаемо, легендарная классика добралась и до мобильных платформ. Базой для Prince of Persia: Escape стала оригинальная игра 1989 года. Свежему творению не хватает теплой ламповости оригинала, хотя и здесь есть место ностальгии. Все как в далеком детстве: короткие и напряженные уровни, четко выверенные прыжки, опасные преграды, но одновременно есть реверанс в сторону «оказуаливания» (хотя разработчик утверждает, что «будет сложно»).
Был лаконичен: «Играю в шахматы, „дефолт“ каждый день».
Говорит, уже вырос из того возраста, когда интересуют мобильные игры, увлечение прошло года два назад. Хотя как увлечение — время от времени, и тогда больше привлекали компьютерные игры, причем из «классики» — те же «Герои 3».
Соглашается, что во время скучной поездки в городском транспорте можно ненадолго погрузиться в мобильный гейминг, бывает, на глаза попадаются залипательные игры «не из списка»: «Если есть механики, которые затягивают».
Жанровое же предпочтение — аркады, из установленных – Cut the rope и Don’t starve, однако последняя относится к платным.
Оригинальная Pac-Man по праву включена в Зал славы видеоигр: она оказалась в списке в 2015 году, то есть сразу после появления инициативы. Чтобы попасть в Зал, нужно быть популярной по всему миру в течение очень длительного времени, а также оказать влияние на индустрию. Очевидно, что всем этим условиям Pac-Man отвечает.
Pac-Man родился в Японии в 1979 году, и поначалу его звали иначе: Puck Man. Разрабатывали игру для аркадных автоматов, на которых она появилась в 1980-м. Кажущийся примитив не стал преградой для обретения «Пакманом» статуса иконы. Дизайн был разработан так, чтобы максимально расширить геймерскую аудиторию: чаще всего аркадные игры того времени были ориентированы на мужчин — все про войну и спорт. А гейм-директор Pac-Man хотел привлечь женскую аудиторию, что ему и удалось.
С течением времени Pac-Man превратился в гигантскую франшизу, которая одновременно выигрывала и страдала от популярности: с одной стороны — миллионы, а затем миллиарды долларов от продажи прав, мерча и самих игр, с другой — появлялись сонмы клонов и подделок.
Игра, к слову, не так примитивна, как кажется на первый взгляд: часто за простенькими декорациями прячется вполне достойный геймплей, который на деле не ограничивается банальным побегом от призраков по лабиринту. Нужна стратегия и планирование, иначе далеко не пройти. В Bandai Namco понимают, как нужно обходиться с наследием, поэтому Pac-Man живее всех живых: это как классическая литература, которую нужно читать, даже если не хочется.
Играет в Call of Duty: Mobile и PUBG Moblie, а другие жанры, помимо шутеров, не в почете. Да, присматривался к ним, однако соревновательная система многопользовательских стрелялок ближе, как, впрочем, и «местные» алгоритмы доната. В далеком прошлом привлекала Subway Surfers, но и про нее уже позабыл.
У Саши подход отличается от казуального: вместо многочисленных, но коротких он предпочитает засесть основательно, но не часто. Можно было бы во время поездки на работу или с работы, но на велосипеде это неудобно.
«Сейчас мало кто играет, все в Instagram сидят», — смеется.
Street Fighter — одна из наиболее стабильных и долгоиграющих серий, она же стала одним из флагманских проектов японской Capcom. Первая Street Fighter вышла в 1987 году, опять же, для аркадных автоматов, вторая игра серии появилась в 1991 году (говорят, аркадный автомат с ней можно было найти даже в Минске). Хотя путь не был прост: Capcom сперва выпустила сиквел SF — Final Fight, но его публика не приняла. Было решено вернуться к привычному неймингу, а заодно устроить небольшую встряску жанра.
С тех пор игры Street Fighter с каждой новой итерацией становились все сложнее и привлекательнее для игроманов. Босяк Рю оказывался все менее одиноким, а его движения не ограничивались смешным набором базовых приемов: геймерам дали выбор из множества бойцов с уникальным (по возможности) стилем. В второй игре, кстати, появился Балрог, он же Майк Байсон. Не все знают, что прообразом чернокожего босса стал Майк Тайсон, хоть и неофициально (поэтому имя взяли другое — чтобы избежать исков, и потому же М. Байсоном называли других боссов).
Именно Street Fighter 2 придала огромный импульс всей франшизе, которая и осталась с нами надолго: совсем недавно, например, вышла Street Fighter 6. Да, она «уже не та», так как издатель хочет заработать больше и привлечь больше геймеров.
Но не забывает Capcom и о мобильных платформах, хоть и делает это своеобразно. Street Fighter IV CE представляет собой неплохую вариацию на тему классики, но бесплатный в ней лишь небольшой фрагмент: издатель не хочет выпускать из виду золотую жилу, а преданные поклонники жанра готовы платить.
