РЕЦЕНЗИЯ

Новый фаворит жанра или просто увлекательная стратегия? Рецензия на Age of Wonders 4

13 948
13 мая 2023 в 8:00

«Age of Wonders 4 — 4X-стратегия с элементами ролевой игры», — так описывают новинку издательства Paradox Interactive многие геймерские ресурсы. Скажу сразу: в предыдущие части серии я не играл, да и назвать себя большим ценителем жанра не рискну. Но охарактеризовать проект как удачную смесь «Цивилизации» и «Героев», думаю, будет верно. И еще, играл я на PS5 — на первый взгляд, не самой подходящей для жанра платформе. Ниже подробнее не только про геймплейные механики, но и нюансы управления на геймпаде.

825 ГБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom
1 ТБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI

Расовое разнообразие — наше все?

Предыдущая номерная часть Age of Wonders вышла десять лет назад, но в 2019-м игрокам предложили спин-офф, получивший довольно высокие оценки СМИ и игроков. Сюжет нынешней «четверки» (на самом деле, уже шестой игры франшизы) крутится вокруг возвращения в мир королей-волшебников, чьи намерения нельзя назвать доброжелательными: они решили захватить власть над смертными и поработить новые земли.

Классической компании как таковой в игре нет: все зависит от выбора карты («мира») и фракции, за которую предстоит играть. Закончили с одним миром, открывается следующий — и так далее. Но одна из главных особенностей «Века чудес» заключается в продуманной системе кастомизации фракций и этих миров. Я бы сказал, даже чересчур заумной.

Да, создать расу под собственный вкус можно, — разработчики делают на этой ноте особый акцент. «Подгонке» доступно множество аспектов: внешность, мировоззрение юнитов, склонность к различным стилям игры, приверженность к определенным способам колдовства. Проще говоря, ваших аборигенов предложат сделать как злобными, так и более миролюбивыми. А заодно определить, техногенной выйдет раса или магической.

Рас для кастомизации под себя много, некоторые совсем необычные

Следующий этап — настройка «босса» фракции (главнокомандующего, верховного правителя, Годира — называйте как хотите, суть не меняется). Доступных вариаций для изменения тут еще больше — есть где порезвиться. Собранный «властелин» часто играет определяющую роль в битвах и/или процессе их недопущения во время игры. Из интересного: внешность подобного персонажа не обязательно должна полностью совпадать с «дизайном» простого народа.

Наконец, доступна кастомизация миров: на выбор предлагают восемь особенностей, влияющих на будущие события. Например, не строим ли мы новый мир на остатках некоего давнего катаклизма. Климатические условия, «побочные» обитатели создаваемого мира, не столь значительные аспекты, влияющие на взаимодействие фракций, — все это доступно для настройки.

Все это звучит сложно? Да! Для неподготовленных новичков вроде меня разобраться в основных механиках сперва кажется непосильной задачей, на которую уходит много времени. Именно поэтому, на мой взгляд, лучше начинать знакомство с игрой с заранее подготовленных разработчиками фракций (19 штук) и миров — сбалансированы они, очевидно, в разы лучше.

От малого — к глобальному

Глобально процесс игры делится на две части. Первая заключается в управлении городами (сначала вашей столицей и близлежащими землями), после начинается дипломатия с другими городами-странами, позже — разборки с целыми государствами.

Кадр, сделанный спустя несколько минут после начала новой игровой сессии

Вторая — в пошаговых схватках, избавиться от которых, несмотря на все дипломатические усилия, полностью вряд ли выйдет. Для особо ленивых игроков предусмотрена функция «автобоя», но, как по мне, найти развлечение можно как раз в сражениях (максимум 18 на 18 юнитов — это много). Впрочем, каждому свое: возможно, расширение границ городов с возведением приносящих золото сооружений захватит вас больше.

Правда, на все это безобразие необходим постоянный приток денег. И получать их, во всяком случае на ранних этапах одной игровой сессии, предлагают через так называемые провинции — на их территории лучше возводить каменоломни и другие важные постройки. В остальном все привычно для игр жанра: от игрока требуют следить за настроением собственных подданных и, например, строить для них увеселительные заведения, если они начинают уходить в тоску и отказываться воевать.

