Одни любят глубокскую, другие — рогачевскую (вы понимаете, о чем речь). И эти две стороны вряд ли когда-то найдут взаимопонимание. Наверное, примерно так же выбирают сторону и геймеры: кто-то не чает души в консолях, другие — в ПК. Я отношусь к последним, а робкие попытки забраться на территорию владельцев «хуанов» и «плоек» не завершились успехом.
Тем интереснее было сыграть в ПК-порт The Last of Us: Part 1. Справедливости ради, на такой серьезный шаг — предать компьютер и окунуться в «мыльное кинцо» приставок — я решался и раньше. До этого были попытки сыграть в Journey, Death Stranding, Horizon Zero Dawn, Detroit: Become Human и что-то по мелочи. Journey понравилась.
Правда, на этот раз все вышло наоборот: вначале я посмотрел сериал «Одни из нас» (прокатное название вызывает лицевые судороги, ведь там черным по белому написано: «Последние из нас»), а только потом состоялся релиз игры. То есть никакой интриги, и даже возник вопрос: зачем заново смотреть интерактивное кино?
Внимание, далее возможны спойлеры
Минимальные системные требования для ПК
Процессор: AMD Ryzen 5 1500X или Intel Core i7-4770K;
оперативная память: 16 ГБ;
видеокарта: AMD Radeon RX 470 (4 ГБ), AMD Radeon RX 6500 XT (4 ГБ), NVIDIA GeForce GTX 970 (4 ГБ), NVIDIA GeForce GTX 1050 Ti (4 ГБ);
диск: SSD (потребуется 100 ГБ).
Рекомендуемые системные требования
Процессор: AMD Ryzen 5 3600X или Intel Core i7-8700;
оперативная память: 16 ГБ;
видеокарта: AMD Radeon RX 5700 XT (8 ГБ), AMD Radeon RX 6600 XT (8 ГБ), NVIDIA GeForce RTX 2070 SUPER (8 ГБ), NVIDIA GeForce RTX 3060;
диск: SSD (потребуется 100 ГБ).
Сериал понравился, но восторгов, которые испытывали поклонники франшизы, я не пережил. Да, крепкая постапокалиптическая фантастика с грамотно подобранными исполнителями главных ролей. Правда, актеры, игравшие Джоэла, трансформировались в единое: в игре после сериала виделся Педро Паскаль, а не Трой Бейкер. Интересно, что Элли избежала этой судьбы, так как «игровая» Эшли Джонсон и «сериальная» Белла Рэмзи слишком не похожи друг на друга, но одинаково прекрасно играют свои партии.
The Last of Us: Part 1 для ПК стартовала почти так же плохо, как в свое время Cyberpunk 2077 (для всех платформ). Еще до релиза было очевидно, что системные требования для красивой картинки высоки, но вполне подъемны. В реальности все было очень грустно: вне зависимости от железа геймеры пили чай, часами ожидая обработки шейдеров, без компиляции которых играть можно, но это больно.
Быстро появились народные способы борьбы с проблемами и целые гайды по настройкам графики, потом вышли апдейты, отчасти поправившие ситуацию. В этот момент владельцы консолей наверняка ликовали: «А вот на „плойке“ — установил и забыл, нет этих ваших „пэкашных“ танцев с бубном». Кстати, таких жестких глюков, как на видео ниже, я за все время игры не встретил:
«Пекари» плевались и видели подтверждение своим убеждениям: «Снова кривой порт!» К тому же игра могла грузить процессор и оперативную память на 100%, в какие-то моменты даже подсветка мыши начала тормозить. При этом температура процессора и видеокарты не превышала 60—70 градусов, а кулеры не разгонялись «как следует». Шейдерная мистика.
Кого-то спасала технология DLSS, но она то и дело превращала игру в то самое «мыльное кинцо» (на мониторе формата 1080p). Это невероятные ощущения: в одно мгновение ты восторгаешься красотами окружающего мира, который почти неотличим от киношного, а в другой — смотришь на графические артефакты, навевающие воспоминания о прошлом. Но надо отдать должное: в катсценах, которых в The Last of Us: Part 1 очень много, графика всегда отменная.