Оригинальная игра вышла в 1997 году, став дебютным проектом студии Stainless Games. По нынешним меркам она смешная и примитивная, тогда же, больше четверти века назад, модели машин в Carmageddon казались реалистичными, а их физика восторгала, как и разнообразие гоночных трасс. Не меньше, чем ухмыляющаяся красная голова на заставке.
Carmageddon считалась весьма взрослой аркадой (такой и осталась): ведь цель — добраться до финиша, уничтожив противников, тараня их, а баллы для ремонта и апгрейда приходилось собирать не слишком гуманными способами. Сегодня представить такой геймплей сложно, но в те поры экспериментировали во всем.
С одной стороны, Carmageddon получала признание и высокие баллы от игровой прессы и игроков, с другой — ее запретили в некоторых странах полностью, а где-то заставили заменить рисованных людей на зомби или роботов. Геймеры же стремились заполучить «настоящую Carmageddon».
Более 10 лет назад вышли мобильные версии игр, вариант Carmageddon для Android активно поддерживался до 2017 года (тогда случилось последнее обновление), однако гонки до сих пор доступны, в том числе на современных смартфонах. Да, в нее не так просто играть после красочных современных, но определенные струны души игра затрагивает: все в игре знакомо, а современному геймеру еще и, наверное, странно («Как вообще в это можно играть?!»).
Мы решили объединить пару легендарных игр в одном пункте: обе по-своему «родные», хоть и с «нюансами».
Название «Электроника ИМ-02» что-то скажет, вероятно, разве что коллекционерам. Хотя за этим настоящим советским неймингом прячется игра «Ну, погоди!» — та, в которой волк ловит яйца. Девайс явили миру, вероятно, в 1985 году, выпускался он не слишком массовым для огромного СССР тиражом, поэтому и заполучить его мог не каждый (играла роль и огромная цена в 25 рублей).
С одной стороны, «волк с яйцами» мало отличался от оригинальной Nintendo EG-26 Egg, с другой — он был дорог детям и взрослым, просиживавшим часами в бессмысленных попытках добраться до финала, благодаря известному персонажу.
Мобильных версий «Ну, погоди!» сегодня на удивление мало, хотя найти можно. Да, вариант ниже далеко не идеален, но очень уж эффективно он эмулирует небыструю реакцию оригинала. А звуки и вовсе могут вызвать приступ ностальгии у, наверное, десятков тысяч белорусов (ведь не обязательно было играть в «Ну, погоди!», достаточно было слышать игру).
За «Тетрисом» стоит целая драма, которую попытались пересказать в недавнем одноименном художественном фильме. Не шедевр, но раскрывает некоторые потаенные стороны создания игры широкому кругу людей. Сама игра завоевала популярность, вероятно, благодаря той самой кажущейся простоте, которую мы упоминали в пункте о Pac-Man. Такие игры имеют все шансы вызвать зависимость, и «Тетрис» в этом преуспела.
И если за рубежом миром правил Game Boy, в Беларуси были распространены консоли Brick Game: в них могли быть десятки и сотни вшитых игр, но «кирпич» покупали именно ради «Тетриса».
Смогла с ходу назвать пять мобильных игр, которые то и дело запускает: I Love Hue Too, Soul Knight, TFT, Cat Snack Bar и Pixel Fun.
Правда, есть уточнение: мобильные игры — довесок к компьютерным и запускаются на время, пока загружается «взрослая» видеоигра (точнее, идет синхронизация других игроков или на время перерывов между рейдами).
А чтобы залипать конкретно в мобильные игры — нет, это уже в прошлом.
Список можно было бы расширить, однако нередко обладатели прав трепетно к ним относятся, точнее, к тому, что даже на очень старых играх можно заработать. Поэтому многое из классики доступно лишь за деньги: если вы готовы выложить 10—40 рублей, библиотеку можно пополнить ностальгическими тайтлами. Это, например, Baldur's Gate Enhanced Edition и Baldur's Gate 2 Enhanced Edition, разные версии Grand Theft Auto и другие. Но не все издатели поддерживают проекты, поэтому часть игр становится недоступна — из-за отсутствия поддержки актуальных версий мобильных операционных систем.
Infinix Mobility — международная технологическая компания, которая производит и продает широкое портфолио устройств под брендом Infinix, созданным в 2013 году.
Слоган «Будущее уже сегодня» полностью отражает философию бренда: Infinix открывает для молодежи возможность выделиться из толпы и с помощью передовых технологий заявить миру, что будущее уже наступило.
Продукты от Infinix — это трендовые, надежные, производительные и доступные устройства, популярные у решительных молодых людей — таких, как герои нашего проекта.
Познакомиться с брендом Infinix можно в Каталоге.
Спецпроект подготовлен при поддержке СЗАО «АСБИС», УНП 100079992.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by