Все это завязано на мировоззрении выбранной вначале расы: злые способны захватывать новые территории без мысли о том, что народ взбунтуется, но с налаживанием дружеских отношений с соседями дела обстоят сложно. И наоборот: условно мирные расы легче находят точки соприкосновения с другими свободными городами, что делает их союзниками, вассалами или даже частью империи, но воюют они не так резво.

Впрочем, сделанный на старте выбор лишь предполагает, а не определяет ваши решения. По ходу игры будут появляться события, предлагающие условным забиякам повысить мораль собственного народа, ослабив вожжи управления над ним, а добряку — спалить пару городов, не принимая во внимание последствия.

Путей к победе, пускай и номинально, несколько: скажем, дипломатией можно захватить (подчинить) большую часть карты. Но мой небольшой опыт показывает, что в итоге все так или иначе сведется к огромной схватке — оппоненты найдут, какой предлог использовать для ее начала.

Магия решает все?

От других игр жанра Age of Wonders 4 отличает магия, а точнее, возможности, которые она преподносит. Если кратко: заклятья позволяют перемещать целые войска, вызывать помощь, давать оружию юнитов дополнительные полезные свойства — в общем, понемногу изменять сложившийся баланс сил. Ближе к финалу сессии магия начинает играть еще большую роль.

Но количество магических приемов (изучаются по так называемым «томам заклинаний») более чем внушительное. Они разделены по веткам, комбинируются, делятся по свойствам. Снова приходим к мысли: для новичков разобраться со всем этим, помня о дипломатии, схватках, кастомизации и прочих игровых аспектах, — целое дело.

Как играется на геймпаде

Нынешний «Век чудес» — не первый портированный на приставки проект жанра, приноровиться большинство разработчиков из разных студий успело. Через какое-то время, спустя 20—30 ходов, к управлению на DualSense привыкаешь (с особенностями геймплейных механик я разбирался куда дольше).

Стандартная раскладка такая: левый и правый стики отвечают за управление камерой — ее можно отдалять и приближать, перемещать в разные стороны. Левый триггер (L2) нужен для переключения слоев карты, правый (R2) активирует юнит, который сейчас должен сделать ход. Бамперы (L1/R1) задействуются в том числе при переключении между армиями или поселениями. Выбор заданий (или чего угодно еще в меню) идет стрелками, подтверждение — «иксом», отмена — «нулем». «Треугольник» вызывает меню выбора заклинаний, прогресса империи, исследования местности.

Если в Age of Wonders 4 есть возможность играть на ПК с клавиатурой и мышью — сделайте это. Очевидно, что геймпад выступает своеобразным костылем, пускай и довольно продвинутым. Все же 4X-стратегии — это не вотчина консолей.

Что еще следует знать:

  • Игра локализована на русский язык частично: все надписи и диалоги переведены субтитрами, но озвучки нет.
  • Версия для PS5 предлагает два режима производительности: с улучшенной графикой и уменьшенным fps и наоборот. Я выбрал режим «Качества».
  • Загрузки на PS5 быстрые, причем даже к финалу игровой сессии, когда в арсенале игрока находятся целые армии и вся карта открыта.

Age of Wonders 4 — это качественный проект? Однозначно, да. Серьезных технических недостатков, особенно если вспомнить про недавние Redfall или Star Wars Jedi: Survivor, через несколько недель после релиза не найдено — уже достижение.

Насколько разработчикам из Triumph Studios получилось воплотить все идеи в жизнь? Мне, как не самому большому фанату игр этого жанра, оценить особенности сложно. Но геймеры, любящие и знающие суть 4X-стратегий, похоже, остались довольны: это видно как по оценкам критиков, так и по отзывам простых пользователей. В одной из рецензий новый «Век чудес» называют «увлекательной стратегией, собравшей основы лучших представителей жанра». Похоже, так оно и есть.

825 ГБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom
1 ТБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by