К сожалению, именно технические моменты вызвали негативные впечатления в начале игры (тебя убивают не потому, что ты медленный и тупой, а потому, что The Last of Us решила подвиснуть в момент атаки щелкуна). «Наверное, это крутая игра, но играть в нее с такими тормозами — это просто издевательство», — такая мысль проскользнула.
К тому же страдать дважды очень сложно: «Ах, бедный Джоэл, пережил утрату. Снова». В сериале это выглядело получше. В общем, игра скучная, смотреть все по второму кругу глупо и неинтересно. Уйма бессмысленных роликов, промотать которые можно лишь через меню. Сюда можно добавить отвратительную логику управления оружием, что особенно чувствуется в пылу очередной жаркой стычки.
Хотя с самого начала пришлось признать: как все-таки классно авторы сериала использовали доступный им игровой материал. Все (почти) прямо в точку, подмечены нюансы, даже ракурсы те же, реплики, мимика.
Спустя пару обновлений и несколько часов — когда The Last of Us: Part 1 стала играбельной до уровня, что в процесс можно погрузиться, — внезапно оказалось, что просмотр роликов доставляет не меньшее удовольствие, чем игра (хотя ближе к финалу они все же начали утомлять). Здесь началась битва титанов: кажется, что Элли в сериале прописана куда лучше, вызывает больше эмоций. Спустя час — нет, именно в игре отношения более человечны, они ближе к реальным, меньше наигранности.
Внутренние противоречия в итоге позволили вынести вердикт: в сериале романтизировали многие аспекты, сгладили их, сделав более политкорректными, «правильными» и понятными для широкой аудитории — это, например, касается сюжета Билла и Фрэнка. Так, из едва заметной игровой зарисовки с «душнилой»-одиночкой в сериале развернули полноценный филлер с совсем иным вектором. Тесс, после того как ее укусил зомби, умирает в сериале и игре по-разному: в первом случае ее смерть кажется менее напрасной и более драматичной. В игре — более жестокой и обидной, а потому бессмысленной.
Есть и другие примеры «корректировки» игровой истории, полностью согласиться можно, вероятно, лишь с одним: споры, вызывающие заражение, в сериале убрали, оставив только непосредственный контакт с инфицированным. Сдвинули и временной промежуток, в который происходят события. Хотя это ни на что не влияет, разве что в сериале появилась едва заметная привязка к нынешней пандемии. А иногда в сериале просто решали «рассказать больше»: так было с поиском аккумулятора в начале игры (в сериале это целая история, в игре — мимолетный факт).
Игра куда жестче, агрессивнее, в ней больше драйва (некоторые стычки с врагами вызвали эффект wow), и потому она банально интереснее, хоть и не сразу принимаешь это. Главные и второстепенные персонажи запоминаются лучше: в такие моменты понимаешь, где «ошиблись» шоу-раннеры «Одних из нас», уступив разработчикам The Last of Us.
Нет, игра The Last of Us: Part 1 не создает даже иллюзии выбора, здесь все поставлено на рельсы и игрока аккуратно ведут по сюжету, как в сериале — не позволяя ступить в сторону. Но сериал не позволяет стать Джоэлом или Элли, теперь же в него можно сыграть, а стремление ТВ-шоу быть максимально похожим на игру делает последнюю привлекательней. Само собой, переживания владельцев консолей, давно отыгравших в эту игру, будут отличаться: они будут снисходительно смотреть на владельцев компьютеров.
Нельзя утверждать, что у HBO что-то «не получилось» с сериалом (хотя критиковать есть за что, а порицать всегда проще): было бы глупо делать полную кальку игры. Поэтому сериал достаточно интересно дополняет то, что могло остаться (и осталось) за кадром в The Last of Us: Part 1, а другое оставил нетронутым. Взаимосвязь форматов повествования, на самом деле, является рецептом идеального медийного коктейля, однако мало кто умеет его готовить. В случае с историей Джоэла и Элли у HBO и Naughty Dog все получилось — в отличие от 99% фильмов и сериалов «по мотивам» игровых франшиз.
Стыдно признаться, но после финальных титров The Last of Us: Part 1 захотелось продолжения. Только чтобы сразу готовое к «употреблению», а не технически сырое нечто. Говорят, оно давно вышло, но ПК-бояре его в ближайшем будущем не получат.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by